Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:21, курс лекций
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.
1. Инвестиции: сущность и виды……………………………………………..3
2. Инвестиционная деятельность: сущность, субъекты, объекты………..6
3. Понятие инвестиционных проектов и их классификация……….…..10
4. Инвестиционный цикл…………………………………………….………14
5. Бизнес-план инвестиционного проекта…………………………….……18
6. Финансирование инвестиционного проекта……………………………20
7. Управление инвестиционным проектом…………………………….….25
8. Эффективность инвестиционного проекта и задачи ее оценки…..….30
9. Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов……………………………………………………………………….33
10. Денежные потоки и их оценка………………………………….……….39
11. Портфельное инвестирование…………………………………….…….46
12. Регулирование инвестирования в ценные бумаги……………..…….48
13. Ценные бумаги: сущность и классификация…………………………50
14. Инвестиционная привлекательность ценных бумаг……..………….53
15. Классификация инвестиционных портфелей…………………………57
16. Управление портфелем…………………………………………………..59
17. Доходность и риск инвестиционного портфеля. …………………………62
18.Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов…………………………………………………………………….66
19. Роль иностранных инвестиций в экономике…………………………81
20. Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций…………83
динамический;
предметный.
Функциональный подход включает организацию планирования, контроля и координации всех основных функций управления.
Динамический подход предполагает рассмотрение всех видов работ по мере их реализации и принятие соответствующих корректив для результативного достижения целей.
Предметный подход состоит из определения непосредственных объектов управления и обеспечения такого их использования, при котором достигаются намеченные цели. К непосредственным объектам управления можно отнести, например, возводимые или модернизируемые производственные мощности, сырьевые ресурсы,, финансовую, оперативную и иную деятельность.
Система управления инвестиционным проектом включает организационную структуру управления, методы и инструменты управления. Организационная структура включает упорядоченную совокупность органов управления различных уровней в их взаимосвязи и подчиненности. Организационная структура имеет важное значение для оперативного управления, согласования решений и в целом для своевременного достижения поставленных целей.
Организационные структуры управления подразделяют на линейные, функциональные, комбинированные, матричные и проектные.
Линейная структура предусматривает прямое воздействие на управление проектом со стороны руководителя. Каждое подразделение получает указание от одного вышестоящего органа управления. Такая форма управления характерна для небольших по объему проектов.
Данная структура обеспечивает четкую оперативность, надежный контроль за реализацией принятых решений, отсутствие двойного подчинения. Однако для ее реализации необходим высокий уровень компетенции руководящих работников и значительный объем текущей информации. Кроме того, надо учитывать, что при линейной структуре управления проектом, как правило, снижается инициатива работников.
Функциональная структура предполагает распределение работ по проекту между функциональными подразделениями. Она основывается на дифференциации управленческого труда, когда руководители выделенных функциональных отделов отвечают за конкретный участок работы.
При такой структуре управления повышается качество и оперативность управления, появляется возможность привлечения компетентных специалистов для каждого отдельного уровня управления. Однако подобная структура приводит к снижению ответственности за результаты работы; при ней отсутствует единство в принятии решений, в определении приоритетности выполняемых работ.
Комбинированная структура предполагает сочетание линейной и функциональной структур управления проектом. При данной структуре руководитель проекта единолично принимает решения, но ему подчинены функциональные отделы или труппы, которые выполняют отдельные функции по изучению и анализу ситуации, выработке определенных решений. Такая структура управления применяется в проектах со стабильным объемом работ и постоянной специализацией. В данной структуре особая роль принадлежит координаторам, которые осуществляют связь между отдельными функциональными подразделениям.
Матричная структура предполагает включение специалистов, работающих в функциональных подразделениях, в выполнение конкретной программы по проекту и оперативное их подчинение руководителю программы при сохранении их административной принадлежности. Данная структура позволяет привлекать к реализации проекта специалистов высокой квалификации и ускорять выполнение поставленных целей и зада'ч. Это вид структуры управления применяют при реализации относительно мелких и средних инвестиционных проектов.- Однако, такая структура вызывает увеличение числа управленческого аппарата и, соответственно, возрастание издержек.
Различают три вида матрицы: слабая, сбалансированная, жесткая. При слабой матрице менеджер несет ответственность за координацию работ по проекту, но имеет ограничения в распоряжении специалистами. С одной стороны, у координатора проекта - высокая степень ответственности за реализацию проекта, а, с другой стороны, у него нет достаточных полномочий по управлению специалистами
При сбалансированной матрице менеджер разделяет ответственность за ход реализации проекта с руководителями функциональных подразделений, которые несут непосредственную ответственность за качество и сроки выполнения заданий менеджера - координатора.
При жесткой матрице менеджер - координатор несет полную ответственность за реализацию проекта. Руководители функциональных подразделений выделяют специалистов в распоряжение менеджера. Воздействие функциональных отделов на итоги выполнения проекта снижается.
Проектная структура управления инвестиционным проектом предполагает создание самостоятельной команды или группы управления,, которой руководит менеджер проекта. Такая структура включает два уровня: проектный и организационный. Первый складывается из подразделений, ответственных за стратегию проекта, его разработку и обеспечение инвестиционными ресурсами. Второй уровень связан с непосредственной реализацией инвестиционного проекта. Проектная структура способствует сокращению срока реализации проекта, повышению оперативности в решении вопросов, экономии ресурсов и т.д.
Данная структура управления применяется при реализации крупных проектов, требующих привлечения широкого круга специалистов.
Методы управления проектом. В современных условиях используются следующие методы управления проектами:
метод сетевого планирования и управления;
метод линейных графиков (графиков Ганта).
Метод сетевого планирования и управления заключается в графическом представлении определенного комплекса работ в их логической последовательности, взаимосвязи и взаимной последовательности. Особенность данного метода состоит в широком применении вычислительной техники и математического инструментария. Он позволяет определить минимальную возможность продолжительности осуществления проекта и оптимизировать планы выполнения проектных работ.
Метод линейных графиков основан на графике выполнения работ, где по вертикали указываются виды работ, а по горизонтали - календарные периоды (дни, смены и т.д.). Данный метод способствует более четкому структурированию работ по проекту, их делению на этапы, установлению сроков и ответственных за выполнение работ. Как правило, этот метод не позволяет отразить взаимосвязь между отдельными видами работ, а также окончание комплекса всех работ по инвестиционному проекту.
ЛЕКЦИЯ №8.
Эффективность инвестиционного проекта и задачи ее оценки
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям - с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую среду, степени вовлечения трудовых ресурсов и т.п. Однако центральное место в этих оценках принадлежит эффективности инвестиционного проекта, под которой в общем случае понимают соответствие полученных от проекта результатов - как экономических (в частности прибыли), так и внеэкономических (снятие социальной напряженности в регионе) - и затрат на проект. Согласно «Методическим рекомендациям», эффективность инвестиционного проекта - это категория, отражающая соответствие проекта, порождающего этот ИП, целям и интересам участников проекта, под которыми понимаются субъекты инвестиционной деятельности (рассмотрены выше) и общество в целом. Поэтому в «Методических рекомендациях» термин «эффективность инвестиционного проекта» понимается как «эффективность проекта». То же относится и к показателям эффективности.
Среди адаптированных для условий перехода к рыночной экономике основных принципов и подходов, сложившихся в мировой практике к оценке эффективности инвестиционных проектов, можно выделить следующие:
- моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
- учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияние реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.;
- определение эффекта посредством сопоставления предстоящих результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал и иных критериев;
- приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;
- учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;
- учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта» «Методические рекомендации» предлагают оценивать следующие виды эффективности.
1) эффективность проекта в целом;
2) эффективность участия в проекте.
1) Эффективность проекта в целом. Она оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость ИП вне зависимости от финансовых возможностей его участников. Данная эффективность, в свою очередь, включает в себя:
общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
коммерческую эффективность проекта.
Общественная эффективность учитывает социально-экономические последствия реализации ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и «внешние эффекты» - социальные, экологические и иные эффекты.
Коммерческая эффективность ИП показывает финансовые последствия его осуществления для участника ИП, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участников проекта по финансированию затрат на ИП, условно полагая, что необходимые средства имеются.
2) Эффективность участия в проекте. Она определяется с целью проверки финансовой реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность включает:
эффективность участия предприятий в проекте (его эффективность для предприятий - участников ИП);
эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров АО - участников ИП);
эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам ИП (народнохозяйственная, региональная, отраслевая и т.п. эффективности);
бюджетная эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Общая схема оценки эффективности ИП. Прежде всего, определяется общественная значимость проекта, а затем в два этапа проводится оценка эффективности ИП.
На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. При этом:
если проект не является общественно значимым (локальный проект), то оценивается только его коммерческая эффективность;
для общественно значимых проектов оценивается сначала их общественная эффективность, (способы подобной оценки в общих чертах изложены в «Методических рекомендациях»). Если такая эффективность неудовлетворительная, то проект не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку. Если же общественная эффективность оказывается приемлемой, то оценивается коммерческая эффективность. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП необходимо рассмотреть различные варианты его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня. Если условия и источники финансирования общественно значимых проектов уже известны, то их коммерческую эффективность можно не оценивать.
Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них.
Можно сформулировать основные задачи, которые приходится решать при оценке эффективности инвестиционных проектов:
1. Оценка реализуемости проекта - проверка удовлетворения всем реально существующим ограничениям технического, экологического, финансового и другого характера. Обычно все ограничения, кроме финансовой реализуемости, проверяются на ранних стадиях формирования проекта. Финансовая реализуемость ИП - это обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для осуществления проекта, порождающего этот ИП.
2. Оценка потенциальной целесообразности реализации проекта, его абсолютной эффективности, то есть проверка условия, согласно которому совокупные результаты по проекты не менее ценны, чем требуемые затраты всех видов.
3. Оценка сравнительной эффективности проекта, под которой понимают оценку преимуществ рассматриваемого проекта по сравнению с альтернативным.