Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении иностранного языка, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц.

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно. Здесь не меньшую роль играет владение связями слова и образования на их основе словосочетания.

Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.

Оглавление

Введение

Глава 1. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка

1.1 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения

1.2 Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе и роль грамматики и лексики в их реализации

1.3 Взаимодействие языка и речи, роль грамматики и лексики в их реализации

1.4 Принципы отбора активного лексического и грамматического минимума

1.5 Формирование лексических и грамматических навыков

1.6 Выводы

Глава 2 Организация исследовательской работы, направленной на изучение взаимосвязи обучения лексике и грамматике на начальном этапе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.93 Кб (Скачать)
y">      В результате анкетирования мы выявили, что ведущими мотивами изучения иностранного языка в данном классе являются необходимость  языка для будущей профессии  и жизни, желание детей общаться с зарубежными сверстниками, а  также интерес узнавать новое  на уроках.

      Уровень интереса учащихся данного класса к  иностранному языку очень высок. Учащиеся отвечают, что им нравится общаться с учителем и другими  учащимися на иностранном языке, а также рассказывать стихотворение  на иностранном языке и петь песни. Некоторые ученики дополнительно занимаются иностранным языком в кружке (Приложение 3).

      Мотивация играет в изучении иностранного языка  большую роль. Она определяет продуктивность учебной деятельности. Качество выполнения деятельности и ее результат зависят  от побуждения и потребностей индивида, т.е. ее мотивации. Именно мотивация  вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и  приемов для достижения целей.

      Мы  определили, что основным мотивом  изучения иностранного языка у учащихся данных классов является необходимость  знаний по этому предмету для дальнейшего  обучения в вузах. Учащиеся ощущают  необходимость в языковом материале  для расширения и углубления своих  речевых возможностей.

      В практической деятельности большое  внимание мы уделяли психологическому аспекту, так как знание учащихся и установление хороших взаимоотношений  является важными факторами, влияющими  на успеваемость процесса обучения иностранному языку.

      Учащиеся  на начальной ступени обучения иностранному языку характеризуются переходом  от младшего школьного возраста к подростковому. Мы строили процесс обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Нами были выявлены особенности познавательного развития детей данного возраста и проанализированы такие психические процессы, как память, внимание, воображение. Найти правильный подход к детям помогли знания по педагогике и психологии, а также методики психолого-педагогического изучения личности и коллектива.

      Группа  детей, изучающих немецкий язык, содержит наибольшее количество учащихся. Это  способствует успешному обучению и  установлению более тесного контакта с учащимися. В соответствии с  проведенной психологической диагностикой мы определили основные пути повышения трех видов мотиваций.

      Для стимулирования коммуникативной мотивации  мы организовали общение таким образом, чтобы каждый учащийся нашел свою форму проявления в беседе, показал  свои возможности, не боялся высказываться, вел себя активно на уроке. При  коммуникации часто возникает потребность  в новом слове. Слово, когда оно  необходимо для реализации коммуникативных функции, т.е. когда в нем есть потребность, лучше усваивается учащимися. Следует отметить, что слово усваивается непосредственно в речевых образцах, а это в свою очередь оказывает позитивное влияние на его последующее использование в аналогичных ситуациях коммуникациях. Для стимулирования лингвопознавательной функции были проведены языковые: «Кто лучше запомнит и повторит название памятников архитектуры, исторических мест», «Какие имена немецких детей вы знаете?», «Назовите пять домашних животных». В результате лексика тренирует у детей активность, развивает произносительные навыки.

      Для развития инструментальной мотивации  нами была организована работа с пособиями (словарь, учебник, разнообразные иллюстрации  и т.д.), что вырабатывало навык  самостоятельной работы дома. На уроках поощрялись фантазии детей, правильные высказывания, рассказы по теме.

      В целях повышения эффективности  обучения лексике и грамматике рекомендуется  учителю проводить целенаправленную работу на повышение мотивации в  трех ее разновидностях: коммуникативной, лингвопознавательной, инструментальной. Комплексное стимулирование всех видов мотиваций способствует наиболее продуктивной работе по обучению лексике и грамматике.

      Для того, чтобы определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, нами была проведена диагностика сформированости навыка чтения учащихся (Приложение 4).

      Проанализировав результаты данной диагностики, мы сделали  вывод, что в основном лексические  и грамматические навыки учащихся 5-го класса сформированы, но недостаточно сформированы умения использовать их, отвечая на вопросы после прочтения  текста. Нами была поставлена задача подобрать наиболее эффективные приемы и методы развития данного умения, а также приемы и методы дальнейшего развития некоторых других умений и навыков устной речи и чтения.

      Второй  этап – организационно-деятельностный – состоял в организации и проведении экспериментального обучения в 5-ом классе, при котором особое внимание мы уделили изучению особенностей влияния взаимообусловленного обучения лексике и грамматике на формирование навыков чтения и говорения на начальном этапе обучения немецкому языку.

      В ходе педагогической практики мы старались  повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка с помощью  комплексных игровых упражнений. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация  интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения  правилами употребления конкретных языковых единиц. Упражнения этой группы проводятся в форме готовых инструкций обучаемым и отдельных инструкций преподавателю. Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково: от полного использования игровой деятельности обучаемых до сугубо дидактических игр. Были проведены лексические игры: «Пять слов», «Запомните предмет», «Что это за животное?» «Найти рифму». Целью этих игр было повторение и закрепление лексики по пройденным темам, развитие лексического навыка. Также проводились игры грамматического характера. Например, игра «Восстановите предложения» на отработку навыка грамматического конструирования предложений. Даются шесть предложений. В течение трех минут необходимо восстановить эти предложения, соблюдая правильный порядок слов. Игры проходили по командам, индивидуально по группам.

      «Кто  сделал открытие?». Целью этого упражнения является лексико-грамматическое оформление монологических высказываний. Здесь  необходимо соотнести приведенные  фамилии известных людей с  изображениями на рисунках и рассказать о каждом из этих людей, употребляя предложения типа «Это тот, кто…».

      Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно  проводить посредством активизации  в учебном разговоре грамматической структуры в составе диалогических  и монологических видов пересказов или изложения содержания прослушанного  текста; употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи.

      Основной  практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка на начальном этапе является формирование у учащихся лексических навыков, как важнейшего компонента экспрессивных (говорения, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. На уроках мы с учащимися наблюдали за употреблением одного и того же слова в различных типах предложений. Мы использовали этот прием работы по усвоению лексики, потому что он позволяет лучше усвоить значение слова, так как оно встречается в различных контекстах.

      Мы  считаем, что при обучении лексике  и грамматике важную роль играет наглядность, так как в условиях отсутствия иноязычной среды средства наглядности  помогают моделировать объективный  мир и создать условия максимально  приближенные к естественным. С помощью наглядности вводились новые лексические и грамматические единицы и речевые образцы, проводила тренировочные и игровые упражнения на овладение лексикой и грамматикой.

      Большую помощь оказывают серии картинок, изображающие действия. На их основе была введена лексика. Изобразительный  ряд вызывал интерес у учащихся. Серия картинок способствовала быстрому усвоению лексики. На уроках обучения была организована игра «Путешествие по улицам». Целью игры был тренинг  лексико-грамматического оформления высказываний назывного, описательного  и пояснительного типа. Ученикам предлагалось совершить прогулку по городу по серии  картинок. Совершив такую прогулку, дети описывали ее, вспоминая и  называя различные детали, характеризующие  это путешествие.

      Введение  лексических единиц осуществлялось с помощью перевода, так как  лексика на втором и третьих годах  обучения включает в себя абстрактные  существительные, имена прилагательные и глаголы. Задача состояла в том, чтобы как можно точнее передать значение новых слов и словосочетаний, занять меньше времени.

      В целях прочного усвоения лексики  проводилось ее систематическое  повторение. Приемы повторения мы использовали разные. Наиболее эффективными приемами, способствующими более прочному запоминанию слов, являются письменные упражнения, выполняемые учащимися  дома, а также грамматические упражнения и считалки.

      Основной  целью обучения грамматическим явлениям иностранного языка на начальном  этапе является формирование у учащихся грамматических речевых навыков, как  одного из важнейших компонентов (говорения, аудирования, чтения, письма).

      Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к  иностранному языку, способствуют лучшему  запоминанию и усвоению языкового  материала. Игра как вид деятельности способствует наиболее успешному усвоению изучаемого материала на уроке иностранного языка. Видоизменяя игровые ситуации, мы старались создать условия  для автоматизации лексических  единиц и грамматических явлений  в их взаимосвязи. Это активизирует внимание, развивает память, мышление, способствует более быстрому выходу в речь.

      На  уроках при отработке учащимися  правильно строить предложения  при ответе на вопрос, использовалась считалочка, которая помогла быстро усвоить предложенный материал.

      Punkt, Punkt…

      Punkt, Punkt, Komma, Strich –

      Fertig ist nun das Gesicht.

      Körper, Arme, Beine dran –

      Fertig ist der Hampelmann.

      Hände, Füße und ein Hut.

      Ist der Hampelmann nicht gut?!

      Предложенную  считалочку дети учили наизусть, был  осуществлен ее перевод. Дети охотно выходили к доске, говорили считалочку и изображали человечка мелом  в той последовательности, которая  указывается в считалочке.

      Для формирования грамматически правильно  построенных высказываний были предложены в помощь следующие вопросы:

      Ist sein Kopf groß oder klein?

      Ist sein Haar hell oder dunkel?

      Wie ist sein Hals, lang oder kurz?

      Wie sind seine Augen, hell oder dunkel/lustig oder traurig?

      Ist seine Nase lang oder kurz, dich oder dünn?

      Wie ist sein Mund?

       На эти вопросы дети давали правильные ответы, строя предложения так, что  глагол стоял на втором месте (в помощь была предложена схема

      способствующая грамматически правильно выстроить предложение, используя известную лексику).

      Для автоматизации глагола «sein» в Perfekt использовался небольшой логически связный рассказ, в котором задействовано большинство глаголов. Он дается сначала для аудирования, затем ведется работа над его пересказом. В духе соревнования ребята стараются вспомнить, в какой логической последовательности велось повествование и назвать как можно больше глаголов. При этом дети имеют возможность в более широком объеме проанализировать, а затем и систематизировать группу этих глаголов в Perfekt и заучить их в контексте.

      При изучении темы «Режим дня» с помощью  склонения личных местоимений отрабатывалась лексика и грамматика (возвратные глаголы). Для возвратных глаголов в  немецком языке свойственно изменение  возвратной частицы в зависимости  от лица и числа. Учащимся было предложено рассказать свой режим дня, режим  дня вымышленного героя (лентяя, трудолюбивого, неряхи и т.д.). Описывая режим дня от второго лица, учащимся приходилось изменять возвратные частицы в зависимости от лица. Перед составлением режима дня мы с учащимися повторили склонение различных местоимений, в помощь был предложен аншлаг склонения личных местоимений.

    Единственное  число Множественное число
    Ich mich Wir uns
    Du dich Ihr euch
    Er, sie, es sich Sie sich

      После повторения склонения личных местоимений  учащиеся свободно могли рассказать о своем режиме дня, о режиме дня  другого человека.

      Все перечисленные выше упражнения способствуют более успешному овладению и  запоминанию нового материала. При  условии строгого выполнения всех упражнений, предусмотренных в учебнике и  других компонентов учебного комплекса, а также собственных разработок учителя можно рассчитывать на прочное  запоминание и успешное усвоение материала.

      Третий  этап – итоговая диагностика связана  с выявлением эффективности проведенной  работы.

Информация о работе Обучение лексики и грамматики на начальном этапе обучения