Возрождение и Реформация в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Взяв свое начало в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отделению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Целью данной работы явилось изучение истории эпохи Возрождения и процесса Реформации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….3

Глава 1. Возрождение..………………………………………………………...5
Причины, периодизация и значение
эпохи Возрождения……………………………………………..………...5
Культура эпохи Возрождения или Ренессанс………………………..…………....….……..………………….9

Глава 2. Реформация…………………..……..………………………....……12
2.1 Понятие и причины Реформации……………………………….………12
2.2 Лютеранская Реформация……………………………………………….15
2.3 Кальвинистская Реформация……………………………………………19

Заключение………………………………………………………...……..........24

Список использованной литературы……………………………..………..25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 64.84 Кб (Скачать)

Однако идея «оправдания верой» и «дешёвой церкви», а так же другие изобретения Лютера с трудом пробивали себе дорогу в Германии. В 1525 г., после того, как были подавлены крестьянские выступления, вдохновлявшиеся народными проповедниками, процесс Реформации окончательно перешел в руки немецких князей. За союз с князьями Лютеру пришлось напрямую подчинить свою церковь власти князей, которые присваивали богатые земли монастырей под лозунгом церковной реформы. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил расхищение монастырских земель князьями, сторонники Лютера выразили императору протест (после этого их и стали называть «протестантами»). Таким образом союз реформаторов церкви и князей сформировался окончательно. После многих лет борьбы и постоянных войн в 1555 г. император разрешил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь, в результате чего возникло неустойчивое равновесие: северные, северо-восточные княжества Германии и некоторые владения в центре страны приняли лютеранство, другие же земли остались верны католицизму. Такое деление явилось причиной множества бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин её отсталости от других европейских стран в течение XVI— XVIII вв.

В Германии реформационное движение не развернулось в полную силу, несмотря на то, что началось оно именно здесь. Лютер и его сторонники были слишком зависимы от расстановки политических сил в стране и не могли выработать последовательные и самостоятельные ответы на два главных вопроса: как должна быть организована новая церковь и какую позицию эта церковь должна занимать по отношению к светским властям. Лютер, как было написано выше, просто подчинил свою церковь князьям. Вероятнее всего, что ничего другого он сделать и не мог, но данное решение не устраивало некоторых последователей Лютера в других странах Европы.

 

2.3 Кальвинистская Реформация

Искать выход пришлось французу Жану Кальвину (1509— 1564). В 1536 г. ему пришлось бежать из Франции в Швейцарию, так как во Франции в это время начались преследования реформаторов, и остановился в одном из самых вольнолюбивых городов Швейцарии — Женеве. Именно Женеве и суждено было стать полем для смелых и суровых опытов Кальвина, которые в последствии распространились по всей Европе.

Кальвин придавал устройству церкви гораздо большее значение, чем реформаторы Германии. Дело в том, что кальвинистская церковь должна была, по замыслу своего создателя, одновременно бороться и против «папистов», и против «философов», то есть светских мыслителей, которые были равнодушны к вопросам веры и готовы были принять абсолютно любую религию, включая языческую. «Философов», по мнению Кальвина, были ещё более опасными врагами, чем католики, поэтому он сражался с ними буквально насмерть. В 1553 г. в Женеве по настоянию Кальвина сожгли на костре испанского учёного Мигеля Сервета, который осмелился выступить с критикой идей Кальвина. Кальвин был убежден в том, что вера и знание должны быть отелены друг от друга; сам того не желая, он провёл чёткую границу между наукой и религией. Благодаря этому физика, математика, химия и биология в кальвинистских странах смогли развиваться свободнее, нежели чем в прежней, католической Европе. От учёных требовалось не вмешиваться в вопросы веры и признать кальвинистские установки.

Вернёмся к устройству кальвинистской церкви. Она больше не подчинялась городским властям Женевы и имела право управляться самостоятельно. У кальвинистов отсутствовала такая лестница церковных чинов и должностей, какая была у католиков, — наоборот, каждая кальвинистская община, состоявшая из нескольких десятков человек, сама решала все свои дела. Руководителями общины становились наиболее уважаемые и почтенные люди — «пресвитеры», их выбирали сами верующие и проповедники, которые были наставниками своих братьев по вере. В случае необходимости пресвитеры и проповедники разных общин сходились вместе, чтобы обсудить дела, касавшиеся всех. Сам Кальвин, проявив скромность, не претендовал на особое положение в им же созданной организации.

Очевидно, что устройство кальвинистской церкви было очень гибким: оно легко приспосабливалось как к условиям города-коммуны (например, Женева), так и к порядкам, установленным в обширных и сильных королевствах, наподобие Французского. Такими же гибкими были и политические взгляды Кальвина. Он признавал, что подданные имеют право свергнуть тирана, сменить правителя на троне, но только если будет доказано, что правитель нарушает законы не только человеческие, но и божеские и мешает верующим найти свой путь к Богу. Эти мысли привлекли на сторону Кальвина часть дворян, недовольных усилением королевской власти во многих европейских странах XVI—XVII вв.

Наконец, Кальвин значительно изменил богословские взгляды немецких реформаторов. Он предпринял попытку разрешить проблему, которая волновала умы христианских мыслителей на протяжении тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и посмертная) заранее предопределена Богом. Кальвин был убежден, что предопределение есть, но человек не должен безвольно ожидать свершения своей судьбы. Напротив, верующий должен идти судьбе навстречу, быть деятельным, активным, трудиться. На протяжении всей жизни человек обязан выявить все способности и возможности, которые были заложены в него Богом - в этом как раз и состоит его главное служение Богу, именно в этом и выражается его вера.

Вместе с тем Кальвин требовал от своих сторонников быть умеренными в трате денег на еду, одежду и убранство домов. Резко уменьшилось количество праздничных дней в году: женевский проповедник утверждал, что человек зарабатывает и копит деньги не для развлечений. Большие состояния Бог ниспошлёт только тем, кто служит ему своим трудом и копит не для себя, а чтобы обрести Царствие Небесное. Строгие установки Кальвина не пришлись по душе весёлым женевцам, и однажды его даже изгнали из города на несколько лет. Но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом и французских, английских, голландских, оценила идеалы труда, накопления и бережливости, которые были заложены в учении Кальвина.

Все эти достоинства кальвинизма способствовали его широкому распространению и растущей популярности в Европе. Кальвинистами стали нидерландские патриоты, которые сражались за освобождение своей родины от испанского владычества; ту же веру исповедовали и французские «гугеноты», долгое время вынашивавшие замыслы отделиться от власти французской короны для создания на юге Франции своего независимого кальвинистского государства. Наконец, основные идеи кальвинизма достигли Англии и также нашли сторонников – здесь Реформацию осуществляла королевская власть. Правда, англичане не решились на полный отказ от католических традиций: они сохранили некоторые обряды и епископское управление отдельными церковными областями. Такая церковь получила название «англиканской». Ее главой стал сам английский король. Однако самые ревностные английские кальвинисты не были довольны такими неполными реформами; они считали, что англиканская церковь должна быть «очищена» от пережитков католицизма. Таких людей называли «пуританами» (от лат. «пурус» - «чистый»). Впоследствии пуритане сыграли значимую роль в истории Англии.

В середине XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между реформаторами и католиками ещё можно будет преодолеть. Надо только, чтобы обе стороны пошли друг другу навстречу и нашли примирение. Эти настроения были сильны не только среди простых людей, но и среди многих высокопоставленных кардиналов и епископов папского окружения. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на открытый разрыв с реформаторами. Церковный собор, занимавшийся решением этой проблемы, заседал около двадцати лет — с 1545 по 1563 год! В итоге победила жёсткая линия, все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками, то есть людьми, которые отпали от Христа, от церкви. Римская церковь поставила еретиков вне закона и дала всем желающим чудовищное право убивать и преследовать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений. Через несколько лет начались первые религиозные войны: во Франции и Нидерландах, сильно обострились конфликты между протестантской Англией и католической Испанией. Реформаторские идеи становились силой, преображавшей лицо Европы.

 

 

 

 

Заключение

 

Возрождение и Реформация – один из важнейших периодов западноевропейской истории, переход от Средневековья к Новому времени.

Эпоха Возрождения - это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Эпоха Возрождения (Ренессанс) - период культурного и идейного развития европейских стран. Все страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны существуют свои исторические рамки Возрождения.

Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии.

Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Литература

  1. Новый энциклопедический словарь, 2013
  2. Аделадже С. Реформация, 2010
  3. Энциклопедия для детей: Всемирная история, 2011
  4. Шафф Ф. История христианской церкви. Т.8: Современное христианство. Реформация в Швейцарии, 2012
  5. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения, 2006
  6. Бурдах К. Реформация и Ренессанс. Гуманизм, 2004
  7. Чедвиг О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе 16-17 веков, 2011
  8. Егер О. Всемирная история., Т.3, 1999
  9. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры, 1996
  10. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа (электронная версия)

 

Интернет-ресурсы

  1. http://plas.by/index.php
  2. http://retrobazar.com/

 

 

 

 

 

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. Изд. 2-е, т. 20, С. 346.

3

 

 

 


Информация о работе Возрождение и Реформация в Западной Европе