Прибыль и ее роль в рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Оглавление

Введение
1 Прибыль и ее роль в рыночной экономики
1.1 Экономическое содержание и функции прибыли
1.2 Источники получения прибыли, виды прибыли
1.3 Роль прибыли в рыночной экономике
2 Методы планирования прибыли
2.1 Сущность планирования
2.2 Метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета
2.3 Метод на основе бюджетирования
3 Распределение и использование прибыли на предприятии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(прибыль).doc

— 126.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

      Введение

 1 Прибыль и ее роль в рыночной экономики

  1.1 Экономическое содержание и функции прибыли

       1.2 Источники получения прибыли, виды прибыли

       1.3 Роль прибыли в рыночной экономике

 2 Методы планирования прибыли

       2.1 Сущность планирования

      2.2 Метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета

      2.3 Метод на основе бюджетирования

3 Распределение и использование прибыли на предприятии

 Заключение

 Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

           В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.

Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Не менее важен процесс  распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная  система распределения прибыли  должна обеспечить хозяйственную самостоятельность  предприятий, повышать эффективность производства, максимально способствовать его производственному и социальному развитию. Таким образом, ключевая роль планирования прибыли и важнейшее значение ее распределения при определении финансово-хозяйственной деятельности предприятия на перспективу определяют актуальность данной темы курсовой работы.

Формирование прибыли  на предприятии должно быть обеспечено так же знанием основных механизмов ее формирования и современных методов  анализа. Формирование прибыли в  процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности на каждом предприятии должно быть обеспечено эффективным управлением ее распределения с учетом всех влияющих на её распределение факторов.

Таким образом, цель данной курсовой работы – изучить сущность прибыли, ее роли в экономике, выявить факторы, влияющие на величину прибыли.

Объектом изучения в курсовой работе выступает прибыль как экономическая  категория, которая характеризует  финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия.

Задачи работы заключаются в рассмотрении роли прибыли в рыночной экономике, методов планирования прибыли и каким образом распределяется и используется прибыль на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прибыль и её роль в рыночной экономике

 

 

    1. Экономическое содержание и функции прибыли

 

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и  услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей.

Прибыль исчисляется  как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Прибыль наиболее простая  и одновременно наиболее сложная  категория рыночной экономики. С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами хозяйствующего субъекта. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчётного периода.

Как экономическая категория  прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской  деятельности; является основой экономического развития организации и наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем она оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства. Показатели прибыли характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы. 

 В условиях формирования  рыночной экономической  системы  в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития  хозяйственной деятельности любого  предприятия,  но  и  является  стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль  отражает конечные результаты работы предприятий и фирм,  характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Функции прибыли:

Прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем  на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность

руководства и менеджеров, конкурентоспособность  продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль обладает стимулирующей  функцией. Она является основным элементом  финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Стремление к получению  прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

1.2. Источники получения прибыли, виды прибыли 

 

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

1. Первый источник образуется  за счет монопольного положения  предприятия по выпуску той  или иной продукции или (и)  уникальности продукта. Поддержание  этого источника на относительно  высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

2. Второй источник  связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развития производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

3. Третий источник проистекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление  выпускаемой продукции, обеспечение  ее конкурентоспособности, рост  объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Виды прибыли.

В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать:

1. Валовую прибыль – разность между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавочную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг – разность между выручкой (нетто) от их продаж и себестоимостью коммерческих, управленческих расходов.

3. Прибыль до налогообложения – рассчитывается как прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг плюс операционные, внереализационные доходы минус операционные, внереализационные расходы.

4. Прибыль от обычной деятельности – разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль, иным аналогичным обязательным платежам, произведенным организацией.

5. Чистую прибыль (нераспределенная прибыль) – прибыль от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы и минус, чрезвычайные расходы.

6. Налогооблагаемую прибыль – расчетную прибыль, определяемую в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ, на которую начисляют налог на прибыль предприятия.

7. Чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия – учитывает вычеты налогов, процентов, штрафов, пени, неустоек и других необходимых вычетов.

8. Маржинальную прибыль – разность между выручкой (продажами товаров, работ, услуг) и переменными затратами, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции предприятия.

9. Среднерыночную прибыль – среднестатистическую прибыль среди предприятий данного района, региона, выпускающих однородную продукцию.

10.  Минимальную прибыль – прибыль, ниже которой могут начаться убытки, невыполнение долговых обязательств, падение ликвидности и кредитоспособности предприятия или даже банкротство.

11.  Нормативную прибыль – величина прибыли, которая может быть определена как нормативная величина в финансовом разделе бизнес-плана развития предприятия.

Принято различать экономическую  и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности предприятия. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек,  в результате  чего получается экономическая прибыль.

 

    1.  Роль прибыли в рыночной экономике

 

 

     Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Информация о работе Прибыль и ее роль в рыночной экономики