Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:28, доклад

Краткое описание

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.д.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

Файлы: 1 файл

13Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

а) выявление  мотивов, обстоятельств, последствий  поступков героя;

б) сопоставление  размышлений, переживаний и поступков  героя с целью воссоздания  образа – персонажа;

в) «расшифровка»  мимики, жестов, интонаций героя с целью выявления его внутреннего состояния;

г) составление  плана рассказа, чтение по ролям, составление  рассказа от лица героя или о герое  с целью осмысления его характера  и идеи произведения.

5. Умение видеть  авторскую позицию во всех  элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать как составную  часть каждого из перечисленных  умений, но в учебных целях его  полезно выделить. Это позволит направить  внимание читателя на постижение авторской  позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Независимо от того, отдает ли читатель себе в этом отчет, авторская позиция в той или иной степени всегда присутствует в воссозданном читателем образе, т.к. она кроется и в выборе жизненного материала, положенного в основу произведения, и в языке, и в композиции, и в образе главного героя. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни, он приобретает жизненный, житейский, а не духовный опыт. Поэтому так важно развивать у младших школьников представление об авторе как творце художественного произведения, учить их определять авторское отношение к изображаемому.

6. Умение осваивать  идею произведения.

Осознание идеи происходит в результате анализа, это  процесс синтетический. Включение  данного умения в систему аналитических  умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или неприятие авторской позиции.

Наиболее распространенные приемы, позволяющие обобщить результаты анализа - это сопоставление вариантов  названия произведения, попытка выразить свое понимание идеи с помощью логической формулировки, дающей возможность выйти за рамки сюжета, сделать широкое обобщение. Эти приемы опираются на литературоведческие понятия о том, что идея шире образа. Но не менее важна вторая часть данного положения: образ шире идеи. С помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующее в художественном тексте.

Поэтому, наряду с формулировкой идеи, следует  использовать такие приемы, которые  позволят воплотить свое понимание  идеи в образной форме: составление киносценария, подбор мелодии, выразительное чтение, иллюстрирование и т.п.

В реальном процессе восприятия частные аналитические  умения сосуществуют, взаимно обогащая друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка: только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними, почувствовать авторскую позицию. Умение воссоздать картины жизни, изображенные в произведении, в свою очередь способствует проникновению в эмоциональный настрой произведения, воссозданию образа персонажа. Для того, чтобы увидеть изменение характера героя, динамику эмоций, недостаточно воспроизвести отдельные картины, нужно установить связь между ними, сопоставить свою, читательскую оценку событий и героев с авторской оценкой. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все читательские умения. А освоив идею, читатель по–новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, формирование частных аналитических  умений не может осуществляться последовательно  за счет выполнения специальных упражнений. Все умения, образующие систему, должны формироваться одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

При работе с  басней особое внимание необходимо уделить  развитию второго умения (воссоздание в воображении картины жизни, изображенных писателем), третьего умения (устанавливать причинно – следственные связи), умение видеть авторскую позицию, определять аллегорический смысл, выделять идею (мораль басни).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библиотека  мировой литературы для детей. – М., 1981. – 430 с.

2. Воюшина М.П.  Методические основы языкового  образования и литературного  развития младших школьников. –  Санкт-Петербург, 1999.- с. 40-86.

Информация о работе Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками