Возрождение и Реформация в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Взяв свое начало в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отделению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Целью данной работы явилось изучение истории эпохи Возрождения и процесса Реформации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….3

Глава 1. Возрождение..………………………………………………………...5
Причины, периодизация и значение
эпохи Возрождения……………………………………………..………...5
Культура эпохи Возрождения или Ренессанс………………………..…………....….……..………………….9

Глава 2. Реформация…………………..……..………………………....……12
2.1 Понятие и причины Реформации……………………………….………12
2.2 Лютеранская Реформация……………………………………………….15
2.3 Кальвинистская Реформация……………………………………………19

Заключение………………………………………………………...……..........24

Список использованной литературы……………………………..………..25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 64.84 Кб (Скачать)

Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи широкое распространение получает фреска. С XV в. все большее место занимает станковая картина, в развитии которой особую роль сыграли нидерландские мастера. Наряду с существовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполняющимися новым смыслом, выдвигается портрет, зарождается историческая и пейзажная живопись. В Германии и Нидерландах, где народное движение вызывало потребность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто использовалась в художественном оформлении книг. Завершается начатый в средние века процесс обособления скульптуры; наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появляется самостоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции. Обратившись в поисках идеала к античному наследию, пытливые умы открывали мир классической древности, разыскивали в монастырских хранилищах творения древних авторов, откапывали обломки колонн и статуй, барельефы и драгоценную утварь. Процесс усвоения и переработки иантичного наследия был ускорен переселением в Италию греческих ученых и художников из Византии, захваченной турками в 1453 году. В спасённых рукописях, в вырытых статуях и барельефах изумлённой Европе открылся новый мир, доселе неведомый - античная культура с её идеалом земной красоты, глубоко человеческой и осязаемой. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Реформация

 

2.1 Понятие и причины Реформации

Кроме экономического и национального гнёта, о которых будет сказано ниже, предпосылкой Реформации явились гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив таким образом своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви.

Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Церковь играла значительную роль в жизни общества на протяжении всего Средневековья, она идеально вписывалась в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия подобна иерархии светской: члены клира выстраивались по феодальной лестнице от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре так же, как в светском феодальном обществе градуировались разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря. Церковь являлась крупным феодалом во многих государствах Западной Европы, она владела приблизительно третью всех обрабатываемых земель, на которых использовался труд крепостных, и применяла те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Таким образом церковь узурпировала готовые формы феодального общества, получала от них бесчисленные плоды и одновременно как организация формировала идеологию феодального общества. Церковь ставила своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности данного общества. В свою очередь европейские монархи не жалели никаких затрат ради получения от клириков высшей санкции на своё господство.

Феодальная католическая церковь являлась идейной санкцией средневекового общества, она существовала и процветала только до тех пор, пока господствующей являлась её материальная основа, а именно - феодальный строй. Но в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и во всей Европе начал формироваться новый класс, который постепенно захватывал экономику, а позже устремился и к политической гегемонии (класс буржуазии). Новому классу, претендующему на господство, необходима и новая идеология. По сути, ее нельзя назвать такой уж новой: буржуазия не хотела отказываться от христианства, но она нуждалась вовсе не в том христианстве, которое обслуживало старый мир; новая религия должна быть проще и отличаться дешевизной: меркантильная буржуазия нуждалась в деньгах не для того, чтобы бросать их на ветер, строить величественные соборы и проводить роскошные, богатые церковные службы, а для того, чтобы вкладывать их в производство, создавая и приумножая свои расширяющиеся предприятия. Следовательно дорогостоящая организация церкви с её Папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением становилась не просто ненужной, но еще и вредной.

Реформация — латинское слово, и переводится как «изменение, перестройка». Латинский язык в средние века использовался в основном учёными людьми — юристами и богословами; именно они первыми предложили «реформировать», т. е. преобразовать сначала христианскую церковь, а в последствии — и само христианское вероучение.

Священники и богословы призывали многое изменить в жизни церкви и простых верующих. Это вызвало сильный отклик у народов Европы и оказало большое воздействие на историю некоторых европейских стран. В XVI—XVII вв. все государства Европы разделились на два больших лагеря: в Англии, Нидерландах, Швейцарии, некоторых германских княжествах, скандинавских странах Реформация победила, в результате чего север континента стал по большей части «протестантским»; Испания же, Франция, Италия, Чехия, Польша, Венгрия и оставшиеся германские земли остались верны Папе римскому и католической религии.

Противостояние сторонников Пап и реформаторов разворачивалась в стенах университетских залов, церквей и монастырей только на первом этапе развития Реформации. Довольно скоро между противниками началась вооруженная борьба, и на полях сражений пролилась первая кровь. Запылали костры, на которых сжигались не только опасные книги, но и их авторы. Религиозная нетерпимость разрушала дружные семьи, отныне сын шел против отца и брат против брата. Людей позднего Средневековья и начала Нового времени потрясло то, с какой взаимной ненавистью и всеобщим ожесточением боролись реформаторы и католики. Французы и англичане, немцы и голландцы начинали понимать, что кроме исступлённой веры в Бога людям необходимо ещё и проявлять терпимость друг к другу и быть готовыми признать за каждым его право на собственные убеждения, взгляды, веру. Именно по этой причине история Реформации — это не просто история церкви и христианской веры, это еще и повесть о людях, которые, устремляясь к Богу, учились видеть в своём ближнем человека, наделённого собственной волей и свободой выбора жизненного пути.

В конце XV — начале XVI вв. недовольство Папами и их римским окружением достигло наивысшей точки. Даже очень верующие люди, посетившие Рим, возвращались из этого путешествия полные разочарования и негодования. Этот гнев был вызван жадностью Пап и кардиналов и бесстыдной роскошью, окружавшей их повсюду. И всё это при том, что церковь призывала верующих людей жить в умеренности и воздерживаться от излишеств! Не менее сильное возмущение вызвал чрезмерный интерес Пап к итальянским политическим интригам.

Всё больше и больше обвинений обрушивалось на Пап, всё чаще и смелее в их адрес возмущались люди. А тем временем короли и епископы некоторых европейских стран подумывали над тем, как обособить свои церкви от Рима. Вероучение и обряды при этом по-прежнему оставались католическими, но власть Папы над местной, национальной церковью становилась значительно меньше.

Первыми, кто осуществил замысел отделить свою церковь от Рима, были французские короли. В 1438 г. Карл VII добился того, чтобы собор местных епископов получил главенство над Папой в делах французской церкви; с этого момента французское королевство больше не выплачивало Папе ежегодные подати — аннаты. Но в 1516 г. король Франциск I согласился вновь платить Риму аннаты, взамен он получил право на самостоятельное назначение епископов и кардиналов в своём королевстве. В итоге французская церковь ещё до начала Реформации оборвала многие из своих связей с Римом. Это помогло ей победить в длительной и упорной борьбе с реформационным движением во Франции.

 

2.2 Лютеранская Реформация

В начале XVI в. все страны Европы так или иначе старались защищаться от всевозможных непомерных притязаний римских Пап (в первую очередь — от денежных поборов). Германские земли оказались наиболее беззащитными: Германия была раздроблена и не имела сильной защиты от церковников со стороны королевской власти, а лоскутная политическая карта страны далеко не способствовала созданию единой национальной церкви, как во Франции. По этим причинам именно из Германии и доносились самые сильные возмущения в адрес римских Пап; Германия стала родиной и Реформации.

31 октября 1517 г. монах-августинец, преподававший богословие в университете  города Виттенберг (в Саксонии) по поручению своего ордена, прикреплял какие-то листы бумаги к дверям небольшой церкви виттенбергского замка. Имя профессора-монаха было Мартин Лютер (1483—1546 гг.).

Лютера отличало умение говорить с простыми людьми, он без труда писал на языке народа — не случайно его перевод Библии на немецкий язык до сих пор очень популярен в Германии. В то же время Лютер был одним из самых учёных богословов своего времени; к тому же он обладал сильным и глубоким религиозным чувством и всецело переживал свои отношения с Богом. Несмотря на то, что Лютер был очень упрям, это не мешало ему быть тонким политиком, который способен найти могущественных союзников и уступить при необходимости.

