Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:24, контрольная работа
Проблема управления проектами, с которой сталкиваются все предприятия, весьма серьезна. С одной стороны, никогда по-настоящему не просчитывали эффективность проекта, с другой стороны, очень часто управление проектами до сих пор не признается сферой профессиональной деятельности. В то же время, привлечение методологии управления проектами в качестве инструмента планирования контроля и координации осуществления инновационных проектов позволяет экономить значительные средства, реализовывать цели проекта в меньшие сроки и, самое главное, реализовывать успешное управление.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…3
1.Сущность и понятие инновационных проектов………………………4
2.Управление инновационным проектом. Специфика менеджмента инноваций…………………………………………………………………….…8
3.Процесс управления инновационным проектом…………………….12
4.Оценка эффективности инновационного проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..19
2.Управление инновационным проектом. Специфика менеджмента инноваций
Управление проектом представляет собой целенаправленный процесс достижения целей проекта при ограничениях на финансовые, материальные, человеческие, временные и прочие ресурсы. Управление инновационным проектом является сложной задачей. Рабочая группа, создаваемая для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру.
Каждый
член рабочей группы, в таком случае,
имеет, как правило, двух руководителей
(руководителя группы и руководителя
функционального подразделения)
Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата и т.п.).
Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит [9]:
-определение цели проекта;
-назначение руководителей рабочих групп;
-создание рабочих групп;
-постановка задачи;
-контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);
-принятие решения о продолжении;
-роспуск рабочих групп.
Рабочие
группы отвечают за выполнение своей
части проекта; планирование и контроль,
составление отчетов для
При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:
-компетентность и опыт;
-наличие специальных знаний в проблемнй области;
-возможность привлечения к работе;
-власть и авторитет в организации;
-способность разрешать конфликтные ситуации;
отношение к делу;
личный интерес и мотивация.
Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.
В практике менеджмента применяется много методик управления рабочей группой. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти методики не являются специальными, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.
Специфическими инструментами управления проектом являются:
1.
Определение проекта и
2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы
Они взаимосвязаны и не могут эффективно функционировать изолированно. Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:
-осмысления проекта и установления этапов выполнения;
-выделения важнейших проблем;
-создания модели обмена информацией;
-определения ожидаемых результатов;
-разработки рекомендаций после завершения работ.
На
протяжении всех этапов выполнения проекта
могут приниматься решения по
следующим возникающим
-нужно продолжать или скорректировать задания;
-не надо ли уточнить последний этап;
-форма завершения последнего этапа.
Все разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией.
Менеджмент
инновационных проектов - это принятие
решений в постоянно меняющихся
условиях, непрерывное рассмотрение
программы инноваций и
Каждый проект должен начинаться с четкой постановки цели. Поскольку окончательный успех определяется на рынке, то и цели должны быть определены рыночной потребностью. Прежде всего, это рыночный сегмент и его взаимосвязанные характеристики (размер, допустимая цена, требования к технической эффективности и время вывода продукта). Продукт в свою очередь должен быть определен по своей эффективности, цене и дате появления. Все эти характеристики взаимозависимы, и, следовательно, требуется определенная итеративная процедура уточнения цели.
Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты на инновации и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность проекта.
На стадии первоначального определения проекта существенной является концентрация внимания в большей степени на рыночной потребности и степени ее удовлетворения, чем на решениях относительно вида окончательного продукта (следует иметь в виду, что в процессе разработки появятся альтернативные решения). Последовательность решений должна быть такой:
- чего следует достичь;
-
как это перевести в
- какие из альтернатив самые многообещающие.
Только
после исчерпывающих поисков
и отбора наиболее привлекательной
концепции проекта следует
3.Процесс управления инновационным проектом
Управление
инновациями - это изменения с
целью внедрения и
Точная своевременная информация, прежде всего, необходима для эффективного управления проектом. В качестве информационной базы управления инновационным проектом используются:
- критерии оценки проектов;
-
оценки и допущения, на
- определение проекта;
- план выполнения проекта.
Естественно, крайне важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих из других подразделений фирмы (служб маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные структуры управления типа матричной в наибольшей степени способствуют этому.
Система управления проектом должна быть адекватной его объему, сложности, степени неопределенности, месту в портфеле инновационных проектов. Она должна обеспечивать:
- оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ;
-
выявление тех задач,
-
изменение развития проекта в
целом относительно
Одной из трудностей управления инновациями является эффективное распределение ресурсов. Это объясняется следующими причинами.
1.
Необходимо, чтобы общая величина
ресурсов в сфере НИОКР была
относительно стабильной во
2.
Ресурсы инвестируются либо в
оборудование, имеющее фиксированную
стоимость вне зависимости от
того, используются оно или нет,
либо в оплату труда персонала;
3.
Каждый проект требует
По
мере продвижения проекта от прикладной
научно-исследовательской
Искусство управления заключается в осуществлении намеченного. В сфере инноваций, больше чем в какой-либо другой это зависит от людей, входящих в проектную «команду». Творчество и предпринимательство не могут быть спланированы, но условия, в которых они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. Поэтому характер и стиль руководства со стороны высшего менеджмента - жизненно важная составляющая успеха проекта.
Финансовый
профиль проекта определить с
достаточной точностью
Управление инновациями на предприятии включает ряд общеизвестных стадий [1]:
1)
формулировку целей инновации.
На стадии формулирования
2)
анализ существующего
3) выбор инновационной стратегии и определение методов
инновационного менеджмента (устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие, осуществляется выбор и формулирование предпочтительной инновационной стратегии, производится подбор методов инновационного менеджмента);