Готическое искусство Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Термин «Готика» родился в полемике художников, строителей и критиков итальянского Возрождения против искусства и идеологии предшествовавших эпох и чужих стран. Готы, овладев Италией в конце пятого века, стали строить нечто своё, грубое, чуждое прежним великолепным канонам античной красоты. Их архитектуру итальянцы эпохи Возрождения называли варварской, дикой, готической.

Оглавление

1).Введение.
2).Эстетика в готической архитектуре.
3).Что такое готика.
4).Готический стиль в архитектуре Западной Европы.
5).Готический стиль во Франции.
6).Готический стиль в Испании.
7).Немецкая готическая архитектура:
а). Пабло де ля Рьестра. Готическая архитектура немецких земель
б). Кельнский собор.
8)Древняя готическая архитектура.
9).Заключение.
10).Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

воспитанных на ее традициях мастеров. Подобная эволюция была  характерна  не

только для французской, но и для всей европейской готической архитектуры. 
 
 

                     6). Готический стиль в Италии. 

  Итальянский художественный  гений шел своим особым путем,  как  мы  знаем,

наметившимся уже  в романскую пору. Конечная цель  пути  не  была,  вероятно,

ясна  даже  проводникам  новых  веяний.  Рост  городов,   нарождение   новых

социальных отношений  вместе  с  новым  мировосприятием  определяли  развитие

итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Об этом  речь

впереди.  Скажем  только,  что,  заимствуя  некоторые  элементы  готического

стиля, воцарившегося  в  соседних  странах,  итальянские  мастера  оставались

чужды самой его  основе. Каркасная  система,  при  которой  как  бы  исчезала

стена, была им не по  душе,  и  стена  сохраняла  для  них  свое  конкретное

значение:  ясно  расчлененная,  не  рвущаяся  ввысь,  объемная,  отнюдь   не

ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не  вертикаль,  а

размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они  строили  здания  с

остроконечными  башнями,  стрельчатыми  арками   и   оконными   переплетами.

Фронтоны,   горизонтальные   полосы   разноцветного   мрамора,    богатейшие

инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную  нарядность.  А в

храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и  нервюры, как,  например,

в знаменитой  флорентийской  церкви  Санта  Мария  Новелла  (XIII—XIV  вв.),

кстати, — и это  особенно  знаменательно  —  так понравившейся величайшему

гению Высокого Возрождения  Микеланджело, что он назвал ее своей  «невестой»,

мы ощущаем прежде всего  ясную  уравновешенность  архитектурных  форм.  Даже

такие шедевры позднего средневековья, как  Дворец  дожей  (IX—  XVI  вв.)  и

Дворец Ка Д'0ро (первая половина XV в.) в Венеции с их воздушными  арками  и

стрельчатыми  окнами  —  памятники  не  столько  готики,   сколько   некоего

радостного, лучезарного  искусства, много почерпнувшего  в  своей  сказочности

от  арабского  Востока.  Примечательно,  что   во   Дворце   дожей   обычные

архитектурные принципы решительно нарушены. Массивный  блок  огромной  стены

покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах  и лоджиях. Но это  не

кажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены как бы  утрачивает

свою  тяжесть  под  разноцветной   мраморной   облицовкой   из   диагонально

поставленных квадратных плит.  За  исключением  Италии,  где  его  вытесняли

освежающие  ренессансные  веяния,  готический  стиль   был,   как  правило,

обязательным в  зодчестве,  поощряемом  католической  церковью.  Интересен  в

этом отношении  пример Литвы. 

                    6). Немецкая готическая  архитектура.

                                          

                                              Введение. 

