Готическое искусство Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Термин «Готика» родился в полемике художников, строителей и критиков итальянского Возрождения против искусства и идеологии предшествовавших эпох и чужих стран. Готы, овладев Италией в конце пятого века, стали строить нечто своё, грубое, чуждое прежним великолепным канонам античной красоты. Их архитектуру итальянцы эпохи Возрождения называли варварской, дикой, готической.

Оглавление

1).Введение.
2).Эстетика в готической архитектуре.
3).Что такое готика.
4).Готический стиль в архитектуре Западной Европы.
5).Готический стиль во Франции.
6).Готический стиль в Испании.
7).Немецкая готическая архитектура:
а). Пабло де ля Рьестра. Готическая архитектура немецких земель
б). Кельнский собор.
8)Древняя готическая архитектура.
9).Заключение.
10).Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

раскраске скульптур. Внутри собор  просторен,  трансепт  почти  сливается  с

продольным пространством. Таким образом  устраняется  резкая  граница  между

клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем -  то  недоступным и

сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме,  а  не  в  темной  подземной

крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не

уныл.  Что  же  представляли  собой  средневековые  города?  Основная  масса

городского населения  представляла  собой  самые  мятежные,  самые  свободные

слои  общества.  Ремесленники  уже  не  были  чьими  -     то  слугами,  они

объединялись в  самостоятельные  союзы,  цеха.  Во  многих  городах  возникли

университеты. Соборы  и  ратуши  возводились  по  заказу  городских  коммун.

Строились и достраивались  они долго - десятилетиями,  а  то  и веками.  Все

изобразительное убранство  готических   соборов,  включая  статуи,  рельефы,

витражи  и  алтарную  живопись,   все   это   мыслилось   как   своеобразная

энциклопедия средневековых  знаний - конечно подчиненных  богословию.  Причем

в каждом соборе прослеживалась своя тема.  К  примеру  Парижский  посвящался

богоматери  и  всему,  что  с  ним  связано;  Амьенский   -   выражал   идею

мессианизма: на его  фасаде фигуры пророков. Но замыслы  этих  изобразительных

богословских энциклопедий, были, в  общем,  столь  расплывчаты  и  аллегории

настолько  условны,  что  под  их   сенью   находили    себе   место   самые

разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе  и  очень  далекие  от  церковной

концепции мироздания. Под руками  средневековых  камнетесов  мертвый  камень

оживает и  расцветает  тысячами  соцветий.  Трудно  найти  в  истории  более

органические  формы  синтеза  искусства,  возникающие  на  этой  основе.   В

большинстве  готических  соборов  скульптурное  убранство  преобладало   над

живописью, если  не  считать  витражи:  это  опять  -     таки  определялось

характером архитектуры, сделав стены ажурными  и  потому  неподходящими  для

фресок. 
 
 

                       5). Готический стиль во Франции. 

  В силу особых  местных условий исторический процесс,  происходивший  тогда

же в Италии, направлял  художественное творчество к  тому  идеалу,  которому,

часто минуя готику, суждено было воплотиться  в  искусстве  Ренессанса,  или

Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой  культурной традицией те

прогрессивные явления, о которых  мы  говорили  выше,  обусловили  благодаря

своему быстрому  нарастанию  переход  от  романского  стиля  к  готическому.

Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в  позднее  средневековье  уже  не

только фактической столицей государства, но  и  общепризнанным  центром  его

культурной   жизни,   насчитывалось   около    ста    цеховых    организаций

ремесленников,  среди  которых  не  последнее  место  занимали  каменщики  и

ваятели, а число  жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч,  что было

тогда беспримерным. Основанный в 1215 г. Парижский университет  стал  центром

средневековой учености, в котором  значительную  роль  играло  пробивавшееся

сквозь церковную  схоластику стремление к  точным  наукам.  Недаром  один  из

писателей того времени  называл  Париж,  куда  съезжались  из  других  стран

ученые, художники  и все жаждущие просвещения,  «источником,  орошающим  круг

земли».  А  кроме  Парижа,  кроме  Шартра  и  всего  Иль-де-Франс,  наиболее

передовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия—с  такими

цветущими городами, как Амьен, Реймс  и  Руан,  —  истинными  сокровищницами

готического искусства.

  Более трех  столетий продержалась готика  во Франции: последняя треть  XII и

первая четверть XIII в. — ранняя готика; с 20-х  гг.  до  конца  XIII  в.  —

зрелая, или высокая, готика; XIV—XV вв. — поздняя готика,  сначала  радостно

сияющая своей декоративностью  и  потому  иногда  называемая  «лучистой»,  а

затем «пламенеющая»,  чья  бурно  разросшаяся  декоративность  обретает  уже

самостоятельное значение. Длительность таких  же  периодов  была  далеко  не

одинаковой в разных странах.

  Знаменитый собор  Парижской Богоматери (Нотр-Дам)  — самый внушительный  и,

несомненно,  самый  замечательный  памятник   ранней   готики,   которым   и

открывается новая  эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти  шесть

веков прошло с  тех  пор,  как  был  он  воздвигнут,  и  Париж  преобразился

благодаря его стройной громаде,  воцарившейся  над  городом.  Во  много  раз

увеличилась  за  эти  века  столица  Франции,  украсилась  многими   другими

памятниками, знаменитыми  на весь мир, но Нотр-Дам  по-прежнему  главенствует

над ней, по-прежнему как бы служит  ее  символом,  воспринимается  нами  как

одно из высочайших воплощений французского художественного гения. Давно  уже

далеко на запад  переместился центр города, давно  уже  этот  собор  не  центр

его общественной и  политической  жизни,  и  мы  забываем,  что  призван  был

некогда   олицетворять   собой   идею   монархии,   восторжествовавший   при

покровительстве  церкви  (первый  камень  собора  был  заложен  в  1163  г.)

французским королем  и специально прибывшим в Париж  римским  папой,  а  много

веков спустя тоже в  присутствии  папы  в  Нотр-Дам  короновался  Наполеон).

Подобно   пирамидам    Египта,    подобно    Парфенону    в    Афинах    или

константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам  достоин только в  веках,

но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах  и  вековой  художественной

культуре создавшего его народа. Восхищение  Виктора  Гюго  западным  фасадом

Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и  размеренность!  Это  только

начало готики, и  потому горизонталь еще соперничает  с вертикалью. Но  именно

это соперничество  создает здесь такую несравненную четкость.  Стена  еще  не

исчезла,  но  не  она  уже  определяет  облик  этой  грандиозной  пятинефной

базилики[3]. Главный  фасад ее легок, причем горделивая высота башен  как  бы

находит  свое  завершение  в  тонком,  изящном  шпиле  (над средокрестием),

стремительно возносящемся к небу.  Огромное  ажурное  окно,  так  называемая

роза, сияет в центре второго  яруса  над  устремленными  ввысь  стрельчатыми

арками углубленных  порталов. И же длинная горизонталь  «галереи  королей»  не

в силах сдержать  вертикальный  ритм   вытянутых   королевских   изваяний.

Готическая скульптура имела огромную роль в готическом  храме.

Реймский собор (где  короновались французские короли и  в  который  победно

внесла свое знамя  Жанна д'Арк) вместе со столь  же  прославленным  Шартрским

собором—  вершины  французской  зрелой  готики   и,   значит,   всей   ранцу

французской готической архитектуры.  Как  и  в  парижском  соборе  Нотр-Дам,

главный фасад— в  три яруса, с  ажурной  розой  посередине  и  двумя  мощными

башнями. Но здесь  вертикаль легко и в то же время  торжественно  главенствует

над  горизонталью,  ярусы  почти  стушевываются,   и   стена   безоговорочно

капитулирует  перед   грандиозным   остовом   тончайшей,   хочется   сказать

филигранной, архитектуры, которая  устремляется  ввысь  стройно,  ясно,  без

всякого напряжения. И все тут не только величаво, но и  нарядно,  изящно,  с

полным  выявлением  исконной  для  галльского  разума  внутренней  логики  и

чувства  меры.  Легкая  ажурная  громада—   синтез   зодчества   и   ваяния,

праздничная  симония  стрельчатых  арок,  колонн   и   цветущего,   сказочно

великолепного скульптурного  убранства.

  Есть в Нормандии  городок Мон-Сен-Мишель.  Он  высится   на  скале,  в  час

прилива  со  всех  сторон  окруженной  морем.  Это  своего  рода  заповедник

готического искусства. И издали на фоне морских просторов, и  вблизи,  когда

смотришь  на  его  рвущиеся  к   небу   стены,   Мон-Сен-Мишель   производит

впечатление истинно  чудесного творения рук человеческих. Да и  называют  его

также «Ла Мервей», что значит чудо или диво.

  Подобный же  благодарности  достоин  славный   мастер  (возможно,  Пьер  де

Монтеро), создавший  такую  подлинную  жемчужину  высокой  готики,  как  Сен

Шапель в Париже, самую восхитительную из  королевских  дворцовых  капелл[4].

Чудесен ее интерьер: вместо стены—  ажурный  переплет  окон  со  сверкающими

чистыми красками витражами. И музыка цвета радужно сочетается тут с  музыкой

изящнейших архитектурных  форм. Высокие, легкие столпы подхватывают столь  же

легкие нервюры  свода, доводя их динамику  до  самого  пола.  Стремительность

взлетов и сказочная  цветовая симфония создают в этом храме  некое  волшебно-

поэтическое настроение.

  От зодчих поздней  французской готики можно было  услышать такое  суждение:

«Кто хочет построить  совершеннейший собор, тот должен взять  от Шартрского  —

башни, от Парижского  —  фасад,  от  Амьенского  —  продольный  корабль,  от

Реймского — скульптуру». Но и в этих высказываниях  названы  далеко  не  все

замечательные соборы, воздвигнутые в готическую пору во Франции.

  Замки, все   более  приобретающие  характер  дворца,  городские  ратуши  с

открытыми галереями, знаменитый Дворец  правосудия  в  Руане,  частные  дома

свидетельствуют о  развитии светского строительства в  XIV—XV  вв.  Но  после

своего великого  расцвета  в  XIII  в.  готика  уже  отошла  от  достигнутой

ясности, от своего совершенства. Краббы — причудливые декоративные детали  в

виде стилизованных  листьев,  укрепляющие  щипцы  или  резные  фронтоны  над

окнами и дверными проемами; «рыбьи пузыри» (так названные  по-немецки  из-за

своей сложной криволинейной  формы), вытянутые в длину в  оконных  переплетах

и парапетах подобие  «языков пламени» (французский термин);  порталы,  одетые

в самые пышные, подчас фантастические украшения, и многое другое,  столь же

цветистое, что часто  кажется нам лишь нанизанным на архитектуру, —  все  это

само по себе очень  эффектно, поражает буйным изобилием  и впрямь  пламенеющей

роскошью. Но нам ясно теперь, что новые времена  требовали  не  безудержного

декоративного расточительства, заслоняющего архитектуру, а нового по-своему

стилю искусства. Конец  средневековья знаменовал и конец  готики,  счерпавшей

свои  возможности,  и  прощальными,  закатными   были   последние   создания

Информация о работе Готическое искусство Западной Европы