Листы бумаги, которые молодой профессор вывесил на двери в церковь, содержали 95 возражений Лютера против права Пап на прощение грешников, которые покупали себе отпущение грехов. Против «индульгенций» (подписанных Папой документов об отпущении грехов за деньги) выступали в то время многие богословы; но только Лютер говорил об этом смело и резко. И этого, оказалось достаточно, чтобы в скором времени имя Лютера стало известно всей Германии.

Очень быстро рядом с Лютером образовалась группа сторонников и единомышленников, ещё более непримиримых по отношению к Риму, чем он сам. От критики индульгенций «мартинисты» (так их стали называть по имени Лютера) быстро перешли к осуждению папства и католической церкви в целом. Окончательный разрыв между немецким богословом и Римом установился в 1520 г., когда Лютер сжёг во дворе Виттенбергского университета на глазах у студентов папское послание, в котором провозглашалось отлучение мятежника от церкви. Этот смелый поступок поставил Лютера вне европейского христианского общества, покорявшегося Папе, несмотря на критику в его адрес. Лютер чуть ли не утверждал, что он один видит истинного Бога, а миллионы «папистов» ошибаются и идут по дороге, ведущей прямо в преисподнюю.

Несомненно Лютера ожидал костёр. Но он сумел избежать казни по двум причинам: во-первых, в Риме слишком поздно поняли опасность, исходящую из далёкой Саксонии, и тем самым позволили Лютеру укрепиться. Во-вторых, Лютер эффективно использовал подаренное ему время — он нашел себе сильных сторонников среди немецких князей. Многие из них поняли, что лозунги «доктора Мартина» помогут им отделиться не только от Рима, но и от Германской империи. В 1521 г., да Лютера вызвали на суд императора, немецкий богослов был осуждён, но курфюрст Саксонии Фридрих помог ему бежать и укрыл его в своих владениях.

Лютер спас свою жизнь, но дорого за это поплатился: движение Реформации в Германии вышло из-под его контроля и развивалось самостоятельно. Каждый бродячий проповедник толковал идеи Лютера по-своему; некоторые же из бывших «мартинистов» и вовсе проповедовали низвержение не только власти Папы, но и власти князей, графов и баронов и установление Царства Божьего на земле. Лютеру пришлось из своего укрытия резко выступать против бывших союзников. Он хорошо понимал, что в борьбе с Папами и народными проповедниками реформаторы должны искать опору в связном, последовательном и глубоком вероучении. Такое вероучение, способное противостоять католицизму, пока не было. Значит, его нужно было создать, и Лютер напряжённо думал над отношениями человека и Бога, веры и разума, долга и свободы.

 В результате своих размышлений Лютер пришел к такому выводу: человек возносит к Богу свою веру, Бог в свою очередь наделяет человека благодатью. Такое отношение между Богом и верующим имеет сугубо личный характер; церковь не может вмешиваться в это отношение ибо может лишь помешать верующему найти свой особенный путь к Богу. При этом церковь должна быть не похожа на католическую. Церковь Лютера призвана помочь верующему самостоятельно постичь смысл Библии, растолковать ему содержание божественных книг, научить читать их. Священники в такой церкви не отделены от простых верующих непроходимой стеной, что было свойственно католикам, — они могли жениться, носить обычную одежду, пользоваться такими же правами, что и остальные граждане. В лютеранская церкви почти не было икон, скульптур Христа и Богоматери, роскошных одежд священнослужителей, утомительных и сложных обрядов... Одним словом, она становилась проще.

Богословие Лютера и устройство его церкви показали, что корни Реформации уходили очень глубоко: они были связаны с распадом средневекового общественного строя и с постепенным превращением европейского человека в личность, индивидуальность. Архитектор и инженер, торговец и предприниматель, поэт и профессор уже не нуждались в посредниках и помощниках в сложных отношениях между человеком и Богом; наставления католической церкви воспринимались ими как посягательство на личную свободу. Лютер смог хотя бы частично решить казалось бы нерешаемую задачу — примирить острое ощущение своей особенности, индивидуальности с подлинным религиозным чувством.

Информация о работе Возрождение и Реформация в Западной Европе