Сильные позиции романики, укоренившееся влияние цистерцианцев, с их строгим вкусом, наложили печать своеобразия на немецкую готику. Постройки  готического стиля появились  здесь лишь в 30-х гг. 13в. Наиболее близок «французской манере» собор Санкт- Петер в Кельне (1248-1280), возведенный по плану, заимствованному у Амьенского собора. Он представляет собой огромную пятинефную базилику с мощным  трансептом, обильно украшенным хором, деамбулаторием и венцом капелл. Основным декоративным мотивом во внешнем убранстве собора стали вимперги и стрельчатые обрамления окон, которые в своём стремлении вверх зрительно совершенно подавляют горизонтальные членения здания. Немецкие зодчие, однако, стремились к упрощению плана и конструкции своих построек, часто отказываясь от деамбулатория с венцом капелл, трансепта и аркбутанов. Ими был выработан тип готического храма с одной мощной башней на западном фасаде. Для собора во Фрайбурге (до 1270-после 1300) характерно сочетание почти не разработанной плоскости стены, прорезанной одним глубоким порталом, с ажурной откровенной башней над ним  и двумя башнями, фланкирующими алтарную часть. К этому типу храмов относится отличающийся большой элегантностью и целостностью форм собор в Ульме(1377-1529), декорированный строго параллельными вертикальными тягами.  Стремление немецких архитекторов к созданию единого пространства в интерьере церквей привело к возникновению «зального» типа храма, получившее особое распространение в поздней немецкой готике. Его образцам - церковь Северикирхе в Эрфурте(1278-1400), зальный восточный хор Лоренцкирхе в Нюрнберге(1439- 1477, архитектор Конрад Рорицер), Фрауэнкирхе в Мюнхене(1466-1492)- свойственны изощренность декоративных мотивов, килевидные арки, причудливого рисунка нервюры.

   Оригинальным  созданием немецких зодчих стала  «кирпичная готика», характерная  для Северной Германии, откуда  она распространилась в Скандинавию,  Польшу и Прибалтику, став главным  типом готической архитектуры в городах Ганзейского союза. Первая такая церковь была построена в Любеке( Мариенкирхе, ок. 1270- 1350). Особенности кирпича как строительного материала, хрупкого и плохо поддающегося тонкой обработке, определили художественные принципы этой архитектуры. Она аскетична и сурова, стены красновато-терракотового цвета обычно скупо расчленены и выразительны простой форм, аркбутаны лишены фиалов. Над башнями, чаще всего четырехгранными, возводился высокий шпилеобразный шатер. Многочисленные шатры и шпили придают очарование сказочности силуэтам старых городов Германии. Немецкие мастера были чрезвычайно искусны  в узорной кладке, применяя цветные глазури и терракотовые детали. Большую роль в поздней немецкой готике сыграло семейство Парлеров, известное с сер. 14в. И причастное ко многим замечательным сооружениям. Им принадлежал первоначальный план собора в Ульме. Под руководством одного из них, Петра Парлера, строился собор Св. Вита в Праге(1344-1424).                    

                

                                              *** 

                       Леса готической  скульптуры!

                       Как жутко все и близко в  ней.

                       Колонны строгие фигуры 

                       Сивилл, пророков, королей…

                       Мир фантастических растений,

                       Окаменелых приведений,

                       Драконов, магов и химер.

                       Здесь все есть символ, знак, пример.

                       Какую повесть зла и мук  вы,

                       Здесь разберете на стенах!

                       Как в этих сложных письменах 

                       Понять значенье каждой буквы?

                       Их взгляд, как  взгляд змеи, тягуч…

                       Закрыта дверь. Потерян ключ.

                                                                     (М. Волошин «Письмо») 

  а).Пабло де ла Рьестра. Готическая архитектура немецких земель

                                        Сущность немецкой готики

 

Готическая архитектура  Северной Франции привилась в Центральной Европе далеко не сразу. Однако стоило ей утвердить там свои позиции, как она стала восприниматься почти как исконно местный стиль. Поэтому неудивительно, что родиной готической архитектуры долгое время считали Германию. В 19 веке история искусства развеяла это заблуждение, однако в самой Германии готику еще некоторое время продолжали считать естественным воплощением немецкого национального духа.

Немецкая готическая архитектура, которая по различным  причинам часто становилась жертвой ошибочных интерпретаций, полна загадок и специфических тонкостей. Поэтому мы сразу рассмотрим некоторые типичные для нее проблемы, не вдаваясь, впрочем, в особо тонкие нюансы. Заслуга готической архитектуры вообще состоит не столько в создании нового типа собора, сколько в разработке нового репертуара форм, стимулировавшего развитие изобразительного искусства в целом, обогатившего язык архитектуры и придавшего ей новую глубину. Что касается готической архитектуры соборов Северной Франции (которую, разумеется, не следует считать единственной формой готики), то технические и выразительные аспекты архитектуры прогрессировали здесь с каждой новой постройкой. В ходе строительства каждого очередного готического здания эффективно и красноречиво решались те задачи, которые прежде выполнялись, не слишком успешно (например, возведение башни). Признаки непосредственного влияния подобных новаторских решений на немецкую архитектуру можно обнаружить в соборе Брейсгау. Кельнский же собор представляет собой результат более оригинальной и независимой реакции на французскую готику. Несмотря на то что хор его создан по образцу хора в Амьене, пассивным заимствованием это назвать невозможно, ибо как внешняя, так и внутренняя конструкция амьенской модели здесь подверглась многочисленным усовершенствованиям. И в итоге кельнский хор стал настоящей квинтэссенцией готического хора, высочайшим воплощением принципов готики. Хор же собора Амьена, напротив, представляет собой далеко не самый совершенный образец готических построек такого типа, хотя стена центрального нефа здесь и близка к идеалу.

Среди прочих важных достижений, которыми по праву могли  гордиться создатели собора в  Кельне, следует отметить две башни, обрамляющие западный фасад. Эти  башни были спроектированы вскоре после хора и существенно разошлись по своей конструкции с принципами французской готики. И сам гигантский профиль западного фасада, несомненно, принадлежит к числу самых оригинальных средневековых проектов (незавершенным он остался не столько по техническим, сколько по финансовым причинам). Наконец, незавершенная юго-западная башня, строительство которой возобновилось в 19 веке, могла бы стать самой грандиозной и великолепной из всех башен Средневековья.

Связь собора в Кельне с другими образцами немецкой готики далеко не столь тесна, как взаимосвязь между французскими соборами. Во всей Германии мы не найдем ни одного храма, близкого по типу к кельнскому, хотя многие элементы последнего послужили основой для целого ряда разнообразных построек, в которых заимствования из Кельна представали в новом, оригинальном контексте. Двойные боковые нефы могли использоваться, например, для создания эффекта зального храма. Из кельнской модели заимствовались также формы окон верхнего яруса, колонн, ажурного орнамента и многие другие элементы в церквях Миндена, Любека, Вердена, Вецлара и Оппенхайма.

Немаловажен тот факт, что в отличие от французской  готики готическая архитектура Германии не может быть достаточно полно охарактеризована на материале соборов, т. е. епископских  церквей. Это, конечно, не означает, что на территории Священной Римской империи не строили готических соборов, - достаточно вспомнить о соборах в Магдебурге, Страсбурге, Хальберштадте, Праге и Регенсбурге. Однако чаще готическая архитектура находила здесь свое воплощение в церквях, подобных соборам по стилю, но не по конструкции. Такие постройки возводились в Ксантене, Ахене, Эрфурте, Ульме, Берне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Кутна-Горе и других городах. Еще более распространенным являлся тип храма, соответствующий собору по пропорциям, но не по стилю; подобные здания можно встретить в Любеке, Ростоке, Гданьске (Данциге), Штральзунде, Кракове и Мюнхене. К этому типу относятся церкви Санкт-Николас в Висмаре и Штральзунде, Санкт-Петер в Риге, Санкт-Мартин в Ландсхуте, Санкт-Петер и Санкт-Пауль в Герлице, Санкт-Ульрих в Аугсбурге, Санкт-Анна в Аннаберге и многие, многие другие.

Одна из важнейших  проблем для исследователя немецкой готики связана с крупными немецкими  соборами, стиль которых отличается от стиля соборов Северной Франции. К этой группе храмов относятся соборы в Любеке, Фердене-на-Аллере, Шверине, Аугсбурге, Вроцлаве (Бреслау) и Мейсене. Облекался ли храм, будь то собор или приходская церковь, в “маску собора”, зависело от конкретного стечения обстоятельств, интерпретировать которые можно лишь на индивидуальной основе. Однако сама многочисленность храмовых построек, не выдержанных в стиле “классического” собора, свидетельствует о том, что немецкая религиозная архитектура развивалась в ином направлении, нежели французская готика. Подтверждение этому можно найти в особенностях взаимосвязи между епископскими церквями внутри каждого из этих государств. Во Франции постоянно набирала силу тенденция к централизации власти, поэтому и храмовая архитектура последовательно унифицировалась (впрочем, значительное разнообразие в формах французской готической архитектуры сохранялось). В Германии же, напротив, епархии в политическом отношении часто оказывались более независимыми от центральной власти, а друг от друга - в отношении архитектуры.

Информация о работе Готическое искусство Западной Европы