Романское и готическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:54, доклад

Краткое описание

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.).
Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства.

Файлы: 1 файл

романское искусство готика.docx

— 14.86 Кб (Скачать)

Романское искусство 
 

Ведущим видом  романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной  деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура  Западной Европы возникла еще в искусстве  варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

Средоточием жизни в раннем средневековье  были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах  архитектура лишь зарождалась, жилые  дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала  и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В  основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине  горы или скалистого холма над  рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром  подготовки к набегам. Замок с  подъемным мостом и укрепленным  порталом был окружен рвом, монолитными  каменными стенами, увенчанными  зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая  или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) —  убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка  кристаллических объемов замка  часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над  убогими хижинами и домами, замок  воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был  впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые  поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались  требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками  архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня  старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.

Композиционным  центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над  небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой  красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей. 

Готическое  искусство 
 

Готическое  искусство представляет следующую  после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Информация о работе Романское и готическое искусство