Готическое искусство: архитектура и скульптура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

От романского стиля Готика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Готике преимущественно витражами). Огромное Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Оглавление

Готический стиль……………………………………………………… 3
Французская готика…………………………………………………… 5
Английская готика…………………………………………………….. 8
Немецкая готика……………………………………………………….. 9
Готическая архитектура в других странах…………………………… 10
Список использованной литературы…………………………………. 12

Файлы: 1 файл

Контр.р.№1 по культ.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

    Казанский государственный химико-технологический  университет 
     
     
     
     

Контрольная работа №1

по культурологи на тему:

Готическое  искусство: архитектура и скульптура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Казань 2008

Содержание 

  1. Готический  стиль……………………………………………………… 3
  2. Французская готика…………………………………………………… 5
  3. Английская готика…………………………………………………….. 8
  4. Немецкая готика……………………………………………………….. 9
  5. Готическая архитектура в других странах…………………………… 10
  6. Список использованной литературы…………………………………. 12
  7.  
  8. Готический стиль

    Готика  - готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.)В Готике выделено на 3 фазы: ранняя, зрелая (высокая) и поздняя.

    От  романского стиля Готика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Готике преимущественно витражами). Огромное Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. В период Готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматичного мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций; сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.

    Начали  интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-"бефруа" и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

    Возникшая в эпоху Готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием гор. жизни (часто он вмещал всё население города). Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластичных мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только порождённые феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

    Синтез  искусств в Готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневекового представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластичные формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. В искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства Готики: в нём переплетались лиризм и трагичные аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряжённый эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре. 

    2. Французская готика

      Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельные политические и экономические силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской Готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися рёбрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.

    Двухбашенные  западные фасады французских соборов с 3 глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластичные мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед коленками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегоричные образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбур, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растит. орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

    Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней Готике относятся также соборы в Лане (1150-1215), Парижской богоматери (1163-1257). Особым богатством ритма, совершенством архит. композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики - в Реймсе (1211-1311) и Амьене (1220-88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными витражами. С середины 13 в. соборы французского типа строились в других европейских странах - в Германии (Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517), Испании (Бургос, 1221-1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (Упсала), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге) и Италии (Милан), где складывались также самостоятельные национальные варианты Готики. Крестоносцы донесли принципы французской Готики вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой Франции в конце 13 - начала 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художеств. формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звёздчатым" и т.д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") Готики и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70). Возрастает значение светского городског зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Готики, сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, замок Пьерфон), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. 

    3. Английская готика.

    В Англии главный неф собора ниже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м. Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.

    Многие  английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем  облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов.

    В развитии английской готики можно условно  выделить три периода. На последние  десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил.

    В 14 в. зарождается «украшенная» готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.

    В 15 в. на смену «украшенной готике»  приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием  вертикальных линий в рисунке  декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.  

    4. Немецкая готика.

    В Германии расцвет Готики наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге); на юго-западе сложился тип однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау; Ульм, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, Мариенкирхе в Любеке), в которых упрощение планов, объёмов и конструкций сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки - городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластин, экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая Готика (конец 14-начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. 

    5. Готическая архитектура в других странах

      Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне). Славу нидерландской Готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, в Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене, Ауденарде,), декор которых подчас фантастически сложен и богат.

    Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Готики переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене).

    В Испании городские соборы (Леон, Севилья) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые контрфорсами стены (собор в Жероне, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.

Информация о работе Готическое искусство: архитектура и скульптура