Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц.
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играет владение связями слова и образования на их основе словосочетания.
Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.
Введение
Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка
1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения
1.2 Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе и роль грамматики и лексики в их реализации
1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики в их реализации
1.4 Принципы отбора активного лексического и грамматического минимума
1.5 Формирование лексических и грамматических навыков
1.6 Выводы
Глава 2 Организация исследовательской работы, направленной на изучение взаимосвязи обучения лексике и грамматике на начальном этапе
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка
1.1
Возрастные и психо-
1.2 Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе и роль грамматики и лексики в их реализации
1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики в их реализации
1.4 Принципы отбора активного лексического и грамматического минимума
1.5 Формирование лексических и грамматических навыков
1.6 Выводы
Глава 2 Организация исследовательской работы, направленной на изучение взаимосвязи обучения лексике и грамматике на начальном этапе
Заключение
Список литературы
Введение
В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц.
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играет владение связями слова и образования на их основе словосочетания.
Обучение
лексике взаимосвязано с
В
государственном
Противоречие
между утвердившейся тенденцией
взаимообусловленного обучения иностранного
языка в его различных аспектах
и практикой преподавания предмета
иностранного языка в школе, когда
происходит смещение акцента на один
из аспектов языка, что препятствует
становлению коммуникативной
В настоящий момент данной проблемой занимаются многие ученые-методисты (И.Л. Бим, И.А. Зимняя и др.), но интердепендентное обучение до сих пор является одним из наиболее важных вопросов в современной методике обучения иностранному языку.
Интердепендентное обучение – взаимосвязанное обучение. Обучать следует не отдельным языковым аспектам, а комплексному рассмотрению отдельных аспектов языка. Это способствует лучшему усвоению самой лексики и грамматических явлений, что положительно сказывается на становлении языковой компетенции у изучающего иностранный язык.
Актуальность
данного исследования заключается
в изучении взаимосвязи при обучении
лексическому и грамматическому
аспектам иностранного языка на начальном
этапе в связи с
Объектом данной работы является реализация коммуникативного подхода к обучению учащихся лексике и грамматике немецкого языка в общеобразовательной школе на начальном этапе.
Предмет исследования – выявление принципов взаимосвязи обучения лексической и грамматической сторонами устной речи при обучении немецкому языку.
Теоретико-
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей влияния взаимообусловленного обучения лексике и грамматике на формирование навыков устной речи. В соответствии с целью исследования в работе выдвигается следующая гипотеза – обучение лексике и грамматике в их тесном взаимодействии положительно влияет на формирование навыков устной речи.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
-
изучить современные
- выявить аспекты обучения и возможности обучения лексике и грамматике в их тесной взаимосвязи.
Для проверки гипотезы и решения задач исследования избраны следующие методы:
-
разработка теоретических
-
констатирующий эксперимент,
-
экспериментальное обучение в
соответствии с исходными
-
сравнительный анализ
Базой исследования послужили школы №4 и №11 г. Боровичи. В экспериментальной работе участвовали учащиеся 2-ых и 5-ых классов.
Исследования
проводились в несколько
Первый этап посвящен разработке исходных теоретических положений, формированию целей и задач исследования, определению его объекта, предмета, гипотезы, изучению научно-методической литературы.
Второй этап нацелен на экспериментальную работу во 2-ых и 5-ых классах.
Третий этап посвящен анализу проведенной работы и оформлению ВКР.
Практическая
значимость работы определяется возможностью
с ее последующего использования
в курсе методики обучения иностранному
языку, для организации
Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка
1.1
Возрастные и психо-
Возраст 7-10 лет является для детей возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-синтетическиой функции его коры.
Учебная
деятельность становится ведущей, именно
она определяет развитие всех психических
функций младшего школьника: памяти,
внимания, мышления, восприятия и воображения;
проявляется интерес к игре. А.Н.
Леонтьев считал, что решения поставленных
целей обучения достигается скорее,
если многообразие деятельности пересекаются
между собой. Включение процесса
обучения ИЯ в контекст игровой, познавательной
и учебной деятельности позволяет
обеспечить доминирование внутренних,
реально действующих игровых
и учебно-познавательных мотивов, которые
в единстве с широкими социальными
мотивами будут влиять на формирование
положительного отношения младших
школьников к предмету и на достижение
целей начального языкового образования.
Как показывают наблюдения, младшие
школьники проявляют большой
интерес к людям с другой культурой,
эти детские впечатления
За первый год обучения младшие школьники приобретают некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное, но нужно приучать их быть внимательными по отношению к тому, что не является занимательным, иначе у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному. У детей не развиваются волевые качества личности. В дальнейшем учащиеся не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.
Управление вниманием школьников состоит:
∙ в использовании материала, интересного в содержательном плане;
∙ в обеспечении каждому ученику понимания/осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;
∙ в обеспечении знания способа выполнения упражнений;
∙ в создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.
Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональных отклик и отвечает их интересам. Учитываю эту возрастную особенность, рекомендуется организовать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.
Нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить.
продолжение
Один
из приемов осмысленного запоминания
– смысловая группировка
Умственные возможности детей 7-11 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Эту способность учащихся следует использовать при обучении ИЯ и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием. [11, c.46]
Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. С точки зрения А.А. Леонтьева за этим понятием стоит:
1)
комплекс особенностей типа
2)
индивидуальные развития в
3)
различие в личностных
Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Задача учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечить, то есть снабдить рациональными приемами учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы использовать принцип индивидуального подхода. Игнорирование этого принципа приводит к тому, что более способные и развитые учащиеся задерживаются в своем развитии, у них снижается познавательная активность, темп работы, а слабо подготовленные учащиеся не в соответствии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» школьников.
Е.И. Негневицкая и А.М. Шахнарович отмечают, что есть более или менее способные к овладению языком данных методических условиях. Поэтому мы можем попытаться свести число менее способных к минимуму, изменив эти условия. Детям с более развитой памятью потребуется большее число упражнений для увеличения объема слуховой памяти, с одной стороны, и создание дополнительных зрительных опор для компенсации недостатка в развитии слуховой памяти – с другой.
Понятия «сильный», «средний» и «слабый» являются относительными, позволяющими сравнивать школьников, и эти понятия, как всякая мерка, зависят от эталона. «Сильным» можно считать ученика, владеющего рациональными приемами учебной деятельности и обладающего значительным объемом вербальной памяти (в первую очередь, слуховой), с хорошо развитыми памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления (в первую очередь, способностью к вероятному прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания (его устойчивости и концентрации), то есть способностью сосредоточиться на предмете деятельности.
Информация о работе Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения