Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики. На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, поскольку именно оно является реальным двигателем процесса.
Главной предпосылкой
инновационной стратегии
Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности? П. Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.
Что нужно делать
1. Целенаправленная
систематическая инновационная
деятельность требует
2. Инновация должна
соответствовать нуждам, желаниям,
привычкам людей, которые
3. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
4. Внедрять инновации
эффективнее, имея небольшие
5. Эффективная
инновация должна быть
Чего не следует делать
1. Не умничайте.
Инновациями будут
2. Не разбрасывайтесь,
не пытайтесь делать несколько
вещей сразу. Инновация
3. Осуществляйте
нововведения ради
Инновация -это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант.
Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.
Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.
Основной организационный
принцип для инновации
Как показывает
опыт, все попытки превратить существующее
подразделение в носителя инновационного
проекта заканчиваются
Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии.
Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.
Прибыль от реализации
инновационного проекта существенно
отличается от прибыли, получаемой за
выпуск отлаженной продукции. На протяжении
длительного времени
Предприятием
следует управлять таким
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов.
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций.
За последние годы значительно
увеличено финансирование за счет средств
государства фундаментальной
Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005 - 2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей). На конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности (в 2009 - 2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей).
Реализуются меры по привлечению к
Положено начало созданию территориально
обособленного комплекса -
Проведена значительная работа по совершенствованию
правового режима инновационной
деятельности - уже введены и продолжают
вводиться соответствующие
В то же время при реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов, связанных, прежде всего со спросом на инновации в реальном секторе экономики. Это обусловлено существенным снижением в период кризиса спроса на инновации со стороны компаний реального сектора, а также уменьшением бюджетного финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы".
В целом не удалость переломить ряд
значимых для инновационного развития
негативных тенденций, существенно
ускорить процесс интеграции российской
инновационной системы в
Государственные средства, выделяемые
на научно-исследовательские и
В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
Ни частный, ни государственный
сектор не проявляют достаточной
заинтересованности во внедрении инноваций.
Уровень инновационной
Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем.
Вместе с тем одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 процента численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию.
Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров. В десятку лучших университетов мира входит 10 учебных заведений США, лучший университет России-МГУ в мировом рейтинге QS WUR 2011 на 112 месте. Из 200 лучших университетов мира в России -1, в США-85, Великобритании- 19, Германии-14, Франции-8.
Эти негативные тенденции обусловлены,
в том числе и