Готическое искусство Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Термин «Готика» родился в полемике художников, строителей и критиков итальянского Возрождения против искусства и идеологии предшествовавших эпох и чужих стран. Готы, овладев Италией в конце пятого века, стали строить нечто своё, грубое, чуждое прежним великолепным канонам античной красоты. Их архитектуру итальянцы эпохи Возрождения называли варварской, дикой, готической.

Оглавление

1).Введение.
2).Эстетика в готической архитектуре.
3).Что такое готика.
4).Готический стиль в архитектуре Западной Европы.
5).Готический стиль во Франции.
6).Готический стиль в Испании.
7).Немецкая готическая архитектура:
а). Пабло де ля Рьестра. Готическая архитектура немецких земель
б). Кельнский собор.
8)Древняя готическая архитектура.
9).Заключение.
10).Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

   
 
 
 
 
 
 

                                3). Что такое готика

Слово Готика происходит от названия германского племени готов.

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся  завершающим этапом в развитии средних  веков искусства стран Западной, Центральной и частично  

                      Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин “Готика” введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося “варварским”. С начало 19 века, когда для искусства был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась  в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной  основы сохранялись в идеологии  и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с “высшими” иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства  Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные  ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная  городская площадь часто обстраивалась  домами с аркадами, торговыми и  складскими помещениями в нижних этажах.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух -, реже трёх -этажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной. Его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан.

Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с 

арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода  главного нефа передается с помощью  опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные  от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и

творческое величие  усилий человеческого коллектива.

Смелая и сложная  каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства. Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами. На самом же деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом, опираясь на контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому невидимые для зрителя, находящегося внутри. Готические строители - архитекторы, аппараторы и «вольные каменщики» странствующих артелей соревновались в том, кто выше поднимет своды собора - символ свободы и независимости средневекового города. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько усовершенствованы, что становились упругими и легкими, в корне меняя представление о тяжести каменной конструкции. Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа. «Зрительный вес» камня не соответствовал физическому. Тяжелый и твердый, он превращался в легчайшее кружево резьбы:  

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй мой  давний бред,-

Башни стрельчатой  рост!

Кружевом камень будь,

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань…

О. Мандельштам (1912)

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame». Трудно сказать точнее о мистическом  превращении архитектурной конструкции:

Где римский судия судил чужой народ-

Стоит базилика - и  радостный, и первый,

 Как некогда  Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами  крестовый легкий свод.

Но выдает себя с  наружи тайный план!

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная  стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран…

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза  искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое  представления о мире. Основным видом  изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. 

             4). Готический стиль в архитектуре Западной Европы. 
 

   «В ней все  соединено вместе: этот стройный  и  высоко  возносящийся  над

головою лес сводов, окна огромные,  узкие,  с  бесчисленными  изменениями  и

переплетами, присоединение  к  этой  ужасающей  колоссальности  массы  самых

мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая  его  своею

сетью, обвивающая его  от подножия до конца шпица и улетающая  вместе  с  ним

на небо; величие  и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость  —

это такие достоинства, которых никогда, кроме этого  времени,  не  вмещала  в

себя архитектура. Вступая в  священный  мрак  этого  храма,  сквозь  который

фантастически глядит разноцветный цвет  окон,  поднявши  глаза  кверху,  где

теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим  и

им  конца  нет,  —  весьма  естественно  ощутить  в  душе   невольный   ужас

присутствия  святыни,  которой  не  смеет  и   коснуться   дерзновенный   ум

человека», -так характеризовал Гоголь готическое течение.

  Готические соборы  высоки и также очень протяженны: например

Шартрский имеет в  длину 130 метров, а длина трансепта - 64  метра,  и  чтобы

обойти вокруг него требуется  пройти  по  меньшей  мере  полкилометра.  И  с

каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви  с  ее

четкими,  легко  обозримыми  формами,  готический  собор  необозрим,   часто

асимметричен и  даже неоднороден в своих частях: каждый  из  его  фасадов  со

своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их  как  бы  и  нет.  Арки,

галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные  окна,  все  дальше

и дальше  - бесконечно  сложная,  ажурная  игра  ажурных  форм.  И  все  это

пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен  массой скульптур ( 

 в Шартрском  соборе около  десяти  тысяч   одних  статуй).  Они  занимают  не

только порталы  и галереи, но их можно найти также  и  на  кровле,  карнизах,

под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных  трубах,

на консолях. Словом, готический собор - это целый мир.  Он  и  действительно

вобрал в себя мир  средневекового города. Если  даже  сейчас,  в  современном

Париже, собор Парижской  Богоматери царит над городом, и  перед  ним  меркнет

архитектура барокко, ампира, классицизма,  то  можно  представить,  как  еще

более внушительно  он выглядел тогда, в том Париже,  среди  кривых  улочек  и

маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был  чем -  то  большим,  чем

просто местом церковной  службы.  Вместе  с  ратушей,  это  был  центр всей

общественной  жизни  города.   Если    ратуша   являлась   центром   деловой

деятельности,  то  в  соборе,  кроме  богослужения  происходили  театральные

представления, читались университетские лекции, иногда заседал  парламент  и

даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были  так

велики, что все  население города не могло его  заполнить. Возле  собора,  как

правило, располагались  торговые ряды. Потребности городской  жизни  побудили

преобразовать замкнутый  толстостенный, крепостного типа романский собор  вот

в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого  надо  было  изменить

саму  конструкцию.  А  вслед   за   конструкцией   произошло   и   изменение

архитектурного стиля. Поворот к готике начался с  архитектуры, и лишь  потом

стал  распространяться  на  скульптуру  и  живопись.  Архитектура  неизменно

оставалась  основой   средневекового  синтеза  искусств.   Если   сравнивать

типичные  сооружения  романского  стиля  и  готики,  то  кажется,  что   они

противоположны. Одни - представители  массивности,  другие  -  легкости.  Но

если взять сооружения переходного периода, то видно, что  готика  берет  свое

начало из романских  корней. Началось все это с простейшей клетки, с  ячейки,

покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и  это  ставило  определенный

предел по расширению главного нефа. Храм при  такой  системе  перекрытий  не

мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким  и  темным.  Мысль

зодчих идет к тому, чтобы расширить и  облегчить  систему  сводов.  Сплошные

своды  заменяются  реберными  перекрытиями  -  системой  несущих  арок.  Вся

воздушность,  вся  сказочность  готического  строения   имеет   рациональную

основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие  с

гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма  сил.  Исходя  из

этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее  незачем  делать

сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады,  огромные  окна.

Галереи используются для установки  статуй,  а  окна  -  для  монументальной

живописи из цветных  стекол. Средневековые художники  страстно любили  чистые,

яркие, звучные краски. Это сказалось и в  витражах,  и  в  миниатюрах,  и  в

Информация о работе Готическое искусство Западной Европы