Готическое искусство Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Термин «Готика» родился в полемике художников, строителей и критиков итальянского Возрождения против искусства и идеологии предшествовавших эпох и чужих стран. Готы, овладев Италией в конце пятого века, стали строить нечто своё, грубое, чуждое прежним великолепным канонам античной красоты. Их архитектуру итальянцы эпохи Возрождения называли варварской, дикой, готической.

Оглавление

1).Введение.
2).Эстетика в готической архитектуре.
3).Что такое готика.
4).Готический стиль в архитектуре Западной Европы.
5).Готический стиль во Франции.
6).Готический стиль в Испании.
7).Немецкая готическая архитектура:
а). Пабло де ля Рьестра. Готическая архитектура немецких земель
б). Кельнский собор.
8)Древняя готическая архитектура.
9).Заключение.
10).Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

башнями. Работы на южной  башне были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.В 1842 году,

после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами  Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В

1862 году уже могли  быть установлены стропильные  фермы на продольном и поперечном  нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров.

15 октября 1880 года  в присутствии германского императора  Вильгельма I состоялось празднество  в связи с завершением постройки.  Однако и после этого 

торжества строительство  продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших

декоративных башен, украшавших громадные башни  главного фасада, рухнула: обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной

кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не  завершена и  сегодня.

                          

                                       

                               8).Деревянная архитектура 

Деревянные каркасные  конструкции - фахверки - были распространены в светской архитектуре немецких земель почти повсеместно. Вообще деревянная архитектура была известна во многих странах Европы, но здесь она достигла наивысшего расцвета (хотя ее традиции были сильны также в Англии и Нормандии). Если учесть, что техники деревянного зодчества использованы более чем в 90 процентах средневековых построек в немецких землях, то становится очевидно: обойти вниманием деревянные конструкции в любой работе, посвященной средневековой архитектуре, было бы серьезной ошибкой. По иронии судьбы многие города на побережье Северного моря, до сих пор считающиеся типично средневековыми (например, Брюгге во Фландрии), с течением временем утратили все деревянные постройки, а это значит, что облик их весьма существенно изменился. Чтобы познакомиться со средневековой деревянной архитектурой, следует побывать в таких городах, как Кведлинбург, Гослар, Целле, Дудерштадт, Мюнден, Швабский Галль, или в Кольмаре.

Фахверковая конструкция  состоит из деревянного каркаса  и наполнителя – глины или  кирпичей, которыми заполняют промежутки между брусьями. Конструктивные элементы в ней выполняют одновременно и декоративную функцию. Деревянные брусы, видимые снаружи, дают зрителю четкое представление о структуре здания, поэтому необходимость в таких стандартных элементах классической архитектуры, как карнизы, фризы или пилястры, отпадает. Фахверковая конструкция находила самые разнообразные применения: на каркасе из деревянных брусьев строили жилые дома, складские помещения, укрепленные здания, больницы, ратуши и даже маленькие церкви. Но у деревянных построек был серьезный недостаток: уязвимость при пожаре (хотя дубовая древесина относительно устойчива к воздействию высоких температур). Городские власти нередко принимали противопожарные меры, запрещая настилать крыши из соломы или возводя толстые каменные брандмауэры (как, например, в Оснабрюкке). Кроме того, они поощряли замену деревянных фасадов каменными, как в Нюрнберге. Этот процесс начался, по-видимому, раньше, чем предполагают многие исследователи. К примеру, дом 12 по Обере Кремергассе в Нюрнберге обзавелся каменным фасадом не позднее 1398 года. Впрочем, на внешнем виде здания это почти не отразилось, за исключением конфигурации окон. Первоначально они были сгруппированы по три, и среднее окно в каждой тройке располагалось несколько выше боковых (такая схема размещения окон была распространена во всей Верхней Германии и Швейцарии). Соседние здания с деревянным каркасом на каменных цоколях (дома 16 и 18 по Унтере Кремергассе) датируются уже более поздним периодом, 1452 – 1560 годами.

Материалы, шедшие на строительство здания, не всегда определялись зажиточностью горожанина-заказчика. Качество некоторых фахверковых построек, возведенных по заказам могущественных гильдий или богатых патрициев, было исключительно высоким. Типичное гильдейское здание периода около 1480 года – гильдия “Братство Михаэля” – стоит на рыночной площади “деревянного” города Фрицлара. От соседних жилых домов его явно отличают расположенный на первом этаже зал, в который ведут две аркады со стрельчатыми арками, и эркер, охватывающий три этажа – со второго по четвертый. На уровне крыши этот эркер преображается в восьмигранную башню со шпилем. Столь узкая постройка – результат законодательных ограничений, связанных с планировкой города: под дома с выходившими на улицу фасадами, отводились маленькие участки. Конструкция этого здания гильдии восходит к франконской традиции деревянного зодчества, распространенной в Центральной и Западной Германии.

В Эхингене (Швабия) сохранилось  до наших дней новое здание больницы Святого Духа, выстроенное в характерной  алеманнской традиции фахверков, которая господствовала во всех юго-западных немецких землях. Ее отличительными чертами, в частности, являются маленькие окна, втиснутые в узкие пространства между перемычками, и большие расстояния между стойками рамы. Эти стойки вместе с распорками образуют различные геометрические фигуры, которым давали антропоморфные имена. На первом этаже этой больницы располагалась богадельня, на втором и третьем – комнаты так называемых “ученых” и слуг. Кухня первоначально также помещалась на третьем этаже.

Дом на Кнохенхауэрштрассе в Брауншвейге может служить  образцом фахверка, типичного для  Нижней Саксонии (хотя такой тип  деревянных конструкций встречается  и по всей Северной Германии). Правда, от старинного здания сохранились лишь фрагменты, но и они отчетливо демонстрируют характерные

черты этого типа: все брусья расположены под прямым углом друг к другу, верхние этажи  выдаются далеко вперед, стойки рамы разделены  узкими интервалами, и, наконец, ряды близко помещенных друг к другу окон образуют так называемый “фонарь”. Подоконники, украшенные резьбой, винтовым фризом, надписями и типичными позднеготическими орнаментами предвосхищают пышную декоративную резьбу 16 столетия.

В 1480 году в Нойштадте  близ Марбурга была воздвигнута башня  Юнкер-Ганзен – круглое укрепленное здание смешанной конструкции, в которой камень сочетался с деревянным каркасом. Эта башня служила для защиты замка и небольшой деревушки. В архитектурном отношении она представляет собой нечто среднее между донжоном замка и бастионом крепостной стены.  
 

                                9). Заключение. 

  Итак, готика царила  повсеместно. Как в Париже Нотр-Дам,  венский собор св.

Стефана главенствует над огромной столицей.

  Не только однобашенный  фасад, как  во  Фрейбурге,  но  и храмы с почти

одинаковой высотой  центрального  и  боковых  нефов,  создающей  единое,  по-

дворцовому обширное пространство, — новшество германской готики.

  В  Нидерландах,  где  благодаря   выгодному   географическому   положению

городская торговля процветала уже в романскую пору, рост  бюргерства  вызвал

бурное светское строительство. В последний  период  средневековья  именно  в

Нидерландах наибольший размах получило  строительство  общественных  зданий—

ратуш[5],   торговых   рядов   и   складов,   домов   цеховых   организаций.

Величественные городские  звонницы — вечевые башни (бефруа), игравшие  важную

роль в многочисленных восстаниях городского населения и  служившие, наряду  с

собором,  как  бы  символом  мощи  и  богатства  города,   —   замечательное

достижение нидерландской  архитектуры (башня,  как  столб  возвышающаяся  над

торговыми рядами в  Брюгге, башни в Ипре, Генте и  др.).

  Всюду строились  замки со все более совершенными  укреплениями и  в  то  же

время  обставленные  со  все  возрастающей  (особенно  в   поздней   готике)

роскошью, проявляющейся  в пышной декоративности, высоких  стрельчатых  окнах

с причудливыми переплетами, тройных каминах во всю стену  и т. д.

  Европейские города  окружались зубчатыми стенами   с  двойными  воротами  и

башнями. Видоизменился  сам облик города благодаря  плотно  прижатым  друг  к

другу готическим домам  с островерхими двускатными  крышами,  узкими  окнами,

стрельчатыми дверными проемами, аркадами, угловыми  башенками  —  всем  тем,

что  в  лабиринте  узких  улочек  кое-где еще сохранившихся средневековых

кварталов обступает  нас  ныне  как  живописный  декорум  давно  исчезнувшего

жизненного уклада.

  Трудно найти  подходящие слова, чтобы описать  впечатления  от  готического

собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен  и  башенок,

вимпергов, фиалов, заостренных  арок. Благодаря своей  архитектуре  с  каждой

точки собор  смотрится  по-новому.  В  отличие  от  романской  церкви  с  ее

четкими,  легко  обозримыми  формами,  готический  собор  необозрим,   часто

асимметричен и  даже неоднороден в своих частях: каждый  из  его  фасадов  со

своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их  как  бы  и  нет.  Арки,

галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные  окна,  все  дальше

и дальше  - бесконечно  сложная,  ажурная  игра  ажурных  форм.  И  все  это

пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен  массой  скульптур.

Они занимают не только порталы и галереи, но  их  можно  найти  также  и  на

кровле, карнизах, под  сводами капелл, на винтовых  лестницах,  возникают  на

водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор-  это  целый  мир.

Он и действительно  вобрал  в  себя  мир  средневекового  города.  Если  даже

сейчас, в современном  Париже, собор Парижской Богоматери царит над  городом,

и перед ним меркнет  архитектура  барокко,  ампира,  классицизма,  то  можно

представить, как еще  более внушительно он  выглядел  тогда,  в  том  Париже,

среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам  Сены.

  Германская готика, также поражая  своими  размерами,  стала  своеобразным

символом  современных  немцев,  олицетворяя  их  национальную  самобытность.

Достаточно упомянуть  хотя  бы  о  том,  что  в  Кельне  довольно  популярна

поговорка, гласящая  примерно  следующее:  «Кельнский  собор  вечная   будет

строиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». Это напоминает  слова  одной

песни:  «...И  пока  она  [Москва]  будет  стоять,  не  исчезнет  Россия   в

веках...».  Эти   выражения   символизируют   целостность,   неделимость   и

самобытность обществ, но если для россиян такой символ-  Московский  Кремль,

то для западногерманцев этот символ- Кельнский собор.

  Вообще, если говорить  о символах прошлого в истории  различных народов, то

готика является  некой  визитной  карточкой  могучей  средневековой  Европы,

воплотившей  в  себе  всю  мощь  веры  и  безграничную  силу   заражающегося

самобытного искусства  Западной Европы. Она  (готика)  повергает  сегодняшних

людей своими задумками, масштабностью и долговечием. Мне  думается,  что  для

очень дальних потомков искусство первого тысячелетия  нашей эры будет  прежде

всего ассоциироваться  с готикой, как для нас искусство  древнего мира  прежде

всего ассоциируется  с Грецией и Римом. 
 

.

                   10).Список используемой литературы. 

Информация о работе Готическое искусство Западной Европы