Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играет владение связями слова и образования на их основе словосочетания.

Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.

Оглавление

Введение

Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка

1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения

1.2 Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе и роль грамматики и лексики в их реализации

1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики в их реализации

1.4 Принципы отбора активного лексического и грамматического минимума

1.5 Формирование лексических и грамматических навыков

1.6 Выводы

Глава 2 Организация исследовательской работы, направленной на изучение взаимосвязи обучения лексике и грамматике на начальном этапе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.93 Кб (Скачать)

      В конце практики нами была проведена  итоговая диагностика в 5 классе. Учащимся был предложен тест, с целью  выявления уровня сформированности лексических и грамматических навыков учащихся.

      Проверив  и проанализировав работы учащихся, мы выявили, что уровень сформированности навыков учащихся стал выше, чем был на начальном этапе.

      В параллельных 6-ых классах были проведены  аналогичные работы. Также был  проведен эксперимент. В 6«б» классе изучалась сначала лексика, проводился контроль изученной лексики. Затем  изучалось грамматическое явление  Futurum I. В 6«а» классе изучались лексика и грамматика во взаимосвязи. Результаты показали, что лексико-грамматические навыки у учащихся 6»а» класса значительно выше, чем у учащихся 6»б» класса.

      Таким образом, обучение лексике и грамматике в их тесном взаимодействии положительно влияет на формирование навыков устной речи.

      Выводы:

      1. Учет возрастных особенностей  и установление хороших взаимоотношений  с учащимися является важным  фактором, влияющим на успешность  процесса обучения иностранному  языку. Роль данного фактора  проявляется в возможности определения  наиболее адекватных путей повышения  мотивации учения, а также в  выборе адекватных средств и  приемов обучения. Знание психологического  аспекта помогает осуществить  индивидуальную работу с каждым  учащимся.

      2. Анализ психологических особенностей освоения лексических и грамматических единиц учащимися показал, что слова, имеющие полное или частичное фонетическое и семантическое сходство в иностранном языке и родном языках не представляют для детей понятийных трудностей и стимулируют тем самостоятельную речь и осмысленную деятельность, развивают интерес к изучаемому языку, вносят эмоциональное оживление в ход урока.

      3. Изучение приемов обучения лексике  и грамматике способствует более  успешному овладению новым материалом. Среди разнообразных приемов  обучения наиболее эффективными  зарекомендовали себя различные  виды игровых упражнений, дифференцированных  и повторительных упражнений. Это  объясняется тем, что они в  большей степени учитывают возрастные  особенности школьника.

      4. Применение различных приемов  позволило выявить наиболее эффективные:  словарные диктанты, ответы на  вопросы учителя, конкурсы на  лучшее знание материала, пятиминутки,  игры по группам. Данные приемы  позволяют наиболее точно усваивать лексический и грамматический материал при их естественном поведении.

      Заключение

      Цель  нашей выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей влияния взаимообусловленного обучения лексике и грамматике в формировании навыков устной речи.

      Рассмотренные нами теоретические положения, являющиеся основой обучения устной речи на начальном  этапе, нашли свое подтверждение  в практической деятельности по преподаванию немецкого языка. Из данных исследования видно, что в настоящее время  сформировалась тенденция к развитию коммуникативных способностей учащихся. Проведенное нами исследование показало, что взаимосвязанное обучение лексической  и грамматической сторонам говорения  и чтения ведет к поэтапному, последовательному  формированию системы лексико-грамматического  оформления устной речи, а также  к формированию гибкости лексико-грамматических автоматизмов говорения, т. е. способности  к варьированию и комбинированию. Наличие или отсутствие этих способностей указывает на качество коммуникативной  компетенции в говорении, основы которой закладываются на начальном  этапе.

      Выдвинутая  нами гипотеза в ходе исследовательской  работы нашла свое подтверждение: обучение лексике и грамматике в их тесном взаимодействии положительно влияет на формирование навыков устной речи. Таким образом, цель нашей исследовательской  работы достигнута.

      Данная  работа может оказать помощь студентам  колледжа при написании курсовых и квалификационных работ по методике преподавания иностранного языка, а  также может быть полезной начинающему  учителю немецкого языка.

      Список  литературы

1. Абрамова  Г.С., Возрастная психология. Учебное  пособие для студентов вузов.  – М., «Академия», 1999.

2. Беседы  об уроке иностранного языка. /Сост. Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова и др. – Ленинград, «Просвещение», 1975.

3. Бим И.Л., Теория и практика обучению немецкому языку в средней школе, - М., 1988.

4. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. – Киев, 1980.

5. Вайсбурд М.Л., Климентенко А.Д., Требования к речевым умениям. – Иностранные языки в школе, 1972.

6. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей – Обнинск: Титул, 2001.

7. Васильева  М. М., Практическая грамматика  немецкого языка /Ред. Г.А. Спасских – М.: «Издательская корпорация Логос», 1995.

8. Володина  М.И. и др. Немецкий язык. Лексический  тренинг: Учебное пособие –  М.: Иностранный язык, 2002.

9. Гальперин  П.Я., Запорожец А.В, Эльконин Д.Б., Приемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. – «Вопросы психологии»; 1963.

10. Гальперин  П.Я. Психология мышления и  учения о поэтапном формировании  и умственных действий.// Исследовании мышления в советской психологии. – М.: «Наука», 1966.

11. Гальскова  Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

12. Гальскова  Н.Д. Современная методика обучения  иностранным языкам. Пособие для  учителя – М.: АРКТИ, 2000.

13. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982.

14. Гердт  А.А. Новое в лексике современного  немецкого языка.// Иностранные языки  в школе; 1952.

15. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. – Киев, 1984.

16. Денисова  Л.Г., Симкина В.Н. Об итоговом  контроле обученности иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. – М., 1995.

17. Зимняя  И.А. Психология обучения иностранным  языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

18. Златогорская Р.Л. В помощь будущему учителю немецкого языка. – Ленинград, «Просвещение», 1978.

19. Ильин  М.С. основы теории упражнений  по иностранному языку. – М.: Педагогика, 1975.

20. Канатов  С.Ш. Использование компьютерных  программ для обучения учащихся  старших классов средней школы  лексическому аспекту иноязычной  речи.//Иностранные языки в школе.  – М., 1994.

21. Картон  А.С. Роль догадки в процессе  пользования языком и в процессе  обучения языку.// Методика преподавания  иностранных языков за рубежом./ Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева,  Е.В. Мусницкая – М., 1976.

22. Климентенко А.Д. Обучение в лексике в V-VII классах. – М., Иностранные языки в школе. – 1974.

23. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранным языкам: - М.: Издательский центр «Академия»,2001.

24. Латышев  Л.К., Семенов А.Л. Перевод: теория, практика и методика преподвания. – М.: «Академия», 2003.

25. Левковская К.А. Лексикология современного немецкого языка. – М., «Высшая школа», 1968.

26. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, «Высшая школа», 2004.

27. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра.//Иностранные языки в школе. – 1987.

28. Общая  психология.//Под ред. А.В. Петровского  – М., 1977.

29. Основы  методики преподавания иностранных  языков.//Под ред. В.А. Бухбиндера, И.В. Штрауса. – Киев: Вища школа, 1986.

30.Очерки  методики обучения чтения на  иностранном языке./ Под ред. И.М.Бермана,  В.А. Бухбиндера. – Киев,1977.

31.Пассов  Е.И. Коммуникативный метод обучения  иноязычному говорению. – М.: Просвещение,1991.

32. Пассов  Е.И. Урок иностранного языка  в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

33. Пассов  Е.И. и др. Учитель иностранного  языка: Мастерство и личность  – М.: Просвещение, 1993.

34. Плиев  Л.И. Wollen wir lesen und schreiben! – Новгород: Издательство НГПИ, 1993.

35. Поляков  О.Г. О некоторых проблемах  использование тестов как одного  из средств контроля обученности школьников по иностранному языку.//Иностранные языки. – 1984.

36. Программа  средней общеобразовательной школы, 1-11 классы.//Иностранные языки. –  М.: Просвещение, 1992.

37. Программы.  Иностранные языки 1-4 классы начальной  школы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994.

38. Рахманов  И.В. Обучение устной речи на  иностранном языке. – М.: Высшая  школа, 1980.

39. Рогова  Г.В. и др. Методика обучения  иностранным языкам в средней  школе. – М.: Просвещение, 1991.

40. Скалкин  В.Л., Варешкина Н.В. К вопросу функциональной единицы лексико-фразеологического минимума.//Иностранные языки в школе, 1991.

41. Степанова  М.Д., Чернышева И.И. Лексическая  современного немецкого языка.  – М., «Высшая школа», 1962.

42. Уфимцева  А.А. Опыт изучения лексики  как системы. – М., 1962.

43. Хицко А.И., Богомазова Т.С. Говори правильно и выразительно по-немецки! Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1992.

44. Чернина Л.Г. Теоретическое и экспериментальное обоснование использования чтения для обучения активной лексике. Автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1983.

45. Шатилов  С.П. Методика обучения немецкому  языку в средней школе. –  Л.: Просвещение, 1977.

46. Щерба  Л.В. Преподавание языков в  школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для студентов  филологического факультета. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: И/ц «Академия», 2002.

Информация о работе Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения