Художественное восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет
и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне
произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от
одной культурной эпохи к другой.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Понятие “художественное восприятие”……………………. с.6
Глава 2 . Изобразительное искусство: его особенности, формы и
методы преподавания………………………………….………………. с.18
Глава 3. Особенности курса ”Мировая художественная
культура"……………………………………………………………….. с.26
Глава.4. Особенности восприятия изобразительного
искусства на примере эпохи барокко………………………………. с.35
Заключение……………………………………………………………. с.46
Список литературы…………………………………………………… с.52

Файлы: 1 файл

Москва 2000.docx

— 63.78 Кб (Скачать)

Внеучебная  самостоятельная деятельность  учащихся  в форме   развивающего

досуга -  еще  одно  обязательное  звено  в  организации  процесса  обучения

основам мировой  и художественной культуры. Это вполне  своеобразная  область

деятельности,  которая  все  же  не  может  оставаться   вне   поля   зрения

преподавателя, ибо  именно в этой области учащиеся, как правило,  приобретают

собственный опыт художественно - творческой деятельности, а без  этого  опыта

освоение  мира  художественной  культуры  будет   не   вполне   полноценным.

Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся накапливали  опыт  такой  художественно  -

творческой  и   эстетической   деятельности   в   самых   разных   областях:

литературной (сочиняли стихи, писали рассказы),  изобразительной  (рисовали,

лепили,  вырезали,  составляли  экспозиции  выставок),  музыкальной  (писали

музыку к  стихам,  играли  на  каком  -  ни  будь  музыкальном  инструменте,

организовывали музыкальные  вечера), театральной, танцевальной и т.п.

       В процессе изучения  курса   самостоятельная  внеучебная  деятельность

учащихся  должна  осознаваться  преподавателем  как  самостоятельное   звено

процесса  обучения.  Именно  поэтому  ученикам  может   быть   предоставлена

возможность иметь  свободный творческий день. Обязательным для организаторов

таких дней должно быть понимание того, что ученикам предоставляется  свобода

выбора форм и  видов  деятельности  для  самостоятельного  художественного и

эстетического воспитания: для работы в библиотеке,  посещения  выставки  или

театра,  участия  в  экскурсиях.  Безусловно,  нужно  помогать  ученикам   в

организации творческих дней, чтобы они не превращались в  обычные  выходные,

но право выбора, право на самостоятельное решение,  чем  заниматься  в  этот

день, должно оставаться за учащимися. 

       Специфика предмета обучения - сложнейший  мир художественной  культуры

и художественной деятельности  людей  в  мировом  историческом  контексте  -

предполагает основные  формы  и  методы  обучения.  Если  в  других  учебных

дисциплинах игнорирование деятельной сущности и активности  личности  только

ограничивает возможности  обучения, то в  области  искусства,  художественной

культуры это приводит к несостоятельности и ненужности самих знаний.  Знания

по искусству,  не  включённые  в  систему  ценностных  ориентаций  личности,

остаются  мёртвыми.  Поэтому  только  организация  самостоятельной  активной

деятельности  учащихся,  в  ходе   которой   каждому   будет   предоставлена

возможность выработать и продемонстрировать собственную  систему ценностей  -

есть путь подлинного приобщения к миру художественной культуры.

       Поскольку  изучение  основ   художественной   культуры   предполагает

обращение к разным  видам  художественной  деятельности,  то  в  организации

обучения   нельзя   не   учитывать,   что   все   учащиеся   имеют    разную

предрасположенность к различным видам художественной деятельности,  что  кто

- то из них лучше  слышит, кто - то лучше видит  и  т.д.  Имеются  в  виду  не

только врождённые задатки, способности, одарённость, но  и  умения,  навыки,

мастерство, уровень  самостоятельности и т.д.  Разными  являются  и  интересы

учеников: одному интересно  то, что не интересно  другому.  Чтобы  обеспечить

эффективность обучения, мы должны учитывать  особенности  каждого,  опираясь

на принцип индивидуализации,  хотя  при  этом  невозможно  до  бесконечности

приспосабливать учебные  действия  к  индивидуальным  особенностям  каждого.

Выход может быть найден  в  предоставлении  самим  ученикам  права  выбирать

виды, формы  и  способы  деятельности,  которые  наиболее  соответствуют  их

индивидуальности. Особой заботой  преподавателя  в  данном  случае  является

постепенное и планомерное  вовлечение учащихся  в  те  формы,  виды  и  сферы

деятельности,  которые  позволят  познакомить  их  с  менее   известными   и

освоенными видами художественно - эстетической деятельности.

       Однако   формирование   основ    художественной    культуры    нельзя

рассматривать только как собственную работу  отдельного  ученика.  Известно,

что восприятие и  усвоение любой информации, особенно  художественной,  носит

избирательный характер, который определяется как личными  свойствами  самого

ученика, так и  влиянием ближайшего круга  общения.  Оптимальным  в процессе

обучения будет  не игнорирование этого явления, а выявление  и  использование

его при организации  и  регулирования  общения  учащихся  друг  с  другом  на

занятиях. С этой целью могут быть  организованы  такие варианты  общения,

когда механизм передачи эстетического и художественного  опыта  действует  не

только от учителя  к ученику и  обратно,  но  и  от  ученика  к  ученику.  На

практике этот вариант  общения  организуется  благодаря  тому,  что  ученики,

получив  определённое  задание,  имеют  право  выбирать  партнёров  для  его

выполнения, основываясь  в своём  выборе  на  взаимной  симпатии,  деловых  и

творческих качествах друг друга.

       Признание в группе,  среди   товарищей  способствует  самоутверждению,

росту уважения к  себе,  стимулируя  к  дальнейшим  открытиям  и  превращению

ситуативного интереса в эстетическую потребность. К  тому  же,  в  групповой

работе ученики  могут  сближаться  с  искусством  и  через  другие  ценности.

Например, через желание  повысить свой статус в группе или  престиж  в  глазах

значимой личности.

       Поставить ученика в позицию  активного  участия  в   процессе  обучения

можно  несколькими  способами,  среди  которых  выделяются  два:  на  основе

интереса к содержанию занятий и на основе  увлекательного  способа  изучения

предмета. Идеальной  можно считать ситуацию, когда  реализуются  оба  способа,

именно тогда изучение предмета приводит к максимальному  успеху.

       Итак, оптимальной  системой  управления  процессом  обучения,  дающей

наиболее    эффективный    результат,    является    методика    организации

многоуровневого  общения  и  поэтапной   успешной   деятельности   учеников,

основанной сначала на свободном личном  выборе  тех видов художественного

творчества, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой  выразить

своё отношение  к  предмету  изучения  и  свои  индивидуальные  способности,

постепенное и планомерное  вовлечение в ходе занятий каждого  ученика  во  все

основные  сферы   художественной   деятельности   для   осмысления   проблем

художественной культуры, её общих закономерностей в контексте  социальной  и

культурной истории.

       Таким образом, знакомство  с   произведениями  искусства  и   явлениями

художественной  культуры  в  определённой  системе,   приобретение   навыков

самостоятельного  осмысления  культурологического   материала,   собственное

творчество в  одном  или  нескольких  видах  художественной  и эстетической

деятельности   -   обязательные   компоненты   процесса    освоения    основ

художественной  культуры.  Только  взаимодействие   и   взаимовлияние   всех

названных звеньев  сможет создать  базу  для  глубокого  и  полного  освоения

интегративного предмета, представляющего мир художественной культуры. 
 
 

        Глава 4.  Особенности  восприятия  изобразительного   искусства   на

примере эпохи барокко. 

Во-первых  следует рассказать  о происхождении термина “барокко”.   Есть

гипотеза, что термин “барокко” происходит от  испанского  слова  “barrueco”,

что означает  жемчужину  неправильной  формы.  Но  есть  более  убедительная

гипотеза, ведущая  происхождение этого термина  от слова  “barocco”  ,  что  в

XVI веке, в итальянской  сатирической литературе означало  в  смысле  грубого,

неуклюжего,  фальшивого.   Причем   этот   термин   не   использовался   его

современниками для  оценки искусства своего времени, его  стиля  и  что  XVII

век не выработал  законченной теории эпохи барокко.

       В  начале  XVII  века  сильно  меняется  мироощущение   человека,   и

происходит  это,  прежде   всего,   из-за   того,   что   происходит   конец

патриархальности  жизненного  уклада  (и   соответствующих   такому   укладу

духовных представлений).

Эти патриархальные черты были связаны  с  живучестью  старых,  восходящих  к

очень давним временам, обычаев и воззрений, т.е. во всем том, что  позволило

ему сохранить в  себе нечто от “естественных” человеческих качеств,  избежать

полной своей закрепощенности  санкциями свыше.

       Люди XVII столетия находятся  в   тисках  уже  сложившихся   социальных

отношений. Соответственные  перемены  происходят  в  общественном  сознании.

Человек, в недалеком прошло,  мнивший себя  хозяином  своей воли  и своих

поступков, отныне оказывается  в плену множества  объективных  обстоятельств.

Еще недавно он видел  себя центром мира  и  действовал  согласно  собственным

побуждениям; теперь он только  малая  часть  некоего  общественного  целого,

противостоять законам  которого он бессилен. Именно теперь  появляется  некая

непреодолимая  преграда  между  личностью  и  обществом,  как   причина   их

взаимного  отчуждения  –  качества,  которое  в  полную  свою  меру   станет

печальным достоянием более поздних этапов нового  времени,  но  впервые,  во

всей роковой неизбежности, открывается мыслителю и художнику  как раз в  XVII

веке. “Так возникает трещина между личностью и миром,  между  отдельным

человеком и общественной средой –  диссонанс,  ставший  отныне  неотъемлемым

признаком эволюции классового общества”.  Правда,  духовный  конфликт  между

личностью и  обществом  можно  было  наблюдать  и  раньше,  но  теперь  этот

конфликт обретает более широкую  форму,  в  той  или  иной  мере,  в  разных

аспектах, но равно обязательно распространяясь на  представителей  различных

социальных кругов.

       Ощущение фатальной неодолимости  сил,  стоящих  вне  человека,  имеет

своей  оборотной   стороной   нарастание   индивидуалистических   тенденций,

отъединение человека от окружающей его общественной среды, погружение его  в

свой  внутренний мир. Из представлений  людей  XVII  века  исчезает  чувство

Информация о работе Художественное восприятия