Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа
Общий характер периода. Готический период западноевропейского искусства представляет, по сравнению с романским, крупный шаг вперед и отражает более реалистическое мироощущение. Термин «готический», «готика», еще более условен, чем понятие «романского» искусства. Возник он в эпоху Возрождения в период, когда преклонялись перед наследием классической античности, и, как синоним варварства (от варварского племени готов), выражал презрение ко всем типичным явлениям средневековья.
Готическое Искусство
(13-14 вв.)
Общий характер периода. Готический период западноевропейского искусства представляет, по сравнению с романским, крупный шаг вперед и отражает более реалистическое мироощущение. Термин «готический», «готика», еще более условен, чем понятие «романского» искусства. Возник он в эпоху Возрождения в период, когда преклонялись перед наследием классической античности, и, как синоним варварства (от варварского племени готов), выражал презрение ко всем типичным явлениям средневековья. Отношение это было в корне неправильным. Такое отношение свидетельствует о недопонимании исторического процесса развития общества и положительных качеств, свойственных этому этапу. Характерным для этого периода средневековья является то, что на этой стадии феодализма чрезвычайно крупную роль начинает играть город, и в искусстве этого периода, наряду с чисто феодальными элементами, уже сильны черты слагающейся культуры бюргерства. Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющихся в типичные для средневековья цеховые организации. Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романского: усиление рационалистических моментов, с одной стороны, и сильные реалистические тенденции с другой.
Первая черта особенно определенно сказывается в области зодчества, вырабатывающего своеобразнейшую, исключительно логичную систему конструкций и декора. Эта система слагается и полнее всего выявляется в постройке больших городских соборов Франции. Соборы эти были гордостью городов и, помимо своего прямого религиозного назначения, нередко использовались в светских целях для общественных собраний граждан. Достижения романского искусства в области строительства церквей, перекрытых сводами, позволили возводить огромные каменные храмы, устойчивость которых зависела не от массивности стен, а от верного распределения сил тяжести и присущего каждому своду распора. Сущность готической конструкции состояла в том, что она в основном создает как бы каркас или скелет здания, сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему так называемых аркбутанов и мощные контрфорсы. Тип базилики сохраняется, но в плане по сравнению с романским периодом сильно упрощается. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками (нервюрами). Снизу их тяжесть принимают вертикальные опоры (колонны, позднее — мощные столбы), распор же передается контрфорсам при помощи подпирающих основания нервюр полуарок (аркбутанов), перекинутых над крышами боковых, более низких нефов. Эти последние перекрываются такими же нервюрами, поддерживаемыми теми же колоннами или столбами и контрфорсами. Части свода между нервюрами (лотки) отличаются легкостью и не влияют на его прочность. Легкость присуща и частям стен между контрфорсами. Стрельчатая форма арок, уменьшающая по сравнению с полуциркульной, распор свода, представляется столь же характерной чертой готической архитектуры, как и описанная конструкция. Стрельчатый свод постоянно применяется в аркадах, окнах, дверях, равно как и в чисто декоративных целях. К постоянно применяемым наружным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями, нагружающие контрфорсы (фиалы), высокие фронтоны над окнами и дверями (пинакли, вимперги), навершия башенок и пинаклей (крестоцветы), а также бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья (краббы). Наиболее распространенными являются двухбашенные фасады, разделяемые на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается большое круглое окно (роза). Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа.
