Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:28, доклад
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.д.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2008
Автор: Батталова
Ж.Б.
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.д.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, т.е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного произведения. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного обобщения.
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия, выдвинутые М.П. Воюшиной. Рассмотрим их, начиная с наиболее низкого.
1. Фрагментарный уровень
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточенно на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отличают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя, поэтому их мнение о поступках героя бывают неверными с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задание, часто отказываются говорить.
Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
При постановке вопросов к произведению дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят 1-2 вопроса, как правило, к началу текста.
2. Констатирующий уровень
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенки чувств, ограничиваются обычно словами “весело” или “грустно”. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении, и не чувствуют потребности в перечитывании текста, в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейские представления о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. Но, в отличие от ребенка с фрагментарным уровнем восприятия, ребенок с констатирующим уровнем пытается размышлять, обосновывать свои ответы, видит смену настроения.
При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся как можно подробнее произвести событийную сторону.
Часто читатели этой группы задают вопросы: чему учит эта сказка?; что вы поняли из этой сказки, повторяя формулировки, столь часто слышимые от учителя, но, как правило, ответить на вопросы они не могут.
3. Уровень «героя»
Читатели, находящиеся на уровне “героя”, отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причем, читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют, прежде всего, герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения со ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
Ответы ребенка более глубокие и подробные, чем в предыдущих примерах; ему нравится рассуждать о прочитанном, он хорошо помнит текст, а при затруднении перечитывает стихотворение. Ученик пытается определить роль ритма, связывая его изменения с изображением определенных событий, хотя ответу не хватает четкости. Он разделяет позицию рассказчика, но преимущественно на эмоциональном уровне. Обобщая прочитанное, ребенок рассуждает лишь о герое стихотворения, обобщение не выходит за рамки конкретной ситуации. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан, прежде всего, с оценкой персонажа. Вопросы уровня «героя» нацеливают на осмысление, а не воспроизведение текста. Ребенок задает вопросы к сказке в целом, а не к отдельным эпизодам; он стремится осмыслить характеры главных персонажей, а об авторе не вспоминает.
4. Уровень «идеи»
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки ответов могут быть по-детски наивными, важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении. При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, мотивы поведения героев, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.
Итак, детям младшего
школьного возраста свойственны
четыре уровня восприятия художественного
произведения. По уровню восприятия можно
судить о литературном развитии ученика.
Фрагментарный уровень
Система аналитических умений
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Основное свойство любой системы – наличие между ее элементами взаимосвязей, обусловливающих появление нового качества, не свойственному ни каждому элементу в отдельности, ни сумме составляющих ее элементов. Поэтому умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как художественного целого. М.П. Воюшина предлагает следующую систему умений, необходимых при анализе художественного произведения. Рассмотрим частные аналитические умения.
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Формулировка данного умения отражает суть перцептивной деятельности читателя, так как и образ героя, и композиция произведения, и пейзаж, и сюжет, и весь сложный комплекс отражения действительности в литературе даны только в формах слова, языка, в их соотношениях, взаимосвязях, расположениях и т.д. Бесконечное развитие художественных произведений делает маловероятной возможность перечислить, как все изобразительно – выразительные средства языка, так и функции в тексте. Способствуют формированию данного умения такие приемы анализа текста, как подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения слов, сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, выделении изобразительно – выразительных средств языка с целью воссоздания картины природы, характеристики персонажей, выявлении авторской позиции.
2. Умение воссоздать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Это умение тесно связано с умением воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией, но не сводится к нему. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому, что этот опыт представляет материал, из которого создаются настроения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений, полученных в реальной действительности, воссозданный читателем образ второй – художественной - действительности будет беден. Необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения.
Формирование этого умения базируется на начальном представлении о соотношении литературы и действительности, выраженной в доступной детям форме, и на понимании различия между оценкой прочитанного как произведения искусства и отображением отношения к жизни, описанной в произведении. Эти представления приобретаются не в результате использовании специального приема анализа на изображение жизни автором, а не на саму жизнь. Воссозданию образов способствует анализ иллюстраций, словесное и графическое рисование, составления киносценария.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
Данное умение направлено на постижение композиции – важнейшего элемента художественной формы. Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном его объеме, но важно приучать юных читателей размышлять над «законом сцепления» эпизодов, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Целесообразно познакомить учащихся с сюжетом, как элементом композиции, с элементами сюжета – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением, и их ролью в раскрытии художественной идеи.
Наиболее эффективные приемы формирования данного умения – составление плана эпического произведения, основанного на вычленении сюжетных элементов, видеоклипа, передающего смену эмоциональной тональности повествования, выразительное чтение, отражающее динамику эмоций.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме, как элементы, служащие для раскрытия идеи.
В эпическом
произведении основная роль в раскрытии
идеи принадлежит образам героев.
Целостное восприятие персонажа
предполагает, что у читателя возникает
эмоциональное отношение к
Информация о работе Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками