Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 14:53, контрольная работа
От романского стиля Готика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Готике преимущественно витражами). Огромное Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Готический стиль……………………………………………………… 3
Французская готика…………………………………………………… 5
Английская готика…………………………………………………….. 8
Немецкая готика……………………………………………………….. 9
Готическая архитектура в других странах…………………………… 10
Список использованной литературы…………………………………. 12
Казанский
государственный химико-
Контрольная работа №1
по культурологи на тему:
Готическое
искусство: архитектура
и скульптура.
Казань 2008
Содержание
Готика - готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.)В Готике выделено на 3 фазы: ранняя, зрелая (высокая) и поздняя.
От романского стиля Готика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Готике преимущественно витражами). Огромное Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. В период Готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматичного мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций; сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.
Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-"бефруа" и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху Готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием гор. жизни (часто он вмещал всё население города). Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластичных мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только порождённые феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
Синтез
искусств в Готике несравненно богаче
и сложнее, чем в романском стиле, а система
сюжетов намного шире, стройнее и логичнее;
в ней отразились все средневекового представления
о мире. Основным видом изобразительного
искусства была скульптура. Впервые после
античности статуи и скульптурные группы
(на фасадах соборов или на алтарных преградах)
получили богатое художественное содержание
и развитые пластичные формы; застылость
и замкнутость столпообразных романских
статуй сменились подвижностью фигур,
их обращением друг к другу и к зрителю.
Вновь возник интерес к реальным природным
формам, к физической красоте и чувствам
человека. В искусство вошли тема материнства,
тема нравственного страдания, мученичества,
душевной стойкости человека - жертвы
насилия. Обращение к многообразию и противоречиям
жизни, отражавшее столкновение социальных
сил средневекового общества, обусловило
сложность, конфликтность и драматизм
искусства Готики: в нём переплетались
лиризм и трагичные аффекты, высокая духовность
и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная
верность наблюдения натуры. Напряжённый
эмоциональный строй готического искусства
непосредственно создаётся устремлённостью
фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро
выразительным ритмом драпировок в скульптуре.
2. Французская готика
Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельные политические и экономические силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской Готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися рёбрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластичные мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед коленками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегоричные образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбур, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растит. орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся
готическая каркасная система появилась
в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней
Готике относятся также соборы в Лане
(1150-1215), Парижской богоматери (1163-1257). Особым
богатством ритма, совершенством архит.
композиции и скульптурного декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики - в Реймсе
(1211-1311) и Амьене (1220-88), а также часовня
Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными
витражами. С середины 13 в. соборы французского
типа строились в других европейских странах
- в Германии (Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах
(Утрехт, 1254-1517), Испании (Бургос, 1221-1599)
и Англии (Вестминстерское аббатство в
Лондоне), Швеции (Упсала), Чехии (хор и
трансепт собора св. Вита в Праге) и Италии
(Милан), где складывались также самостоятельные
национальные варианты Готики. Крестоносцы
донесли принципы французской Готики
вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой
Франции в конце 13 - начала 14 вв. строительство
соборов переживало кризис: архитектурные
формы становятся суше, декор - обильнее,
статуи приобретают одинаковый подчёркнутый
изгиб и стандартную слащавость. Одновременно
возникают новые разнообразные и не претендующие
на универсальность художеств. формы;
в них отразились рост самосознания бюргерства,
стремившегося создать собственную культуру,
и аристократизация феодальной знати,
возрастающая утончённость придворного
быта. С 14 в. всё большее значение приобретали
городские и монастырские церкви зального
типа (с равной высотой нефов), замковые
и дворцовые капеллы. Все они невелики,
просты в плане, но по их сводам ("сетчатым",
"сотовым", "звёздчатым" и т.д.)
стелются сложные, иногда криволинейные
узоры нервюр. Характерен для поздней
("пламенеющей") Готики и прихотливый,
напоминающий языки пламени узор оконных
переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане,
1434-70). Возрастает значение светского городског
зодчества, в котором использовались не
столько конструктивные особенности Готики,
сколько её композиционные и декоративные
приёмы: на главной площади города строятся
ратуши с обильным декором и часто с башней
(ратуша в Сен-Кантене), замки превращаются
в богато убранные внутри дворцы (дворец
пап в Авиньоне, замок Пьерфон), строятся
особняки ("отели") богатых горожан
(дом Жака Кёра в Бурже). Каменную скульптуру
на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах,
объединяющие деревянную раскрашенную
и позолоченную скульптуру и темперную
живопись на деревянных досках. К лучшим
образцам французского готического искусства
принадлежат мелкая скульптура из слоновой
кости, серебряные реликварии, лиможская
выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.
3. Английская готика.
В Англии главный неф собора ниже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м. Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.
Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов.
В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил.
В 14 в. зарождается «украшенная» готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.
В
15 в. на смену «украшенной готике»
приходит «перпендикулярная готика».
Это название связано с преобладанием
вертикальных линий в рисунке
декоративных элементов. В соборе Глостера
ребра разбегаются от капителей,
создавая подобие раскрытого веера, –
такой свод и называют веерным. Перпендикулярная
готика просуществовала до начала 16 в.
4. Немецкая готика.
В
Германии расцвет Готики наступил в
середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге).
Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе
в Марбурге); на юго-западе сложился тип
однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау;
Ульм, высота оконченной в 19 в. башни 162
м); на севере строились кирпичные церкви
(монастырь в Корине, Мариенкирхе в Любеке),
в которых упрощение планов, объёмов и
конструкций сочеталось часто с узорной
кладкой, применением глазурованного
и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау).
Многообразны по типам, композиции и декору
каменные, кирпичные и фахверковые светские
постройки - городские ворота, ратуши,
цеховые и складские здания, госпитали,
танцевальные залы - с арочными галереями,
башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность
образов и мощная пластин, экспрессия
отличают скульптуру соборов (Бамберг,
Магдебург, Наумбург), располагавшуюся,
как правило, в интерьерах. Виртуозной
изобретательностью отмечены декоративные
изделия (эмали Рейнской области, реликварии,
кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая
Готика (конец 14-начало 16 вв.) породила
блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе
в Аннаберг-Буххольце) и дворцовых залов
(Альбрехтсбург в Мейсене) со сложными
сводами; расцвели алтарные скульптура
и живопись.
5. Готическая архитектура в других странах
Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне). Славу нидерландской Готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, в Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене, Ауденарде,), декор которых подчас фантастически сложен и богат.
Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Готики переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене).
В Испании городские соборы (Леон, Севилья) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые контрфорсами стены (собор в Жероне, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.
Информация о работе Готическое искусство: архитектура и скульптура