Над ярусом аркад располагается невысокая декоративная галерея (трифориум), выше которой помещаются очень большие окна, дающие главной части собора прямое освещение. Окна, в том числе и розы, заполняются легким каменным переплетом, в интервалы которого вставляются цветные стекла (витражи). Отмеченные формы в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры, украшающей фасады и другие части готической церкви, создают впечатление, что она как бы оплетена каменным кружевом. В интерьерах господствуют торжественная величавость. Динамичность внутреннего пространства усиливается причудливой игрой света, проникающего через цветные стекла витражей. Схема конструкции готического свода
Искусство Франции (конец 12 и весь 15 века. Ранняя готика- 12 первая четверть 13в.; Зрелая готика с 20 г. 13 в. до конца 13в.; С 20 г. 13 в. до 15 в.; Поздняя -13- 15 века.). |
Готический стиль архитектуры
возникает во Франции во второй половине
12 века и держится более трехсот
лет. Его развитие, идущее в сторону
все большей легкости и декоративности,
позволяет различать несколько
периодов эволюции. Вторая половина 12
столетия и первая треть следующего
характеризуются особой строгостью
форм (период ранней готики); 13 век в
целом представляет период наибольшего
расцвета французской готической архитектуры;
14 век является временем усиления декоративной
стороны за счет ясности конструктивного
начала и в старой литературе обычно
именуется периодом «лучистого»
готического стиля; 15 век продолжает
ту же линию развития и приносит
множество новых декоративных форм.
Стиль этого периода |
К шедеврам ранней французской
готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина
12 — первая половина 13 в.).
Собор этот представляет собой пятинефную
базилику с эмпорами, отличающуюся необычайной
соразмерностью конструктивных форм.
Типичными особенностями этого раннего
по времени собора являются применение
колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно
большие поверхности стен и сдержанность
декоративного убранства. |
Ранняя готическая скульптура Франции хорошо представлена на порталах трансепта собора в Шартре. Храм этот был воздвигнут между 1194 и 1225 годами на месте сгоревшей романской базилики, от которой уцелели лишь крипта и западный фасад со знаменитым, украшенным статуями, «королевским порталом». Особенно большой интерес представляет статуарная пластика собора, позволяющая проследить формирование и раннее развитие французской готики. Самые ранние статуи – ветхозаветные цари и пророки на центральном портале северного фасада (Моисей, Авраам, Мельхиседек и др., около 1200-1204 гг.)- еще близки к фигурам королевского портала. Дальнейшие этапы эволюции представлены статуями Христа и апостолов на центральном портале южного фасада (около 1204-1212гг.), изображениями святых на «портале мучеников» (южный фасад, около 1215-1220 гг.) и особенности великолепной группой из трех святых- Мартина, Иеронима и Григория на 3 портале того же фасада (около 1230г.). Менее удлиненные пропорции, устойчивость поз и более энергичная моделировка. «Встреча мари и Елизаветы»
на левом портале северного фасада
трансепта Шартрского собора.
Наиболее ранним готическим статуям
присущи сохранившиеся от романского
периода известная напряженность позы
и строгий параллелизм в постановке ног.
Постепенно фигуры трактуются более свободно.
Некоторое отклонение от строгой фронтальности,
легкий сгиб в коленях и перемещение тяжести
тела на одну ногу сообщают фигурам большую
непринужденность. Приемы эти получили
дальнейшее развитие на замечательных
порталах западного фасада амьенского
собора, где в первую очередь следует отметить
три группы на правом боковом портале:
«Благовещенье», «Встреча Марии и Елизаветы»
и «Принесение во храм». Одухотворенность
идеализированных образов является одной
из характернейших черт этой скульптуры. Дальнейшая эволюция направлена
в сторону усиления рельефности в моделировке
и искания эффектов живописного порядка.
Одна из лучших статуй всей французской
скульптуры 13 века фигура св. Фирмена,
находящаяся на середине посвященного
ему портала Амьенского собора,
наглядно выявляет эти черты. Скульптура
отличается строгой симметричностью контуров
и складок широкого епископского облачения.
