Инвестиционная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем коренные изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь вызвали к жизни средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, развитием инфраструктуры международного бизнеса и совершенствованием законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Понятие, сущность и виды инвестиций
1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Особенности инвестиционной деятельности предприятия
2.2 Источники финансирования инвестиций
2.3 Механизм принятия инвестиционных решений
2.4 Разработка и реализация инвестиционного проекта
2.5 Методы оценки эффективности инвестиций
2.6 Инвестиционная политика предприятия
3. АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности
3.2 Механизмы обеспечения инвестиционной деятельности
3.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач!!!!!!.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

      Для государственного регулирования и  повышения инвестиционной активности предприятий, обеспечения роста  объемов привлекаемых инвестиций в республике создана необходимая законодательная база, в соответствии с которой государство может принимать прямое участие в инвестиционной деятельности. Активно функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, активизирована деятельность Валютно-кредитной комиссии Совета Министров, в ведение Министерства экономики переданы вопросы формирования политики в области привлечения иностранных инвестиций, постоянно совершенствуется законодательная база. Под патронажем государства совместно с ведущими банками и консультативными компаниями создано Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям как связующее звено между иностранными инвесторами, белорусскими организациями и органами государственного управления.

      Инвестиционная  деятельность в стране регулируется более 70 законами, рядом Указов Президента Республики Беларусь, решениями правительства  и другими нормативно-правовыми  актами. Основными документами, определяющими  инвестиционную политику государства, а также направления и механизмы ее реализации, являются: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Национальные программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, принимаемые ежегодно правительством и разрабатываемые на основе Конституции Республики Беларусь, соответствующие действующим Декретам и Указам Президента Республики Беларусь, законам, решениям Правительства по инвестиционной деятельности.

      В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государство может  принимать прямое участие в инвестиционной деятельности путем принятия инвестиционных программ, финансирования их за счет бюджета, выделения из республиканского бюджета централизованных инвестиционных ресурсов и средств для финансирования перспективных проектов на основе платности и возвратности, предоставления гарантий правительства по кредитам, которые привлекаются организациями для реализации инвестиционных проектов, проведения их государственной комплексной экспертизы, предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам, оказания инвесторам государственной поддержки, защиты их интересов, создания свободных экономических зон, определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами, принятия антимонопольных мер и пресечения недоброкачественной конкуренции, определения условий и форм приватизации объектов государственной собственности, содействия развитию рынка ценных бумаг, а также проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, кредитной политики и использования других мер, соответствующих законодательству республики.

      Весьма  важными для белорусской экономики  в настоящий период и в будущем  являются прямые государственные инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Они являются основой для  развития материально-технической базы социальной сферы.

      Государство в соответствии с законодательством  Республики Беларусь гарантирует инвестору  право собственности и иные вещные права, а также имущественные  права, приобретенные законным способом, защиту их, равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту их прав и интересов, стабильность прав инвестора по осуществлению и прекращению инвестиционной деятельности.

      Государственная поддержка инвестиционных проектов может оказываться в виде льгот  по налогам и таможенным платежам, предоставления гарантии правительства, выделения централизованных инвестиционных ресурсов. Она может осуществляться с установлением и иных видов гарантий инвестору.

      Для принятия решений о государственной  поддержке проектов проводится государственная  комплексная экспертиза в случаях  реализации проектов с привлечением кредитов или банков под гарантии Правительства, использования средства централизованных инвестиционных ресурсов, участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями, предоставления индивидуальных льгот по налогам и таможенным платежам.

      Основной  формой реализации государственных  инвестиций является государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве. Размещение госзаказа осуществляется на конкурсной основе.

      На  предприятиях разрабатывается план капитальных вложений (инвестиционный план). Для этого проводится анализ рентабельности и сроков окупаемости капитальных вложений. План охватывает все капитальные вложения предприятия и определяет практическую потребность предприятия в капитале, что позволяет предусмотреть в дальнейшем выбор кредитов, установить сроки их привлечения и распределить требуемый капитал на собственный и заемный в зависимости от предусматриваемой рентабельности проекта. Потребность в капитале определяется раздельно как по оборотным, так и по основным фондам, что дает информационное представление о наличии финансовых средств и возможностей, необходимых для расширения, ремонта, модернизации, реконструкции и технического перевооружения производства, которые можно осуществить за счет собственных и заемных средств. Исходной базой для расчета служат прогнозируемый прирост выпуска продукции, баланс производственной мощности предприятия.

      Планируемый укрупненный объем капитальных вложений для предприятия можно вычислить по формуле:

      

      где -  прогнозируемые приросты мощностей соответственно за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения мощностей действующий предприятий и строительства новых; - удельные капитальные вложения по основным формам наращивания мощностей (соответственно техническое перевооружение, реконструкция, расширение мощностей предприятия, новое строительство); - объемы незавершенного строительства на начало и конец прогнозируемого периода (строительный задел).

      На  современном этапе вопросы инвестиционной и инновационной деятельности становятся первоочередными. В условиях сокращения инвестиций и инновационной активности невозможна экономическая стабилизация, оживление и рост производства.

      Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на решение проблемы дальнейшего экономического роста на базе инновационного пути развития экономики, энерго- и ресурсосбережения, а эта проблема требует активной мобилизации как собственных ресурсов, так и финансовой поддержки извне, в том числе и от высокоразвитых стран.

      Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально  использовать свои сильные стороны, мировой опыт, значительно усилить  регулирование инвестиционной деятельности и управление народным хозяйством и на этой основе преодолеть воздействие таких негативных факторов, как высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, высокую материалоемкость продукции, недостаточную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокую энергоемкость продукции, слабую развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития инновационной сферы и некоторые другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      С учетом накопленного в мире опыта  организации инвестиционных процессов  в рыночной экономике можно выделить несколько базовых механизмов обеспечения  инвестиционной деятельности, использовавшихся в разных странах при различных  экономических условиях с разной интенсивностью. Ниже характеризуются те из них, которые определяются макроэкономической политикой государства.

      Первым  рассматриваемым механизмом будет: - аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции через коммерческие банки. Это давно сложившийся в развитых странах механизм обеспечения инвестиционной активности. Интерес представляют специфические особенности его функционирования в разных странах, влияющие на роль коммерческих банков в организации инвестиционных процессов. Из развитых стран наиболее существенен он в Германии и Японии. В этих странах крупные частные коммерческие банки работают в тесном взаимодействии с производственными предприятиями, формируя устойчивые финансово-промышленные группы. Такая модель стимулирования инвестиционных процессов содействует реальной трансформации сбережений в инвестиции. Ее сильной стороной является способность обеспечивать высокую норму накопления и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях экономического роста. В случае если последние выбираются правильно, эта модель обеспечивает максимально высокие темпы расширенного воспроизводства соответствующих финансово-промышленных групп на мировом рынке, улавливая и направляя растущие прибыли на финансирование инвестиций в целях расширения производства и сбыта продукции. Благодаря этой модели организации инвестиционного процесса в сочетании с соответствующими макроэкономическими условиями и институциональными структурами была обеспечена форсированная модернизация, а после войны - восстановление и быстрый рост экономики Японии и Германии, а также успешная индустриализация Южной Кореи и ряда других новых индустриальных стран.

      Слабой  стороной этой модели является уязвимость по отношению к ошибочным инвестиционным решениям руководства финансово-промышленных групп, а также риск перенакопления капитала в чрезмерно разросшихся производственных цепочках при устаревании образующих их технологий. Поэтому необходимым условием ее эффективной работы является наличие хорошо продуманной и настроенной системы выбора приоритетов научно-технического и экономического развития - не только на уровне собственно финансово-промышленных групп, но и на отраслевом и общенациональном уровнях.

      Инвестиционная  поддержка реализации приоритетных направлений  экономического роста через государственные инвестиционные банки, функционирующие как институты развития. Эти банки осуществляют целевое кредитование инвестиций под относительно низкий процент в определенных направлениях или видах хозяйственной деятельности, определяемых государством в качестве приоритетных, требующих поддержки исходя из интересов общества. Существует немало примеров весьма успешного функционирования такого рода институтов, особенно в условиях слабости частных банков и неразвитости фондового рынка. Так, экономическое чудо послевоенного восстановления Японии, современного подъема Китая и Индии, быстрого развития Бразилии были бы невозможны без использования этого механизма финансирования экономического роста.

     При  всем разнообразии институтов развития, действующих практически во всех крупных странах мира, кроме, пожалуй, государств Содружества, можно выделить их два базисных типа. Первый из них основан на предоставлении институтам развития монопольного права на использование тех или иных источников дешевых денежных ресурсов. Например, японские институты развития (Банк развития Японии, Экспортно-импортный банк и др.) получили в свое распоряжение сбережения населения, которые через систему местных сберкасс, аккумулируются под контролем министерства финансов и затем распределяются последним между ними. Другим примером могут служить добровольно-принудительные займы путем размещения гарантированных государством облигаций и других ценных бумаг банков развития, принимаемых в качестве обеспечения кредитов коммерческими банками, финансовыми компаниями и другими субъектами фондового рынка.

     Несомненным преимуществом этой системы является ее способность обеспечивать высокие  темпы наращивания инвестиций независимо от объема сбережений, накапливаемых  в экономической системе, и в отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей инвестиционные процессы.

     Важнейшим институтом рынка  капитала и механизмом обеспечения инвестиционной активности в финансовых системах многих развитых стран является фондовый рынок. Преимуществом этого механизма является прямая связь между инвестором и объектом инвестирования, которая обеспечивается самоорганизацией рынка ценных бумаг. Это, с одной стороны, минимизирует для инвестора трансакционные издержки, а с другой - возлагает на него весь риск инвестиционного решения.

      Важной  особенностью этого механизма является его простота, - рынок сам определяет текущую доходность ценных бумаг, что  избавляет инвестора от необходимости  составлять и анализировать бизнес-планы  соответствующих инвестиционных проектов. Но эта же особенность определяет и рискованность инвестиций в ценные бумаги - инвестор приобретает их, не имея полной информации о состоянии соответствующих инвестиционных объектов и их способности генерировать доходы в будущем. Иногда неизвестно даже о наличии самого объекта инвестирования - он может иметь фиктивный характер, генерируя доходы за счет эмиссии все новых ценных бумаг по принципу "финансовой пирамиды".

      Снижению  рискованности инвестиций на фондовом рынке способствует деятельность институциональных инвесторов, которые, аккумулируя деньги вкладчиков, диверсифицируют портфель принадлежащих им ценных бумаг, решая задачу оптимизации соотношения доходности и рискованности инвестиций. Решение этой задачи облегчается работой инфраструктуры рынка ценных бумаг, включающей рейтинговые агентства, независимых регистраторов, депозитарии, а также другие элементы, обеспечивающие повышение надежности, прозрачности и предсказуемости рынка ценных бумаг, способствуя снижению рискованности инвестиций. Важную роль играет законодательство, защищающее права инвесторов и препятствующее мошенничеству с целью их обмана.

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия