Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играет владение связями слова и образования на их основе словосочетания.

Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.

Оглавление

Введение

Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка

1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения

1.2 Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе и роль грамматики и лексики в их реализации

1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики в их реализации

1.4 Принципы отбора активного лексического и грамматического минимума

1.5 Формирование лексических и грамматических навыков

1.6 Выводы

Глава 2 Организация исследовательской работы, направленной на изучение взаимосвязи обучения лексике и грамматике на начальном этапе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.93 Кб (Скачать)

      Подробнее остановимся на целях и задачах  обучения грамматике и лексике, выдвинутых А.Д. Климентенко и А.А. Миролюбовым. Цель изучения лексики, по мнению данных авторов, - развитие практических речевых умений и навыков учащихся.

      Основная  трудность при этом – овладение  учащимися реальным словарным запасом, который должен в результате усвоения превратиться в наличный словарный  запас каждого учащегося.

      Наличный  словарный запас – это запас  слов, которыми учащиеся практически  владеют в данный момент прохождения  курса. Непрерывно расширяясь, наличный словарный запас все более  приближается к реальному словарному запасу, достигая его объема к концу  курса обучения при условии выполнения учащимися требований программы. [22, c. 101]

      Таким образом, в цели обучения лексике  в средней школе входит формирование активного, пассивного и потенциального словарей, а также требование развития догадки о лексическом значении незнакомых слов. Помимо этого, в процессе изучения лексики должны решаться определенные общеобразовательные и воспитательные задачи, при ведущей роли практических целей.

      Вопрос  об общеобразовательном значении изучения иноязычной лексики является предметом  многих дискуссий.

      При обучении грамматике А.Д. Климентенко и А.А. Миролюбов считают, что грамматическая система языка, грамматические явления и способы их функционирования являются для ученика новыми. Поэтому все это должно быть усвоено, введено в сознание в функциональном плане, а уже затем переведено в план интуитивной реализации.

      Разнонаправленность путей обучения (родной язык: от практики к ее осознанию и совершенствованию  посредством внесения коррекций; иностранный  язык: от сознания новых языковых явлений  к их интуитивной реализации в  речевой практике) требует четкого  определения места грамматики в  обучении иностранному языку. [41, c. 83]

      Развитие  автоматизированного умения выражать свои мысли в устной речи связано  с овладением определенным набором  речевых стереотипов, грамматический субстрат которых «спрятан» в  речевых образцах.

      Грамматика  выступает здесь в «связном виде». Такая подача грамматике при обучении устной речи имеет свое преимущество: грамматические явления выступают  в «действии», в комплексе их речевой  реализации. Вместе с тем, не следует  думать, что такой подход полностью  снимает необходимость осознания  грамматического субстрата образца.

      Таким образом, по мнению многих ученых, обучение говорению и чтению должно опираться  на грамматические описания и правила. Важно только, чтобы они формулировались  как функциональные, как правила  «речевого поведения». Отправными при их формировании должны выступать в обобщенном виде «мысли, ищущие в языке новое выражение» (Л.В. Щерба). Так, например, учащимся сообщают, что при необходимости указать, что в определенных условиях (данном месте, в данное время) находится или отсутствует какой-либо предмет, следует пользоваться образцом типа: «Das ist ein Bleistift. Er liegt auf dem Tisch“, выделяя ударением существительное, обозначающее этот предмет. Перед этим существительным употребляется неопределенный артикль ein.

      Проанализировав выше указанные аспекты, можно сделать вывод, что основной целью при обучении грамматике в устной речи является обучение в функциональном плане, а при чтении в рецептивном плане.

      1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики  в их реализации

      Иностранный язык как учебный предмет занимает важное место в школьном образовании. Для методики преподавания иностранного языка важно разграничение, проводимое в науке, на язык и речь.

      Язык  – система языковых средств, необходимых  для общения, с правилами их использования.

      Речь  – это реализация языковой системы  в конкретных актах общения. Понятие  речь включает в себя как сам процесс, так и продукт этого процесса – речевые произведения. [31, c. 39]

      Язык  и речь, хотя и составляют две  стороны одного явления, представляют единое целое и характеризуется  свойствами, не контрастирующими, а  взаимодополняющими, и оперируют  единицами, специфическими для каждой из сторон. Различают единицы языка  и речи. К единицам языка относят: фонемы, морфемы, слова, фразеологические сочетания, микропредложения и макротексты. К единицам речи относятся ситуативно обусловленные высказывания разной протяженности. Единицы речи соотнесены с конкретной ситуацией общения.

      В методике обучения возникает вопрос – чему учить: языку или речи? Начинать ли с обучения языку как  системе или с речи, т.е. с овладения  учащимися пониманием и воспроизведением высказываний, обуславливаемых ситуациями общения.

      Изучение  языка как лингвистического явления  может обеспечить знание системы  языка, но оно не ведет к пользованию  этой системой в целях общения. Подтверждением служит поурочная практика обучения иностранным языкам, когда внимание уделялось обучению системе языка: его фонетике, грамматике, лексике в отдельности. Учащиеся, хотя и знали правила и выполняли лексические, грамматические упражнения, не могли пользоваться словами и грамматическими правилами при решении простейшей речевой задачи, т.к. владение языком возможно тогда, когда усвоение речевого материала ведет к формированию у учащихся системы языка, когда учащийся может строить высказывания в акте общения в соответствии с правилами, присущими данному языку как в отношении грамматического оформления, так и употребления слов.

      В обучении иностранному языку в школе  представляется рациональным строить  обучение от речи к языку в процессе организованного целенаправленного  общения. В связи с коммуникативным  характером обучения иностранному языку, взаимосвязь при изучении лексического и грамматического языкового  материала является одной из самых  важных проблем.

      Несмотря  на видимую четкость противоположения грамматики и лексики, их области так тесно переплетаются друг с другом, что термины «грамматическое» и «лексическое» могут в известных случаях даже походить один на другой. Для построения правильной методики преподавания языков необходимо осознать эти разные противоположения и сделать из них соответственные методические выводы.

      В основе лексики как некой системы  лежит понятие отдельного слова, которое играет, в конце концов, не менее важную роль и в грамматике, а потому требует некоторых разъяснений, ибо наряду с предложением является одним из самых спорных понятий  в языковедении. Само собой разумеется, что понятие отдельного слова  связано, прежде всего, с понятием отдельного предмета, которое появляется в результате анализа действительности под влиянием нашего активного к ней отношения.

      Грамматика  представляет собой репертуар средств, посредством которых, во-первых, по определенным правилам выражаются отношения  между самостоятельными предметами мысли и посредством которых, во-вторых, по не менее определенным правилам образуются новые слова. Подобными специально-грамматическими средствами являются, во-первых, фонетические изменения слов, т.е. звуковые чередования, во-вторых, их удлинение посредством префиксов, суффиксов, окончаний и т.п., т.е. формы слов, в-третьих, порядок слов, в-четвертых, ритмика и интонация в самом широком значении этих слов. В той же роли употребляются и отдельные слова.

      Посмотрим теперь на противоположение лексики  и грамматики с другой стороны. Противополагая грамматические элементы языка, выражающие отношения между самостоятельными предметами мысли или образующие новые слова и их оттенки, тем лексическим элементам, которые выражают самостоятельные предметы мысли, мы получаем понятия, не совпадающие с понятиями лексических элементов языка (отдельные слова) и грамматических (звуковое чередование, морфологические части слов, ритмика с интонацией и порядок слов) элементов языка. Назовем их строевыми и знаменательными элементами языка.

      В грамматике любого языка всегда есть главы, посвященные предлогам и  союзам; может показаться, что в  традиционной грамматике это противоположение вполне успешно. Однако приходится все  же констатировать, что понятие строевых элементов трактуется обычно слишком  ограниченно. Прежде всего, порядку  слов не отводится надлежащего места; его помещают обычно в синтаксис (что с конструктивной точки зрения является оправданным), где он не ставится ясным образом в ряд с морфологическими категориями, хотя он выражает те же идеи, что и эти последние, но в более  общей форме. В немецкой грамматике точно не сообщается о том, что  нормальное место винительного падежа прямого дополнения будет рядом  со знаменательной частью глагола: Ich kaufe dieses Buch meinem Sohn. Ich habe meinem Sohn dieses Buch gekauft.

      Между тем, это важно не только для построения правильных фраз, но и для понимания  сложных и запутанных предложений.

