Инвестиционно предепренимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в определении инвестиций и инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций;
рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций;
рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;
дать характеристику инвестиционного рынка.
Объект исследования – инвестиции и инвестиционная деятельность.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением инвестиций и инвестиционной деятельности.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы необходимости государственного регулирования инвестиций в РК. 5
1.1 Сущность государственно регулирования инвестиций 5
1.2 Факторы, определяющие общие принципы и методы государственного регулирования инвестиций 15
1.3 Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК. 17
Глава 2. Анализ состояния государственного регулирования инвестиционной деятельности и перспективы ее развития 20
2.1 Инвестиционный процесс и его участники 20
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК 21
2.3 Инвестиционная политика в РК на длительную перспективу. 38
Заключение 42
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Понятие инвестиций.doc

— 674.50 Кб (Скачать)

   они приносят низкие доходы по сравнению  с другими сферами деятельности и связаны с высоким риском. Казахстанские предприниматели предпочитают размещать инвестиции в дорогое жилье, офисы для частных компаний, строительство торговых предприятий, или же используют денежные средства на фондовом, банковском и торговом рынках с последующим их хранением на счетах в зарубежных банках.

   Для активизации инвестиционной деятельности отечественных инвесторов необходимо:

   • усиление государственной защиты частной  собственности и предпринимательства;

   • предоставление льгот налоговой  и таможенной сферы наравне с  иностранными инвесторами;

   • развитие информационной сферы;

   • совершенствование системы кредитования быстроокупаемых инвестиционных проектов.

   Таким образом, в переходный период развития экономики Республики Казахстан  в условиях затянувшегося экономического и инвестиционного кризиса переломить ситуацию можно только на основе гибкого, активного государственного регулирования с целью решения главной задачи — инвестирования реального сектора экономики. 

   
    1. Факторы, определяющие общие  принципы и методы регулирования инвестиций
 

   Основную  роль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. При этом для российского законодательства общим принципом правового регулирования  инвестиций является их регулирование  исключительно на федеральном уровне.

   Регулирование иностранных инвестиций на уровне субъектов Федерации, в частности регистрация коммерческих предприятий с иностранным капиталом, противоречило основным началам регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда Законе об иностранных инвестициях и в международных договорах. Согласно этим началам определенные в договоре обязательства государства по предоставлению режима, регулированию и защите инвестиций возлагались на договаривающееся федеративное государство, а не на его административные подразделения. Такая практика не соответствовала также и положениям Конституции РФ о создании правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71) и о регулировании внешнеэкономических отношений (п. "л" ст. 71 Конституции), предусматривавшим исключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральный уровень регулирования мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в Российской Федерации.

   Другим  общим принципом правового регулирования  инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне зависимости от формы осуществления инвестиций (имеются в виду корпоративные и договорные формы инвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и российским инвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равных условий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования: антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государство может воспрепятствовать совершению предпринимателем тех или иных действий, в том числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящая дискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом, направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор.

   Третьим принципом правового регулирования  инвестиций является участие норм международных  договоров в правовом регулировании инвестиций на национальном рынке. Нормы международных договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и оно меняется. А нормы международных соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового регулирования.

   Нормы международных договоров применяются  независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или  об иностранных инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные соглашения обязывают государства-участники законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера не только для иностранных, но также и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций.

   Необходимо  признать большое значение в регулировании  инвестиций международных договоров, разработанных Международным банком реконструкции и развития (Мировым  банком) и направленных на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.

   Вашингтонская конвенция, в которой участвует  более ста государств, как экспортеров, так и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных инвесторов в их спорах с государством - реципиентом инвестиций; нормы этой Конвенции содержат единообразно понимаемые категории инвестиционного права, в частности категории инвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

   Участие России в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям  инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору возможность  воспользоваться услугами международной  системы страхования иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет с наибольшей прогнозируемостью и точностью определить сумму компенсации при наступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ в регистрации предприятия при уже вложенных средствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемых результатов по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватности механизма регулирования требованию Конвенции о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.

   Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора и защита прав инвесторов на российском рынке  полностью зависят от двух факторов: от состояния национально-правового  регулирования и от точности исполнения Россией своих международных обязательств. Государство должно создать условия для развития собственных инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов. 

   1.3 Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК 

   В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой  государственного суверенитета.

   Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что  значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане. Это обстоятельство было как положительный фактор, способствующий перемещению активности ЕБРР из Центральной Европы в Центральную Азию и Россию, отмечено президентом Европейского банка реконструкции и развития в ходе его встречи с Президентом РК, имевшей место 13 июня 2001 года.

   Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке и защите инвестиций с  такими государствами как: Азербайджан, Великобритания и Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембургским союзом.

   В Казахстане существует разветвленная  и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные  с деятельностью иностранных  юридических лиц и граждан  на территории Республики Казахстан: Законы "О валютном регулировании" (24.12.1996 г.), "О лицензировании" (17.04.1995 г.), "О земле" (24.01.2001 г.), "О нефти" (28.06.1995 г.), "О недрах и недропользовании" (27.01.1996 г.), постановление Правительства РК "О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК" (30.06.1997 г.) и др.

   Из  объемного блока законов следует  выделить нормативные правовые акты, регулирующие отношения непосредственно  в сфере иностранных инвестиций: Закон "Об иностранных инвестициях" от 27.02. 1994 года; Закон "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28.02. 1997 года; Закон "Об инвестиционных фондах" от 06.03.1997 года; Указ Президента РК "Об утверждении Перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций" от 05.04.1997 года; Указ Президента РК "Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан" от 30.06.1998 года; Указ Президента РК "Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики" от 06.03.2000 года.

   Законом "О государственной поддержке  прямых инвестиций" предусмотрено  создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 - Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.

   Агентство является единственным государственным  органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.

   Основными функциями Агентства являются:

  1. организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;
  2. координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;
  3. обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;
  4. оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;
  5. осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

   Основные  вопросы правового положения  иностранных инвестиций регулируются Законом РК "Об иностранных инвестициях.

   В соответствии с Законом иностранные  инвестиции могут вкладываться в  любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

   Отношения, связанные с предоставлением  займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также  связанные с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством.

   К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических  зонах применяются нормы Закона "Об иностранных инвестициях", если иное не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года "О специальных  экономических зонах".

Информация о работе Инвестиционно предепренимательство