Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играет владение связями слова и образования на их основе словосочетания.

Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.

Оглавление

Введение

Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка

1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения

1.2 Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе и роль грамматики и лексики в их реализации

1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики в их реализации

1.4 Принципы отбора активного лексического и грамматического минимума

1.5 Формирование лексических и грамматических навыков

1.6 Выводы

Глава 2 Организация исследовательской работы, направленной на изучение взаимосвязи обучения лексике и грамматике на начальном этапе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.93 Кб (Скачать)

      Оглавление

Введение

Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе  изучения иностранного языка

1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения

1.2 Цели и задачи  обучения иностранному  языку в средней  школе и роль  грамматики и лексики  в их реализации

1.3 Взаимодействие языка  и речи, роль грамматики  и лексики в  их реализации

1.4 Принципы отбора  активного лексического  и грамматического  минимума

1.5 Формирование лексических  и грамматических  навыков

1.6 Выводы

Глава 2 Организация исследовательской  работы, направленной на изучение взаимосвязи  обучения лексике  и грамматике на начальном  этапе

Заключение

Список  литературы

      Введение

      В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется  обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес  именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном  этапе к усвоению большого количества лексических единиц.

      Владение  словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах  речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь  не меньшую роль играет владение связями  слова и образования на их основе словосочетания.

      Обучение  лексике взаимосвязано с обучением  грамматике. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо научить  детей не только правильно произносить  слова и понимать их значение, но также грамматически правильно  выстраивать эти слова в предложении  для передачи своей мысли или  мысли другого лица.

      В государственном образовательном  стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в  говорении, аудировании, письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем, говорение и чтение занимают одно из ведущих мест на уроках иностранного языка, и обучение этим видам речевой деятельности осуществляется на протяжении всего школьного курса обучению иностранному языку, по завершению которого школьники должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой лексический и грамматический материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения. Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом, приводящим к формированию умений и навыков устной речи, начиная с простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.

      Противоречие  между утвердившейся тенденцией взаимообусловленного обучения иностранного языка в его различных аспектах и практикой преподавания предмета иностранного языка в школе, когда  происходит смещение акцента на один из аспектов языка, что препятствует становлению коммуникативной компетенции, необходимо устранить.

      В настоящий момент данной проблемой  занимаются многие ученые-методисты (И.Л. Бим, И.А. Зимняя и др.), но интердепендентное обучение до сих пор является одним из наиболее важных вопросов в современной методике обучения иностранному языку.

      Интердепендентное обучение – взаимосвязанное обучение. Обучать следует не отдельным языковым аспектам, а комплексному рассмотрению отдельных аспектов языка. Это способствует лучшему усвоению самой лексики и грамматических явлений, что положительно сказывается на становлении языковой компетенции у изучающего иностранный язык.

      Актуальность  данного исследования заключается  в изучении взаимосвязи при обучении лексическому и грамматическому  аспектам иностранного языка на начальном  этапе в связи с коммуникативным  характером обучения.

      Объектом  данной работы является реализация коммуникативного подхода к обучению учащихся лексике  и грамматике немецкого языка  в общеобразовательной школе  на начальном этапе.

      Предмет исследования – выявление принципов  взаимосвязи обучения лексической  и грамматической сторонами устной речи при обучении немецкому языку.

      Теоретико-методологической базой исследования послужили положения, разработанные в педагогике, в  психологии обучения иностранному языку (Зимняя И.А., Леонтьев А.А., Колшанский Г.В.) и в методике обучения иностранным языкам.

      Цель  данного исследования заключается  в изучении особенностей влияния  взаимообусловленного обучения лексике  и грамматике на формирование навыков  устной речи. В соответствии с целью  исследования в работе выдвигается  следующая гипотеза – обучение лексике  и грамматике в их тесном взаимодействии положительно влияет на формирование навыков устной речи.

      Исходя  из цели и гипотезы исследования, в  работе ставятся и решаются следующие  задачи:

      - изучить современные методические подходы к формированию речевых, грамматических и лексических навыков;

      - выявить аспекты обучения и  возможности обучения лексике  и грамматике в их тесной  взаимосвязи.

      Для проверки гипотезы и решения задач  исследования избраны следующие  методы:

      - разработка теоретических подходов  к исследованию проблемы, основанных  на изучении методической, педагогической  и психологической литературы;

      - констатирующий эксперимент, включающий  целенаправленное наблюдение, анкетирование  учащихся, анализ творческих самостоятельных  работ;

      - экспериментальное обучение в  соответствии с исходными установками  исследования;

      - сравнительный анализ результатов  диагностического и преобразующего  этапов экспериментальной работы.

      Базой исследования послужили школы №4 и №11 г. Боровичи. В экспериментальной  работе участвовали учащиеся 2-ых и 5-ых классов.

