Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:28, доклад
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.д.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.
а) выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
б) сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздания образа – персонажа;
в) «расшифровка» мимики, жестов, интонаций героя с целью выявления его внутреннего состояния;
г) составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение
можно рассматривать как
6. Умение осваивать идею произведения.
Осознание идеи происходит в результате анализа, это процесс синтетический. Включение данного умения в систему аналитических умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или неприятие авторской позиции.
Наиболее распространенные приемы, позволяющие обобщить результаты анализа - это сопоставление вариантов названия произведения, попытка выразить свое понимание идеи с помощью логической формулировки, дающей возможность выйти за рамки сюжета, сделать широкое обобщение. Эти приемы опираются на литературоведческие понятия о том, что идея шире образа. Но не менее важна вторая часть данного положения: образ шире идеи. С помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующее в художественном тексте.
Поэтому, наряду с формулировкой идеи, следует использовать такие приемы, которые позволят воплотить свое понимание идеи в образной форме: составление киносценария, подбор мелодии, выразительное чтение, иллюстрирование и т.п.
В реальном процессе восприятия частные аналитические умения сосуществуют, взаимно обогащая друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка: только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними, почувствовать авторскую позицию. Умение воссоздать картины жизни, изображенные в произведении, в свою очередь способствует проникновению в эмоциональный настрой произведения, воссозданию образа персонажа. Для того, чтобы увидеть изменение характера героя, динамику эмоций, недостаточно воспроизвести отдельные картины, нужно установить связь между ними, сопоставить свою, читательскую оценку событий и героев с авторской оценкой. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все читательские умения. А освоив идею, читатель по–новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, формирование частных аналитических умений не может осуществляться последовательно за счет выполнения специальных упражнений. Все умения, образующие систему, должны формироваться одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
При работе с басней особое внимание необходимо уделить развитию второго умения (воссоздание в воображении картины жизни, изображенных писателем), третьего умения (устанавливать причинно – следственные связи), умение видеть авторскую позицию, определять аллегорический смысл, выделять идею (мораль басни).
ЛИТЕРАТУРА
1. Библиотека мировой литературы для детей. – М., 1981. – 430 с.
2. Воюшина М.П. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – Санкт-Петербург, 1999.- с. 40-86.
Информация о работе Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками