Инвестиционно предепренимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в определении инвестиций и инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций;
рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций;
рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;
дать характеристику инвестиционного рынка.
Объект исследования – инвестиции и инвестиционная деятельность.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением инвестиций и инвестиционной деятельности.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы необходимости государственного регулирования инвестиций в РК. 5
1.1 Сущность государственно регулирования инвестиций 5
1.2 Факторы, определяющие общие принципы и методы государственного регулирования инвестиций 15
1.3 Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК. 17
Глава 2. Анализ состояния государственного регулирования инвестиционной деятельности и перспективы ее развития 20
2.1 Инвестиционный процесс и его участники 20
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК 21
2.3 Инвестиционная политика в РК на длительную перспективу. 38
Заключение 42
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Понятие инвестиций.doc

— 674.50 Кб (Скачать)

   Обобщая сказанное, можно сделать однозначный  вывод: главная цель привлечения  и использования

   иностранных инвестиций - инвестирование реального  сектора экономики — не достигнута. Налицо слабость и неэффективность  государственного регулирования вопросов использования иностранного капитала. Предлагаемый нами комплекс мер по повышению эффективности использования иностранных инвестиций при усилении регулирующей и контролирующей роли государства предусматривает:

   • отказ от привлечения внешних  займов и кредитов на покрытие бюджетного дефицита и использование их на приобретение передовых технологий и оборудования;

   • пересмотр стратегии развития нефтегазовой отрасли в направлении отказа от исключительно топливного варианта и перехода к варианту использования  казахстанской нефти на основе комплексной и глубокой ее переработки;

   • полное исключение нерационального  использования привлеченных иностранных  инвестиций путем усиления государственного контроля;

   • стимулирование привлечения иностранных  инвестиций в частный сектор, главным образом, в сферу малого и среднего предпринимательства путем создания СП производственного назначения;

   • активное формирование свободных экономических  зон (СЭЗ), которые являются одним  из основных стимуляторов привлечения  и эффективного использования иностранных инвестиций;

   • усиление государственного контроля над  стратегическими предприятиями, которые  проданы или переданы в управление иностранным компаниям;

   • ограничение и постепенная отмена неоправданных льгот иностранному капиталу, т.е. переход на национальный режим инвестирования, создающий равные условия как отечественным, так и иностранным инвесторам.

   Оценка  объективных условий Казахстана дает основание считать, что главными к этой сфере будут внутренние накопления и частные инвестиции.

   Указывая  на первостепенную задач в ближайшей  и среднесрочной перспективе  является формирование и активизация  внутренних источников инвестиций.

   решающую  роль внутренних инвестиций в решении  таких жизненно важных вопросов: как  преодолеть кризис, остановить спад производства и перейти к его постепенному подъему, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил: "Немалую позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции. Но практика свидетельствует о том, что в ближайшее время сделать основную ставку на внешний фактор было бы неправомерно. В этой ситуации напрашивается единственно верный выход: надо начинать решительнее выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы. Основной акцент делать на своего производителя и инвестора, а помощь оказывать тому, кто работает, сберегает и вкладывает средства в развитие производства" [3, 45-46].

   Объективная необходимость перемещения акцента  на формирование и активизацию внутренних инвестиций, на наш взгляд, обусловлена  целым рядом факторов. Во-первых, обострение финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, России и Латинской Америки сопровождалось уменьшением мирового спроса на сырье и ростом недоверия среди инвесторов к развивающимся рынкам, что привело к уменьшению притока твердой валюты и иностранных инвестиций в развивающиеся страны, ухудшению условий их кредитования. Это в полной мере ощутил на себе Казахстан. Снижение мирового спроса на сырье привело не только к спаду производства, но и недогрузке производственных мощностей в добывающих отраслях, на которые приходится основной объем инвестиций в реальный сектор экономики.

   Во-вторых, как показывает мировой опыт, движение денежных потоков на международных  рынках капиталов обнаруживает устойчивую взаимозависимость между нормой сбережений в стране и объемом  привлекаемых иностранных инвестиций. Низкая норма сбережений является фактором, ограничивающим приток внешних инвестиций. В настоящее время это имеет место и в нашей стране. Поэтому для увеличения притока иностранных инвестиций одной из первоочередных

   Как известно, основными источниками внутренних инвестиций в советский период развития экономики были: 1) бюджетные средства,

   2) собственные средства предприятий,

   3) средства населения. В настоящее  время бюджетные средства, бывшие  ранее основным источником внутренних  инвестиций, фактически потеряли свое сколько-либо серьезное значение (4,3%). Более того, бюджет государства переживает острый кризис, что выражается в недопоступлении на 10-15% налогов при постоянном снижении их доли в ВВП. В 1998 г. бюджет был секвестрирован на 60 млрд. тенге, или почти на 1/3. В 1999 г., как известно, секвестрирование бюджета проводилось трижды, т.е. ежеквартально.

   В этих условиях покрытие бюджетного дефицита осуществлялось за счет внешних и  внутренних заимствований. Налицо уникальная ситуация на грани парадокса: государственный бюджет из источника внутренних инвестиций превратился в главного конкурента за инвестиции, поглощая их во все возрастающих размерах и находясь при этом в привилегированных условиях [2, 119].

   Бюджет, по сути, блокирует инвестирование реального сектора экономики, во-первых, отвлекая внешние займы не на инвестиционные цели, во-вторых, тормозит формирование фондового рынка ценных бумаг как основного источника внутренних инвестиций на данном этапе, непомерно раздувая рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и ограничивая развитие рынка корпоративных бумаг. Ясно, что в этих условиях бюджетные средства не могут быть серьезным источником внутренних инвестиций.

   То  же самое можно сказать и о  другом источнике внутренних инвестиций советского периода -собственных средствах предприятий. Ранее, до реформы, главным источником воспроизводства основных фондов были амортизационные отчисления. В общем объеме накоплений на их долю приходилось в 1990 г. - 41,2%. Однако, вследствие инфляции и не проводившейся вовремя переоценки основных фондов уже в 1997 г. удельный вес амортизационного фонда в общем объеме накоплений сократился до 5,5% и, по сути, потерял свое значение как источник внутренних инвестиций. Доход (прибыль) также перестал выполнять функцию накопления, так как в настоящее время большинство предприятий убыточно, а оставшейся части дохода после выплаты налогов с трудом хватает на потребление и пополнение оборотных фондов. Поэтому в настоящее время собственные средства предприятий, как и бюджетные средства, не являются основными источниками внутренних инвестиций.

   Из  существовавших в советский период внутренних источников инвестиций реальными  можно считать только средства населения. В частности, акад. О.Сабденов отмечает: "Важнейшая задача - поиск средств для инвестиций. В то же время непонятна пассивность государства в деле привлечения средств населения (а, по данным статистики, они есть). Это отдано на откуп различным махинаторам. Необходимо усилить работу по аккумуляции средств населения через государственные ценные бумаги, а в целом - всемерно способствовать развитию фондового рынка" [4, 93-94].

   Вице-президент  ЕБРР, ссылаясь на правительственные  источники, считает, что население  Республики Казахстан в настоящее  время держит на руках 1,5-2,0 млрд. долл. Эта сумма превышает суммарные инвестиции МВФ, АБР, ЕБРР и других международных финансовых организаций. Привлечение хотя бы части указанных средств в качестве кредитных ресурсов позволило бы значительно улучшить инвестиционный климат в стране.

   Сбережения, достигшие значительных размеров в  советский период, как известно, практически полностью были обесценены инфляцией. Восстановить инвестиционную активность населения можно, на наш  взгляд, прежде всего путем повышения  доверия к банковской системе. В целях привлечения средств населения в сбережения рекомендуется повысить ставку процента за банковский депозит в тенге. Одновременно необходимо создать экономический механизм страхования рисков населения. Необходима информационная открытость и связанная с ней безопасность финансово-кредитных учреждений (обоснованный выбор клиентом банка для обслуживания). Без этого нельзя рассчитывать на приток вкладов от населения.

   Вторым, непременным условием возрастания  вкладов населения является установление приемлемых (с учетом инфляции) процентных ставок, обеспечивающих хотя бы минимум реального дохода, что не всегда соблюдается. При этом доходность вкладов в национальной валюте должна существенно превышать доходность валютных депозитов. Только таким путем можно изъять у населения доллары и аккумулировать их в официальных валютных резервах.

   Таким образом, вне всяких сомнений, что  при создании соответствующих условий, обеспечивающих доходность вкладов  в виде депозитов или покупки  ценных бумаг, можно значительно  поднять инвестиционную активность населения, средства которого являются важным источником внутренних инвестиций.

   Необходимо  отметить, что за годы проведения экономических  реформ формы источников внутренних инвестиций существенно изменились. Это связано с тем, что центр тяжести в инвестировании реальной экономики переносится с бюджетного государственного инвестирования - на денежно-кредитный рынок, банковские кредиты, привлечение прямых собственных и иностранных частных инвестиций. Исходя из этого, реальными источниками внутренних инвестиций на данном этапе, в условиях депрессии и кризисных явлений, с нашей точки зрения, являются:

   • средства населения;

   • фондовый рынок ценных бумаг;

   • ресурсы фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.);

   • кредиты коммерческих банков;

   • частный капитал отечественных  инвесторов.

   Вот те потенциальные источники внутренних инвестиций, которые правительство  уже должно было формировать и  активно задействовать, умело используя  основные экономические рычаги государственного регулирования - бюджетно-кредитную и налогово-финансовую политику. Вместо этого оно заняло пассивно — выжидательную позицию, ограничиваясь официально заявленной точкой зрения об отсутствии внутренних источников инвестиций и использованием внешних и внутренних заимствований на финансирование бюджетного дефицита.

   Указывая  на необходимость активного формирования фондового рынка, как важного  источника внутренних инвестиций, многие исследователи справедливо отмечают: "Необходимо обратить внимание на то, что в данный период правительство, пополняя дефицит государственного бюджета, практически искусственно раздуло рынок государственных ценных бумаг, что привело к тому, что имеющиеся в банках второго уровня свободные денежные средства направляются именно на проведение операций с ценными бумагами, а не на инвестирование этих средств в реальный сектор экономики Республики Казахстан" [2, 154].

   Принципиально важными, отражающими сущность проблемы, являются, на наш взгляд, следующие  положения, высказанные акад. М. Кенжегузиным: "Сокращение внутреннего и внешнего заимствования и снижение доходности операций на рынке государственных ценных бумаг являются важнейшими условиями перетока капитала из финансового в реальный сектор экономики... Следует подчеркнуть при этом, что снижение темпов инфляции и, соответственно, процентных ставок до приемлемого уровня не приведут автоматически к оживлению инвестиций и производства. Для этого необходимы определенные условия, в том числе и прежде всего развитие рынка корпоративных ценных бумаг, а также укрепление банков второго уровня и эффективное их функционирование. Условия для трансформации сбережений в инвестиции возникнут только при налаживании механизма отечественного фондового рынка, стимулирующего вложения и обеспечивающего свободный перелив капитала" [5].

   Одним из источников внутренних инвестиций являются средства различных инвестиционных институтов, которые находятся в  стадии формирования. К ним относятся  пенсионные, инвестиционные, страховые, инновационные, конверсионные и  другие фонды. Именно эти новые структуры в настоящее время должны стать основными инструментами перелива капитала в реальный сектор экономики. Ведущую роль в организации этого процесса должно играть государственное регулирование через комплексное использование организационных, правовых и экономических мер.

   В мировой практике предпочтительны  два метода предоставления денежных средств реальному сектору -через  фондовый рынок и кредиты банков. Кредиты банков на данном этапе переходного  периода являются одним из реальных источников внутренних инвестиций. Однако чтобы задействовать этот источник, на наш взгляд, необходимо использовать ряд мер государственного регулирования. Доступ к кредитам банков связан с высоким риском невозврата из-за высоких процентных ставок. Для подъема реального сектора экономики необходимо снижение процентных ставок банковского кредита, а это возможно при устойчивости финансовой системы.

   В этой ситуации следует, на наш взгляд, активно использовать кредиты коммерческих банков. С целью стимулирования банков к выдаче среднесрочных и долгосрочных инвестиционных кредитов, выдаваемых на срок более трех лет для создания модернизации основных производств, освободить от налогообложения доходы банков от такой Деятельности.

   Необходимо  принять меры и по активизации  отечественных инвесторов. В настоящее время наши бизнесмены из числа преуспевающих обычно не стремятся делать крупномасштабные инвестиции в производство, поскольку

Информация о работе Инвестиционно предепренимательство