Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:23, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в определении инвестиций и инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций;
рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций;
рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;
дать характеристику инвестиционного рынка.
Объект исследования – инвестиции и инвестиционная деятельность.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением инвестиций и инвестиционной деятельности.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы необходимости государственного регулирования инвестиций в РК. 5
1.1 Сущность государственно регулирования инвестиций 5
1.2 Факторы, определяющие общие принципы и методы государственного регулирования инвестиций 15
1.3 Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК. 17
Глава 2. Анализ состояния государственного регулирования инвестиционной деятельности и перспективы ее развития 20
2.1 Инвестиционный процесс и его участники 20
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК 21
2.3 Инвестиционная политика в РК на длительную перспективу. 38
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет инвестора от сложного выбора. Он может либо вкладывать деньги в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более "спокойных" для инвестора регионах. Найти "инвестиционный оптимум" (для каждого он, скорее всего, окажется своим) поможет распределение регионов Казахстана, представленное на Графике 2.9.
Кроме Алма-Аты, обладающей особо благоприятным инвестиционным климатом, остальные регионы Казахстана распределились по трем основным группам. Каждая из этих групп отличается своеобразием инвестиционного климата.
В первую группу с высоким потенциалом и высоким риском вошли два наиболее промышленно развитых региона - Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах возможно достичь прежде всего путем кардинального улучшения состояния окружающей среды. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область - 47,7%, Восточно-Казахстанская - 10,4%).
Напротив, ограниченный инвестиционный потенциал, правда в сочетании с наиболее низким риском, имеет наиболее многочисленная группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Эту группу возглавляет новая казахстанская столица - Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алма-Ату. После переноса столицы экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом. Коммунальное хозяйство новых районов столицы не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением.
Остальные регионы группы специализируются в основном на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Поэтому улучшение инвестиционного климата в этих регионах должно быть связано с повышением их потенциала на основе развития перерабатывающих отраслей.
Оптимальное для условий Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алма-Атинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алма-Атой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.
Поскольку Казахстан является унитарным государством, то правила игры для инвестора определяются на общегосударственном уровне и примерно одинаковы во всех регионах. Следовательно, межрегиональные различия в уровне инвестиционного риска не столь существенны, как в России. Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности регионов Казахстана основное внимание мы уделили инвестиционному потенциалу.
Наиболее привлекательной для инвесторов является мощная минерально-сырьевая база Казахстана, а также тяжелая промышленность и достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы.
Алма-Ата, несмотря на потерю своего столичного статуса, остается непререкаемым лидером по инвестиционному потенциалу. Город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Впрочем, следует иметь в виду, что прекрасные финансовые показатели Алма-Аты во многом основаны на том, что здесь располагаются центральные офисы всех крупнейших компаний (ситуация аналогична московской). Реальные же инвестиции вкладываются в регионы, где расположено производство. Эти в известном смысле "виртуальные", или "офисные", инвестиции сейчас начинают медленно перетекать в новую столицу - Астану.
Следующую группу составляют ресурсно-обеспеченные и наиболее промышленно развитые крупные области - Карагандинская и Восточно-Казахстанская. Карагандинская область является угольно-металлургической базой, а Восточно-Казахстанская - базой цветной металлургии республики. Большой отрыв потенциала этих двух регионов отчасти обусловлен тем, что в состав Карагандинской области недавно вошла Джезказганская, а в состав Восточно-Казахстанской - Семипалатинская.
Далее со значительным, почти двукратным, отрывом по доле в общереспубликанском потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность населения, эта область занимает монопольное положение в целом ряде производств (более 35% общего объема по Казахстану): угледобыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.
У
близкой по инвестиционному потенциалу
Костанайской области высокий ресурсно-
Первую половину рейтинга замыкает Астана. По численности населения она занимает предпоследнее место (на последнем Мангистауская область). Несмотря на это, у столицы высокий инновационный и инфраструктурный потенциал. Доходы населения здесь достаточно высоки, поэтому относительно высок и потребительский потенциал.
У Акмолинской области неплохой инфраструктурный и инновационный потенциал, у Алма-Атинской - трудовой, а у Северо-Казахстанской - инфраструктурный, кроме того, она занимает пятое место в республике по уровню монополизма. В Кызылординской области относительно высок уровень телефонизации. Несмотря на низкий суммарный инвестиционный потенциал, Мангистауская область отличается интенсивным развитием малого бизнеса. В Жамбыльской области добывается весь казахстанский барит, а в Актюбинской - вся хромитовая руда и производится более четверти ферросплавов. В Западно-Казахстанской области добывается более половины газа республики.
Распределение
регионов по некоторым индикативным
показателям, использованным при расчете
потенциала, приведено в таблицах
2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.7.
Таблица 2.2 Качество трудовых ресурсов (трудовой потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2009-2011 гг. | Регион | Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности занятых (по переписи населения 1999 г., %) |
8 | г. Астана | 54,8 |
1 | г. Алма-Ата | 54,8 |
2 | Карагандинская обл. | 39,0 |
4 | Павлодарская обл. | 38,7 |
5 | Костанайская обл. | 36,8 |
6 | Атырауская обл. | 36,3 |
14 | Мангистауская обл. | 36,0 |
3 | Восточно-Казахстанская обл. | 35,2 |
10 | Актюбинская обл. | 34,7 |
12 | Акмолинская обл. | 33,3 |
11 | Жамбыльская обл. | 33,1 |
13 | Северо-Казахстанская обл. | 32,4 |
15 | Западно-Казахстанская обл. | 32,4 |
7 | Южно-Казахстанская обл. | 30,9 |
9 | Алма-Атинская обл. | 30,6 |
16 | Кызылординская обл. | 30,1 |
Лидерами
в данной таблицы по трудовому
потенциалу являются такие регионы как
г.Астана, г.Алма-ата, Карагандинская область.
Таблица 2.3 Экономическая мощь регионов (производственный потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2009-2011 гг. | Регион | Доля региона в производстве суммарного валового регионального продукта в 2011 г. (%) |
1 | г. Алма-Ата | 16,1 |
2 | Карагандинская обл. | 11,6 |
6 | Атырауская обл. | 11,4 |
3 | Восточно-Казахстанская обл. | 9,1 |
14 | Мангистауская обл. | 6,0 |
4 | Павлодарская обл. | 5,9 |
15 | Западно-Казахстанская обл. | 5,3 |
7 | Южно-Казахстанская обл. | 5,2 |
5 | Костанайская обл. | 5,1 |
9 | Алма-Атинская обл. | 4,9 |
10 | Актюбинская обл. | 4,7 |
8 | г. Астана | 3,6 |
12 | Акмолинская обл. | 3,3 |
13 | Северо-Казахстанская обл. | 3,0 |
16 | Кызылординская обл. | 2,6 |
11 | Жамбыльская обл. | 2,2 |
Таблица 2.4 Уровень монополизма (производственный потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2009-2011 гг. | Регион | Средняя доля региона как монополиста в производстве основных видов промышленной продукции в 2009 г. (%) |
3 | Восточно-Казахстанская обл. | 18,11 |
2 | Карагандинская обл. | 18,10 |
4 | Павлодарская обл. | 10,91 |
1 | г. Алма-Ата | 8,03 |
13 | Северо-Казахстанская обл. | 6,45 |
5 | Костанайская обл. | 5,91 |
9 | Алма-Атинская обл. | 5,58 |
10 | Актюбинская обл. | 5,31 |
8 | г. Астана | 4,74 |
12 | Акмолинская обл. | 3,63 |
6 | Атырауская обл. | 2,55 |
7 | Южно-Казахстанская обл. | 2,29 |
11 | Жамбыльская обл. | 1,89 |
15 | Западно-Казахстанская обл. | 1,46 |
14 | Мангистауская обл. | 0,83 |
16 | Кызылординская обл. | 0,46 |
По
инвестиционной привлекательности
самую высокую ступень занимает
Кызылординская область, далее за ней
Западно-Казахстанская, Мангистауская
и т.д.
Таблица 2.5 Уровень доходов населения (потребительский потенциал)