И, несмотря на это, о скованности форм
нет и речи. Фигура торжественна, полна
жизни так же, как живет и ее проникнутое
выражением глубокой человечности уверенно
моделированное лицо. Вершина достижения готической
скульптуры — фигура Христа среднего
западного портала все того же Амьенского
собора. Показанный в рост, фронтально,
с одной ногой, чуть выдвинутой вперед,
Христос попирает льва и дракона — символы
антихриста и дьявола. Готическая скульптура
здесь сочетает естественность, почерпнутую
из наблюдений действительности, с чертами
идеализации образа. Голова Христа, устремившего
взгляд в пространство, выражает просветленное
спокойствие, доброту и отрешенность от
мира. Ее лепка широкими обобщенными планами,
обычная на этом этапе, как нельзя лучше
отвечает задачам монументальности образа. |
Выдающаяся роль принадлежит
Франции в развитии искусства
книжной миниатюры, причем все местные
центры предшествующего периода
стушевываются перед Парижем, бывшим
не только крупнейшим экономическим центром,
но также одним из главных средоточий
умственной и духовной жизни тогдашней
Европы. |
В готический период во Франции
широкое распространение |
Искусство Германии |
Готическое искусство Германии не обладает цельностью и единством французской готики. И это не удивительно. В противоположность Франции, где в условиях развитого феодализма начала складываться централизованная монархия, в Германии продолжает усиливаться политическая раздробленность. Наступившее после падения династии Штауфенов междуцарствие (1254-1273гг.) открыло период длительного господства феодалов, стремившихся к обособлению центральной власти и не допускавших избрания на императорский престол сколько-нибудь сильного претендента. В то же время в Германии продолжался рост городов в экономически развитых районах страны. |
Готическая архитектура
Германии развивается первоначально
под сильнейшим влиянием французских
образцов и обнаруживает непосредственную
к ним близость. Принадлежащий
к наиболее знаменитым соборам готического
стиля — собор в Кельне (серед. 13—15 в.; достроен
в серед. 19 века) имеет свой прототип в
соборе Амьена.
К типичным германским чертам принадлежат
здесь высокие остроконечные крыши башен
на западном фасаде и ярко выраженный
вертикализм в членении последнего. |
Изобразительное искусство
Германии 13—14 веков находится в
теснейшей зависимости от французской
готики. Большая самостоятельность
проявляется только в области
портретной скульптуры, опережающей
аналогичные явления |
Из явлений немецкой живописи
готического периода наибольший
интерес представляют своей самостоятельностью
миниатюры рыцарской и
являющаяся сборником песен миннезингеров и дающая великолепные по исполнению миниатюры с изображением сцен охоты, рыцарские турниры, любовных сцен и т. п. |
|
Искусство Англии |
Готическое зодчество
Англии также во многом основывается
на архитектуре Франции. Своего наивысшего
расцвета архитектура средневековой
Англии достигает в конце 15—начале
16 века. Собор в Кентербери
(12—14 вв.) и Вестминстерское аббатство
в Лондоне
(13—16 вв.) еще близки к французским прототипам,
но и здесь в чрезвычайной удлиненности
плана с сильно выступающими концами трансепта
сказываются характернейшие черты английского
зодчества. Английские постройки, кроме
того, отличаются слабой развитостью порталов
и заменой роз на фасаде огромным стрельчатым
окном. По сравнению с французскими памятниками
готические соборы Англии отличаются
большей прямолинейностью очертаний.
В то же время в деталях оформления много
сухости и монотонности. Все указанные
особенности четко выступают в характерном
для ранней английской готики соборе в
Линкольне (13—14 вв).
|
Английская живопись и миниатюра в эпоху готики были тесно связаны с искусством Франции. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов реальной жизни. Примером могут служить светские хроники и богослужебные книги восточноанглийской школы XIV века, из которых самая знаменитая - Псалтырь королевы Марии (1320). Рукопись содержит 60 больших миниатюр, 233 раскрашенных рисунка и более 400 рисунков пером. Религиозные темы, например «Брак в Кане Галилейской», трактуются как современные художнику события: слуги и музыканты одеты в костюмы Англии 14 в. Характеристика персонажей удивительно жизненна: мы узнаем почти каждого из них, когда он появляется в другой миниатюре. |
|