      Не  исчерпываются случаи употребления отдельных слов в роли строевых элементов. В роли предлогов, очень часто  выступают слова и группы слов, которые обыкновенно не фигурируют ни в грамматиках, ни в словарях в  качестве предлогов. Таковы, например, в русском: посредством чего-либо, в отличие от чего-либо, по поводу чего-либо.

      Не  только предлоги, союзы и связки являются строевыми элементами: роль строевых элементов может, в сущности, играть любая часть речи. Особенно склонен к этому глагол, и недаром  в немецком языке личные его формы  часто теряют во фразе словесное  ударение. В само деле, не говоря уже о так называемых знаменательных связках, такие глаголы, как я могу, я привык, я умею и т.п., и такие выражения, как я должен, я готов, я рад и т.д., в сочетании с зависящим от них инфинитивом могут вполне рассматриваться как сложные формы соответствующих глаголов (употребляемые в данном случае в инфинитиве). В немецкой грамматике некоторые глаголы этого типа оформлены в виде особой группы так называемых модальных глаголов. В сущности, все переходные глаголы могут до известной степени трактоваться как строевые слова; во фразе – мальчик читает книгу, глагол читает выражает отношение между мальчиком и книгой. И только непереходные глаголы являются подлинно знаменательными словами. 

          продолжениеСтроевые элементы лексики полностью не выявлены еще ни для одного языка.

      Принимая  во внимание единичность лексических  элементов, т.е. слов, и применимость правил грамматики о словообразовании и словоизменении ко многим словам, можно противополагать лексическое  грамматическому как единичное  – типовому. В этом смысле Щерба  Л.В. предлагает говорить о явлениях словарных и типовых. В русском  языке спряжение глагола дать в форме настоящего и будущего времени оказывается явлением единичным, не находящим себе аналогов в русском глаголе, а потому его можно было бы назвать словарным фактом. Спряжение же глагола варить в том же времени оказывается типовым, поскольку по этому типу спрягается бесконечное число глаголов русского языка. Поэтому этот факт можно было так и назвать типовым. Это различение тоже имеет и теоретическое, и методическое значение. [48, c.79]

      Сущность  грамматики состоит только в общих  правилах, все же исключения относятся  к лексике, кроме тех случаев, когда сами исключения формируются  в виде некоего правила, ограничивающего  действие другого, более общего.

      Коренные  формы сильных глаголов должны изучать по мнению Л.В. Щербы в словарном порядке – в грамматике о них нужно упомянуть в том смысле, что глаголы, имеющие такие чередования гласных корня спрягаются особым образом в имперфекте и имеют специальную форму второго причастия. [48, c. 80]

      В лексике мы с давних пор различаем  словари, исходящие из звуковой формы  слов, и словари, исходящие из значений слов, - так называемые «идеологические» словари. Первые обслуживают пассивное  изучение языка, а вторые – активное. В соответствии с этим можно и  должно отличать и грамматику пассивную  и активную.

      Пассивная грамматика изучает функции, значения строевых элементов данного языка, исходя из их формы, т.е. из внешней их стороны. Активная грамматика учит употреблению этих форм.

      В активной грамматике необходимо исходить из потребностей, ищущих себе выражения  мыслей, приказаний, желаний и т.п. Прежде всего, надо выяснить общий характер предложения, в которое должно отлиться высказываемое, в частности, будет ли это сообщение, вопрос, восклицание, пожелание, просьба и т.п. Для каждого из этих случаев в грамматике должны быть указаны схемы соответственных предложений.

      Важный  отдел грамматики – правила построения синтагм и групп синтагм. В  центре их стоит то или иное слово, и правила построения синтагм  сводятся к правилам распространения  существительных, прилагательных, наречий  и глаголов другими словами.

      1.4 Принципы отбора активного лексического  и грамматического минимума

      Принципы  – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности.

      Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию обучения и  проявляются во взаимосвязи и  взаимообусловленности.

      Принципы  обучения можно рассматривать в  двух планах: теоретическом (т.е. исследовательском), помогающим проникать в суть каждого из них, и в практическом – для использования их в качестве правил, требований к проведению обучения немецкому языку. В основе обучения любому предмету лежат дидактические принципы, впервые сформулированные Я.А. Коменским: научность, доступность и посильность, наглядность в обучении, индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы с классом и др. [4, c. 57]

Информация о работе Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения