Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:21, курс лекций
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.
1. Инвестиции: сущность и виды……………………………………………..3
2. Инвестиционная деятельность: сущность, субъекты, объекты………..6
3. Понятие инвестиционных проектов и их классификация……….…..10
4. Инвестиционный цикл…………………………………………….………14
5. Бизнес-план инвестиционного проекта…………………………….……18
6. Финансирование инвестиционного проекта……………………………20
7. Управление инвестиционным проектом…………………………….….25
8. Эффективность инвестиционного проекта и задачи ее оценки…..….30
9. Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов……………………………………………………………………….33
10. Денежные потоки и их оценка………………………………….……….39
11. Портфельное инвестирование…………………………………….…….46
12. Регулирование инвестирования в ценные бумаги……………..…….48
13. Ценные бумаги: сущность и классификация…………………………50
14. Инвестиционная привлекательность ценных бумаг……..………….53
15. Классификация инвестиционных портфелей…………………………57
16. Управление портфелем…………………………………………………..59
17. Доходность и риск инвестиционного портфеля. …………………………62
18.Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов…………………………………………………………………….66
19. Роль иностранных инвестиций в экономике…………………………81
20. Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций…………83
иные ценные бумаги, предусмотренные ФКЦБ.
Интервальные и закрытые ПИФы могут иметь в составе активов иное имущество, состав которого устанавливается ФКЦБ. Недвижимое имущесть j и имущественные права на недвижимое имущество могут входить в состав активов только закрытых ПИФов.
Хранение, учет имущества и контроль за распоряжением- имуществом, составляющем ПИФ, осуществляет специализированный депозитарий. Учет и хранение имущества, составляющего ПИФ, могут осуществляться соответственно только одним специализированным депозитарием. Последний должен получить лицензию ФКЦБ России и вправе совмещать этот вид деятельности с иными видами деятельности при условии, что она осуществляется отдельным структурным подразделением специализированного депозитария (за исключением депозитарной, клиринговой деятельности, а также деятельности по организации торговли на РЦБ).
Управляющий может заключить договор о ведении реестра владельцев инвестиционных паев либо со специализированным депозитарием, либо со специализированным регистратором, имеющим лицензию ФКЦБ. Реестр представляет собой систему записей о фонде, о владельцах паев, о количестве размещенных и выкупленных паев и текущем количестве размещения инвестиционных паев. Ведение реестра владельцев инвестиционных паев вправе осуществлять только юридическое лицо, имеющее лицензию на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, либо специализированный депозитарий.
Размещение и выкуп паев могут производиться агентами. В качестве последних, могут выступать только юридические лица - профессиональные участники РЦБ, имеющие лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ устанавливает также:
• порядок выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев;
• основания и порядок прекращения паевого инвестиционного фонда;
• порядок осуществления аудита управляющей компании паевого инвестиционного фонда;
• особенности раскрытия информации о деятельности и управляющей компании ПИФа;
Другим институтом коллективного инвестирования выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В нашей стране система пенсионного обеспечения включает три уровня. Первый уровень составляют базовые пенсии, второй - трудовые пенсии и третий - негосударственные пенсии. Последние служат дополнением к государственным пенсиям. Негосударственные пенсионные фонды наряду с важной социальной задачей могут решать и проблему долгосрочного инвестирования.
В России НПФ стали формироваться в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. Их учредителями являются юридические и физические лица. Размещением пенсионных активов занимается управляющая компания, которая должна получить специальную лицензию. Создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов как орган по контролю за деятельностью НПФ и управляющих компаний.
Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации. В зависимости от направления размещения одним объектом инвестирования понимается:
• для федеральных государственных ценных бумаг - бумаги одного выпуска независимо от их количества;
• для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг - бумаги, имеющие один регистрационный номер в Министерстве финансов Российской Федерации, независимо от их количества;
• для ценных бумаг других эмитентов - бумаги одного эмитента, выпущенные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, независимо от числа выпусков и количества бумаг;
• для банковских вкладов - вклады в один банк, включая его филиалы, независимо от количества открытых депозитных счетов;
• для вложений в недвижимость - один объект недвижимости, допускающий отчуждения имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При размещении пенсионных резервов в одну организацию (в том числе в случае приобретения различных видов выпущенных ею ценных бумаг и (или) права собственности на долю участия в уставном капитале, одновременного размещения средств на банковских вкладах и приобретения векселей и других ценных бумаг банка) указанные вложения считаются одним объектом инвестирования.
Размещение пенсионных резервов в инвестиционные проекты предприятий и организаций допускается только в случае их реализации путем эмиссии ценных бумаг в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
При размещении пенсионных резервов должны соблюдаться следующие требования к их составу:
• стоимость пенсионных резервов, размещенных в один .объект, не может превышать 10 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
• общая стоимость пенсионных, резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
• в федеральные государственные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новаций;
• в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
• в акции и облигации предприятий и организаций допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
• в векселя допускается размещать не более 50 процентов стоимости пенсионных резервов;
• в банковские вклады и недвижимость допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов.
Средства пенсионных резервов, предназначенные для выполнения текущих обязательств по выплатам участникам и находящиеся на банковских счетах фонда, не должны превышать размера обязательств по выплатам на ближайшие три месяца.
В случае, если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1500000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков, категория надежности которых не ниже ВЗ (по методике информационного центра "Рейтинг"), не накладываются.
При размещении пенсионных резервов в паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований к составу, структуре и порядку размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, а также условий договора о размещении пенсионных резервов, заключаемого негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией, утвержденных Правительством Российской Федерации и установленных Инспекцией, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.
По виду доходности вложения, в которые размещаются пенсионные резервы, разделяются на:
• вложения с установленной доходностью - вложения, доходность которых известна в момент приобретения (облигации, банковские депозиты, векселя и т. п.);
• вложения с рыночной доходностью - вложения, доходность которых определяется конъюнктурой рынка (акции и т. п.).
Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов.
По степени риска объекты размещения пенсионных резервов разделяются на следующие объекты вложения:
• безрисковые объекты вложения, для которых риск потери активов не превышает 10 процентов:
• объекты вложения минимального риска, для которых риск потери активов составляет от 10 до 25 процентов;
• объекты вложения повышенного риска, для которых риск потери активов составляет от 25 до 50 процентов;
• рискованные объекты вложения, для которых риск потери активов превышает 50 процентов;
• недопустимые объекты вложения - направления размещения пенсионных резервов, запрещенные утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.
Отнесение объектов вложений пенсионных резервов к группам риска определяется фондами самостоятельно при оценке тенденций развития рынка инвестиций и указывается в Плане размещения пенсионных резервов фонда.
При размещении пенсионных резервов наряду с ограничениями по составу и виду доходности должны соблюдаться следующие ограничения по степени риска объектов размещения:
• в объекты вложения повышенного риска и в рискованные объекты вложения -суммарно не более 40 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов фондов;
• в рискованные объекты вложения - не более 20 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов фондов.
При вложениях в безрисковые объекты вложения и объекты вложения минимального риска ограничения на объемы размещения пенсионных резервов фондов не накладываются.
Одним из институтов коллективного инвестирования являются кредитные союзы, Кредитный союз - это добровольные самодеятельные самоуправляемые на демократических началах объединения лиц в целях создания коллективного денежного пула для аккумуляции денежных средств и их использования на кредитование производственных или потребительских целей или на страхование членов союза. Членство в кредитных союзах является непередаваемым. Кредитный союз является кооперативной организацией со статусом юридического лица.
В настоящее время кредитный союз является единственной кредитной организацией, которая может предоставить ссуду частному лицу на экономически выгодных условиях. Преимуществом кредитных союзов является их довольно высокая надежность благодаря взаимному доверию внутри кредитного союза и процедурам управления и контроля.
Вместе с тем, для развития системы кредитных союзов требуется:
принятие специального законодательства;
обязательное лицензирование;
разработка квалифицированных требований у руководства;
четкая регламентация критериев и методики определения очередности получения ссуд;
разработка методов оценки специфических кредитных рисков и их снижения;
обеспечение правовой защиты кредитных союзов.
Недавно в России появился принципиально новый вид коллективного инвестирования - общие фонды банковского управления (ОФБУ). Они являются аналогом ПИФов и формируются коммерческими банками. Фондам разрешено вкладывать деньги в производные ценные бумаги (фьючерсы, форварды) и соответственно хеджировать риски и добиваться гарантированного дохода.
ЛЕКЦИЯ №19.
Роль иностранных инвестиций в экономике
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью.
Они обусловлены:
а) международным разделением труда;
б) развитием международных связей;
в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство.
Иностранные инвестиции способствуют:
1) ускорению экономического и технического прогресса;
2) внедрению новых форм управления;
3) обновлению и модернизации производственного аппарата;
4) активизации конкуренции;
5) развитию малого и среднего бизнеса;
6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
7) расширению экспортного потенциала страны;
8) замене импорто-замещающего производства;
9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
10) повышению конкурентоспособности отечественного производства;
11) решению проблем реформирования экономики.
Регулирование иностранных инвестиций осуществляется рядом нормативных актов, центральное место среди них занимает закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999г. №160-ФЗ. Закон определяет правовые и экономические основы привлечения и эффективного использования в экономике РФ иностранных инвестиций. Он направлен на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима зарубежных инвестиций нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Закон также не регулирует отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации.
49
ЛЕКЦИЯ №20.
Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций
Согласно закону, иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.