      Исследования  проводились в несколько этапов:

      Первый  этап посвящен разработке исходных теоретических  положений, формированию целей и  задач исследования, определению  его объекта, предмета, гипотезы, изучению научно-методической литературы.

      Второй  этап нацелен на экспериментальную  работу во 2-ых и 5-ых классах.

      Третий  этап посвящен анализу проведенной  работы и оформлению ВКР.

      Практическая  значимость работы определяется возможностью с ее последующего использования  в курсе методики обучения иностранному языку, для организации самостоятельной  работы студентов при написании  курсовых квалификационных работ, для  молодых педагогов иностранного языка.

      Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике  и грамматике на начальном этапе  изучения иностранного языка

      1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения

      Возраст 7-10 лет является для детей возрастом  относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование  мозга – развитие аналитико-синтетическиой функции его коры.

      Учебная деятельность становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических  функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения; проявляется интерес к игре. А.Н. Леонтьев считал, что решения поставленных целей обучения достигается скорее, если многообразие деятельности пересекаются между собой. Включение процесса обучения ИЯ в контекст игровой, познавательной и учебной деятельности позволяет  обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых  и учебно-познавательных мотивов, которые  в единстве с широкими социальными  мотивами будут влиять на формирование положительного отношения младших  школьников к предмету и на достижение целей начального языкового образования. Как показывают наблюдения, младшие  школьники проявляют большой  интерес к людям с другой культурой, эти детские впечатления сохраняются  на долгое время и также способствуют развитию внутренней мотивации изучения ИЯ. [1, c.35]

      За  первый год обучения младшие школьники  приобретают некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще  не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное, но нужно приучать их быть внимательными  по отношению к тому, что не является занимательным, иначе у детей  вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному. У детей не развиваются волевые качества личности. В дальнейшем учащиеся не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.

      Управление  вниманием школьников состоит:

      ∙ в использовании материала, интересного в содержательном плане;

      ∙ в обеспечении каждому ученику понимания/осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

      ∙ в обеспечении знания способа выполнения упражнений;

      ∙ в создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

      Память  младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональных  отклик и отвечает их интересам. Учитываю эту возрастную особенность, рекомендуется  организовать ознакомление детей с  речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала  в таких ситуациях, которые связаны  с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.

      Нужно развивать у учащихся способность  к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. 

   продолжение

      Один  из приемов осмысленного запоминания  – смысловая группировка материала, например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, в грамматических структурах по значению, употреблению и формообразованию.

      Умственные  возможности детей 7-11 лет довольно широки. У них развита способность  к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать  предметы и явления, не прибегая к  практическим действиям, что свидетельствует  о развитии словесно-логического  мышления. Ученики способны дать аргументированные  доказательства. Эту способность  учащихся следует использовать при  обучении ИЯ и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием. [11, c.46]

      Развитие  памяти, внимания, мышления у младших  школьников тесно связано с развитием  их иноязычных способностей. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. С точки зрения А.А. Леонтьева  за этим понятием стоит:

      1) комплекс особенностей типа высшей  нервной деятельности и другие  индивидуальные особенности, определяющие  психологические процессы (общий  тип нервной системы, темперамент,  характер);

      2) индивидуальные развития в протекании  процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т.п.;

      3) различие в личностных особенностях, связанных с процессом общения  (толерантность, раскованность и  др.) [30, c.58]

      Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо  развиты память, мышление и внимание. Задача учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечить, то есть снабдить рациональными приемами учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы использовать принцип индивидуального подхода. Игнорирование этого принципа приводит к тому, что более способные и развитые учащиеся задерживаются в своем развитии, у них снижается познавательная активность, темп работы, а слабо подготовленные учащиеся не в соответствии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» школьников.

      Е.И. Негневицкая и А.М. Шахнарович отмечают, что есть более или менее способные к овладению языком данных методических условиях. Поэтому мы можем попытаться свести число менее способных к минимуму, изменив эти условия. Детям с более развитой памятью потребуется большее число упражнений для увеличения объема слуховой памяти, с одной стороны, и создание дополнительных зрительных опор для компенсации недостатка в развитии слуховой памяти – с другой.

      Понятия «сильный», «средний» и «слабый» являются относительными, позволяющими сравнивать школьников, и эти понятия, как всякая мерка, зависят от эталона. «Сильным» можно считать ученика, владеющего рациональными приемами учебной деятельности и обладающего значительным объемом вербальной памяти (в первую очередь, слуховой), с хорошо развитыми памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления (в первую очередь, способностью к вероятному прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания (его устойчивости и концентрации), то есть способностью сосредоточиться на предмете деятельности.

Информация о работе Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения