Возрождение и Реформация в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Взяв свое начало в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отделению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Целью данной работы явилось изучение истории эпохи Возрождения и процесса Реформации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….3

Глава 1. Возрождение..………………………………………………………...5
Причины, периодизация и значение
эпохи Возрождения……………………………………………..………...5
Культура эпохи Возрождения или Ренессанс………………………..…………....….……..………………….9

Глава 2. Реформация…………………..……..………………………....……12
2.1 Понятие и причины Реформации……………………………….………12
2.2 Лютеранская Реформация……………………………………………….15
2.3 Кальвинистская Реформация……………………………………………19

Заключение………………………………………………………...……..........24

Список использованной литературы……………………………..………..25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 64.84 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет «Государственного и муниципального управления»

Кафедра «Истории государства и права»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История»

«Возрождение и Реформация в Западной Европе»

 

 

 

 

 

Специальность: социология

Выполнила: студент гр. Ск-312

Панфилова Екатерина Александровна

Научный руководитель:

доктор исторических наук

Халин Алексей Алексеевич

 

 

г. Нижний Новгород

2014г. 
Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...….3

 

Глава 1. Возрождение..………………………………………………………...5

    1. Причины, периодизация и значение

эпохи Возрождения……………………………………………..………...5

    1. Культура эпохи Возрождения или Ренессанс………………………..…………....….……..………………….9

 

Глава 2. Реформация…………………..……..………………………....……12

2.1 Понятие и причины Реформации……………………………….………12

2.2 Лютеранская Реформация……………………………………………….15

2.3 Кальвинистская Реформация……………………………………………19

 

Заключение………………………………………………………...……..........24

 

Список использованной литературы……………………………..………..25

 

 

 

 

Введение

 

Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, которая обозначает переход от Средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным.

Возрождение (Ренессанс) – понятие более широкое и определяется как исторический процесс идейного и культурного развития  перед началом ранних буржуазных революций. Его элементы проявляются уже на позднем этапе феодализма. Это произошло по причине того, что феодальная система начала постепенно разлагаться. Возрождение длилось вплоть до ранних буржуазных революций и последним его этапом была Реформация, которая завершила величайший прогрессивный переворот в развитии культуры Западной Европы.

Как правило историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, которое в противовес средневековому христианскому аскетизму провозглашало величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Согласно видению гуманистов, человек - это наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они перенесли на человека присущие Богу созидание, творческие способности,

видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

Реформисты противопоставили этому обожествленному человеку гуманистов идею полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.

Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, зародившееся в начале XVI века в Германии, которое было  направлено на преобразование христианской религии. Взяв свое начало в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отделению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

 

Целью данной работы явилось изучение истории эпохи Возрождения и процесса Реформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Возрождение

 

    1. Причины, периодизация и значение эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения для наиболее развитых европейских стран явилась временем зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Поэтому одной из причин возникновения Ренессанса является причина экономическая, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения атомистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.

Очевидно, что кроме экономических причин, которые, несомненно, действительно существовали, были и другие причины, иначе сложно будет объяснить, почему Ренессанс возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западного, а не восточного христианского вероисповедания.

Не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое называется Возрождением.

Согласно словарям Возрождение (от итальянского «Rinascimento»), или Ренессанс (от французского «Renaissance» – возрождение) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, в течение которого произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В Италии это происходило в XIV-XVI вв., в других странах – в XV-XVI вв. Ренессанс за пределами Италии зачастую называют Северным Возрождением, сосредотачивая внимание на творчестве мастеров Франции, Нидерландов и Германии.

Термин «Возрождение» придумал в середине XVI в. один из деятелей Позднего Ренессанса - основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511-1574). Своим современным значением понятие «Ренессанс» обязано французскому историку-романтику Жюлю Мишле (1798-1874).

Человеческая культура знает немало взлетов и падений. Так между Античностью и Новым временем были такие периоды культурного подъема, как:

- Остготское возрождение V-VI вв.;

- Арабский золотой век (VIII в.);

- Каролингское возрождение IX в.;

- Оттоновское возрождение конца Х в.;

- возрождение XII в.

Но именно Европейское Возрождение XIV-XVI вв. - одна из ярчайших эпох в истории. Ф. Энгельс, к примеру, охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством»1.

Возрождение принесло совершенно новую культуру, какой никогда прежде не знало человечество. Но в то же время историки всячески подчеркивают преемственность древней и новой культуры, старательно отмечают связь времен. «Ренессанс соединяет новое прочтение Античности с новым прочтением христианства»  - пишут, к примеру, А.И. Хурсан и В.Е. Гайдуль.

Именно в эту эпоху Западная Европа впервые захватила научно-техническое и культурное лидерство. Ее превосходство сделало возможными Великие географические открытия, военные и экономические победы европейцев над другими народами и распространение европейской культуры по всему миру: где-то «добровольно-принудительно» (как в России) – где-то сугубо насильственно с искоренением местной культуры и ее носителей-аборигенов (как в Америке).

Важнейшие отличительные черты культуры Возрождения это:

- ориентация на наследие  Античности (прежде всего римской  и греческой, но и восточной  тоже, особенно византийской и  еврейской);

- преобладание гуманистического  мировоззрения, беспредельно возвеличивающего  человека;

- прославление естественности  и подражание природе;

- антифеодализм и отрицание сословных привилегий;

- светский, антиклерикальный характер вплоть до «религиозного анархизма, нравственного нигилизма» и открытой проповеди аморального поведения;

- насмешливо-пренебрежительное  отношение к схоластике и праву  как одной из ее разновидностей;

- формирование интеллигенции  в качестве социальной прослойки.

Эпоху Возрождения условно подразделяют на четыре периода Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение. В целом такое деление соответствует зарождению, развитию, зрелости и упадку культуры Ренессанса.

В XIII в. по Европе катились коммунальные революции, в ходе которых города сбрасывали иго феодализма. Завоевав «хартию вольности» или ее аналог, горожане получали политические права и свободы, а также налоговые и торговые привилегии. Особо преуспевали итальянские городские республики, являвшиеся тогда самыми людными и богатыми на всем континенте. Уже в конце XIII в. Флоренция провозгласила «свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица».

С каждым десятилетием ремесло и торговля городов приобретали все большее значения. По мере упадка и уничтожения Византии центрами Средиземноморской экономики становились прибрежные города Италии.

Итальянские купцы и их работники много путешествовали. Восточная роскошь, развитая византийская и арабская культуры будили желания и дух конкуренции. Неустанная борьба с морями и пустынями, по которым шли основные торговые пути, развивала силы. А высокоприбыльная внешняя торговля и формирующееся внутреннее мануфактурное производство приносили городским властям и купцам огромные богатства.

Эти богачи щедро финансировали создание красивого, полезного и разумного, поощряли стремление к новым достижениям и открытиям. Конечно, они делали это чаще всего для собственной выгоды или славы. Но их имена большей частью забыты, а потраченные ими деньги обогатили великими творениями все человечество.

Важно отменить еще и то, что в 1250-1494 гг. Италия не знала вторжения иностранных завоевателей. А внутренние войны были короткими и почти бескровными. Это редчайший случай в истории человечества, весьма поспособствовавший развитию Возрождения.

 

1.2 Культура эпохи Возрождения или Ренессанс

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос наиболее значительным творениям художников. Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. Победа светского начала в культуре Возрождения была следствием социального утверждения набирающей силы буржуазии. Однако гуманистическая направленность искусства Возрождения, его оптимизм, героический и общественный характер его образов объективно выражали интересы не только молодой буржуазии, но и всех прогрессивных слоев общества в целом. Искусство Возрождения формировалось в условиях, когда еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия капиталистического разделения труда, смелость, ум, находчивость, сила характера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Всесторонняя яркость характеров людей Возрождения, нашедшая свое отражение и в искусстве, в значительной мере объясняется именно тем, что «герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников».

Информация о работе Возрождение и Реформация в Западной Европе