Готическое искусство Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Термин «Готика» родился в полемике художников, строителей и критиков итальянского Возрождения против искусства и идеологии предшествовавших эпох и чужих стран. Готы, овладев Италией в конце пятого века, стали строить нечто своё, грубое, чуждое прежним великолепным канонам античной красоты. Их архитектуру итальянцы эпохи Возрождения называли варварской, дикой, готической.

Оглавление

1).Введение.
2).Эстетика в готической архитектуре.
3).Что такое готика.
4).Готический стиль в архитектуре Западной Европы.
5).Готический стиль во Франции.
6).Готический стиль в Испании.
7).Немецкая готическая архитектура:
а). Пабло де ля Рьестра. Готическая архитектура немецких земель
б). Кельнский собор.
8)Древняя готическая архитектура.
9).Заключение.
10).Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

  Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

                 Предмет: История  архитектуры

               Реферат на тему:

      «Готическое искусство  Западной Европы»

Выполнила: Сарычева А.А

Факультет Дизайн

Группа 1-И

                                  

                                  Проверила: Косенкова Н.А

                                         

                                 

                                                                      Оценка: 

                                                                 

План:

1).Введение.

2).Эстетика в  готической архитектуре.

3).Что такое готика.

4).Готический стиль в архитектуре Западной Европы.

5).Готический стиль во Франции.

6).Готический стиль в Испании.

7).Немецкая готическая архитектура:

а). Пабло де ля Рьестра. Готическая архитектура немецких земель

б). Кельнский собор.

8)Древняя готическая архитектура.

9).Заключение.

10).Список используемой литературы.

 

                                

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       1).Введение.

 

Термин «Готика» родился в полемике художников, строителей и критиков итальянского Возрождения против искусства и идеологии предшествовавших эпох и чужих стран. Готы, овладев Италией в конце пятого века, стали строить нечто своё, грубое, чуждое прежним великолепным канонам античной красоты. Их архитектуру итальянцы эпохи Возрождения называли варварской, дикой, готической. Отсюда и происходит термин «готика». Сейчас мы знаем, что с готами это искусство не имеет ни чего общего, под этим условным обозначением понимается творчество определённого периода западноевропейского феодального Средневековья. Термин «готика», как и термин «романское искусство», условен.

 Становление и  развитие готики тесно связано  с образованием и ростом новых  культурных центров Средневековья  - городов и борьбой королей  за централизацию государственной  власти. Подобно тому, как романское  искусство было по преимуществу искусством больших монастырей, готическое искусство было главным образом искусством городов. Города начали возникать ещё в      романский период. Основная масса населения складывалась из самых активных и мятежных элементов феодального общества, из бывших крепостных, бежавших от своих жестоких хозяев туда, где сам «воздух делал человека свободным».

 В 12-13вв. в связи  с быстрым развитием ремесел  и торговли город постепенно  становиться центром политической  и культурной жизни Западной Европы. Многие города в результате длительной борьбы против феодальной и церковной знати преобразовались в свободные коммуны, обладавшие определённой независимостью внутри феодального мира. Устройства городов того времени принципиально мало отличалось от устройства феодального общества вообще. Они были устроены по его образу и подобии и представляли собой иерархию, причём наверху её стояли самые богатые купцы и банкиры, которые в конце концов выполняли роль знати и даже присваивали себе дворянские титулы. Затем шли менее крупные купцы, лавочники, владельцы мастерских и члены цехов, потом поденщики, кочующие с одного места работы на другое, борющиеся за то , что бы вступить в цех, и занимающие самое низкое положение в обществе – масса не имеющих собственности рабочих.

Общественные функции  могли выполнять только члены  цехов, сила и значение которых были очень велики. Возникает новый  класс бюргеров или буржуазия. Подобно  священнику или дворянину, буржуа не подчинялся обычному праву: подобно  им, он принадлежал к особому сословию, которое позже будет известно как “третье сословие”.

Сложение новых  жизненных условий сопровождалось широким умственным движением. Борьба городов за освобождение из-под власти феодальных сеньоров рождало критическое отношение к феодальному строю, заронила первые зёрна гневного отрицания церковного гнёта, пробуждала скептическое отношение к миру церковных идей, вселяло в горожан стремление противопоставить церковному аскетизму наивную и непритязательную радость жизни.

Старые методы познания мира, всецело подчинённый мёртвой, схоластической догматике богословие, В связи с развитием производительных сил оказались неспособными, недостаточными, узкими.

Однако церкви пришлось всё-таки уступить, не в смысле продуманных, заранее взвешенных уступок, а в смысле отражения исторической необходимости. Она признала реальность существования отдельных предметов в природе, но сохранила за ними божественную сущность. Этим самым она признала и возможность изучения «естественного мира», которым должна была заниматься философия, оставив за богословием право изучать «мир сверхъестественный».

В городах рождалось  человеческая личность, уже свободная  от власти феодалов, но ещё ограниченная в своём развитие цеховой организацией. Мир представлялся полным сложных, трагических противоречий. Жажда перемен смешивалась в душе люде со смутным, драматическим беспокойством, жадная привязанность к жизни – с безотчётной тоской рождавшаяся вера в силу человеческого разума и жажда познания – с религиозной экзальтацией и страхом перед неизведанным.

   Происходило рождение индивидуальности со своим строем мыслей и чувств, вышедших за рамки церковных предписаний.

Выражение этой новой  человеческой индивидуальности готической поры мы встретим и в архитектуре, отразивший в себе основные противоречия времени.

                    

                           2). Эстетика готической архитектуры. 

Термин «готический», возник в Италии в эпоху Возрождения, когда полагали, что стрельчатая форма арки  средневековой архитектуры произошла от формы шатров древних готов, якобы просто связывающих кроны росших по близости деревьев. В термин этот вкладывалось одновременно презрение ко всему искусству Средневековья, ибо для итальянцев эпохи Возрождения вторгшиеся в Римскую империю в период «великого переселения народов» готы, основавшие на её развалинах своё королевство, всегда оставались воплощением варварства. В последствии, когда установлены были позднее происхождение стрельчатой арки и ее конструктивная роль и когда отношение к архитектуре Средневековья решительно изменилось, термин этот все же был сохранен  для обозначения позднесредневекового искусства. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика пришла на смену позднеантичному романскому периоду господства Византии. Центром распространения готики  считают средневековую Францию. Позднюю или северную готику отождествляют с периодом Реформации. Наиболее сильно проявилась в архитектуре, где визитной карточкой готики являются удлиненные пропорции и острые конические крыши, в скульптуре, а также в живописи и народно- прикладном искусстве.

     Готическая  архитектура является логичным  развитием архитектуры романики  в продвижении дальнейшего развития архитектуры пространства храма как мистического образа мироздания. Философия готики (средневековая философия) проникнута осознанием существования иного мира, из которого постоянно приходят ангелы, демоны, вампиры, мертвецы и приведения. Эпоха готики совпадает с эпохой крестовых походов, возвышенной любви и рыцарских романов.  

        Сущность готической конструкции состояла в том, что она создавала как бы каркас . или скелет, здания , сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему так называемых аркбутанов и мощные контрфорсы. Тип базилики сохраняется, но сильно упрощается в плане по сравнению с  романским. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается  пересекающимися по диагонали стрельчатыми арками(нервюрами). Их  тяжесть принимают вертикальные опоры(столбы), распор же передается примыкающими к наружным стенам контрфорсам при помощи полуарок (аркбутанов),которые перекинуты над крышами низких боковых нефов и подпирают основания нервюр. Такой же системой нервюр перекрываются и отрезки боковых нефов. Части свода между нервюрами(лотки) отличаются легкостью и почти не увеличивают нагрузку. Легкость присуща и частям стен между контрфорсами. Стрельчатая форма арок, уменьшающая по сравнению с полуциркульной распор свода, представляется столь же характерной чертой готической архитектуры, как и описанная конструкция. Стрельчатый свод  постоянно применяется в аркадах, окнах, дверях, равно как и в чисто декоративных целях.

  К   наиболее  распространённым наружным декоративным формам, усиливающим  художественный образ готического собора как мистический образ мироздания, принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями на контрфорсах(фиалы), высокие фронты над окнами и дверями(пинакли, вимперги) ,  на вершине  башенок  и пинаклей(крестоцветы), а также  бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья (краббы). Наиболее распространенными являются двухбашенные фасады , разделяемые на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается  большое круглое окно (роза). Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа. Над ярусом аркад располагается невысокая декоративная  галерея (трифорий), над которой помещаются очень большие окна, дающие прямой свет главной части собора. Окна, в том числе и розы, заполняются легким каменным переплетом, в интервалы которого вставляются цветные стекла (витражи). Отмеченные формы  в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры, украшающей фасады и другие части готической церкви, создают впечатление. Что она как бы оплетена каменным кружевом. В интерьерах  господствует торжественная величавость. Динамичность внутреннего пространства  усиливается причудливой игрой света, проникающего через цветные стекла витражей. Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Сложившись на основе достижений позднероманской пластики, готическая скульптура также развивалась в теснейшей связи с архитектурой. Это позволяет говорить о синтезе искусств в период готики, включающем в себя и монументальную живопись  в форме витража.

    В 14 веке  в связи со Столетней войной (1337-1453 годы), строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится  сравнительно  небольшое количество зданий, главные же усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. К числу самых замечательных примеров новых приёмов декорировки относят  порталы трансепта собора в Руане (14 век) и фасад собора в Страсбурге (начало 14 века). Страсбургский собор содержит наряду с преобладанием стилистических французских черт  много элементов германской архитектуры, к которой всецело относится знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу.

     В поздней  готике Франции декоративные  формы приобретают прихотливый  затейливый  характер. Резьба на  фасадах и башнях становится все более сложной и вычурной, линии каменных оконных переплетов начинают изгибаться, придавая проемам, подобие язычков пламени, почему позднюю готику называют иногда «пламенеющей». К числу характерных новшеств 15 века принадлежит распространеннейшая  в наружной отделке стрельчатая арка двойного изгиба. Памятная башня в Авиото, портал собора в Альби (конца 15 века), розы западного и южного порталов Амьенского собора (15 век), так же как и северная башня на фасаде собора в Шартре, являются показательнейшими образцами этого стиля.      

                                                                                                            

Я ненавижу  свет

Однообразных звезд.

Здравствуй мой  давний бред,-

Башни стрельчатой  рост!

Кружевом камень будь,

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань…

                  (О.Мендельштам)                                         

                            

                              ***

Где  римский судия  судил чужой народ-

Стоит базилика- и  радостный, и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами  крестовый легкий свод.

Но выдает себя с наружи тайный план!

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная  стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран… 

                            

Информация о работе Готическое искусство Западной Европы