Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Введение
1 Прибыль и ее роль в рыночной экономики
1.1 Экономическое содержание и функции прибыли
1.2 Источники получения прибыли, виды прибыли
1.3 Роль прибыли в рыночной экономике
2 Методы планирования прибыли
2.1 Сущность планирования
2.2 Метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета
2.3 Метод на основе бюджетирования
3 Распределение и использование прибыли на предприятии
Заключение
Список литературы
Прибыль - это важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется в удовлетворении социальных потребностей персонала, так как социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных договоров и индивидуальных трудовых соглашений. Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведения оздоровительных культурно-массовых мероприятий и т.п. Оказывается материальное поощрение и материальная помощь сотрудников. Большая социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации общегосударственных и местных социальных программ для помощи социально незащищенным слоям общества. Определенная социальная роль прибыли проявляется в направлении части ее на финансирование внешней благотворительной деятельности предприятия, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан, учреждениям социальной сферы, отдельным неприбыльным организациям.
Прибыль представляет собой основной защитный механизм, предохраняющим предприятия от угрозы банкротства. Однако угроза возникновения банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, когда доля заемного капитала, особенно краткосрочного, велика, а управление ликвидностью активов недостаточно эффективно. Однако, если такая угроза возникла, то предприятие получающее более высокую прибыль за счет нее может быстрее выйти из этого состояния. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов, т.е. восстановлена платежеспособность предприятия, повышена доля собственного капитала и соответственно снижена доля заемных средств, т.е. повышена финансовая устойчивость предприятия. Могут быть сформированы соответствующие резервные фонды, дающие возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.
Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнений с отраслев ым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
Прибыль предприятия
является главной целью
Прибыль – это главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
Прибыль предприятия
создает базу экономическою развития
государства в целом. Механизм перераспределения
прибыли предприятия через
2 Методы планирования прибыл
2.1 Сущность планирования
Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. Достоверность определения плановой прибыли влияет на успешную финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Правильное планирование прибыли имеет важное значение не только для предприятия, но и для экономики в целом. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. Виды:
* от реализации товарной продукции;
* от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
* от реализации основных фондов и другого имущества;
* от внереализационных доходов и расходов.
В планировании могут применяться различные коэффициенты:
а) коэффициент рентабельности операционных активов определяется как отношение суммы чистой прибыли по операционной деятельности в рассматриваемом периоде к средней стоимости используемых операционных активов в рассматриваемом периоде;
б) коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции;
в) коэффициент валовой
г) коэффициент чистой рентабельности реализации продукции;
д) коэффициент валовой рентабельности операционных затрат;
е) коэффициент чистой рентабельности операционных затрат.
Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.
Процесс планирования прибыли включает в себя: определение объёма прибыли от обычной деятельности (прибыль от продаж, операционных и внереализационных операций) и планирование распределения прибыли.
2.2 Метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета
Метод прямого счета
В основе лежит ассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции или укрупненный расчет по позициям плана. Метод может использоваться организациями в условиях стабильной экономической обстановки при небольшом ассортименте выпускаемой продукции, наличие заранее сформированного портфеля заказов объёма выпуска сравнимой и несравнимой продукции на планируемый период и при неизменных ценах на продукцию, сырьё, материалы и т.п.. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж) и полной ее себестоимостью: П = (В * Ц) – (В * С),
где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж); С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года. Расчет прибыли методом прямого счета не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Разновидностью этого метода является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках годовой продукции, не реализованной на начало планируемого периода.
Аналитический метод
Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости, а также как дополнение к методу прямого счёта в целях его проверки и контроля. Сущность метода заключается в том, что прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль же по несравнимой продукции определяется отдельно. Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции и позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска: Р = (П : С ) * 100 %,
где П – ожидаемая прибыль (расчёт ведётся в конце базисного года, когда точный размер прибыли ещё неизвестен); С – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
1) базовая рентабельность определяется в %, отношением ожидаемой прибыли за отчетный год к полной себестоимости сравнимой товарной продукции базисного года;
2) исчисление объема
товарной продукции в плановом
периоде по себестоимости
3) учет влияния на
плановую прибыль различных
После выполнения расчётов по всем трём этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции. Прибыль в отчётном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действующих к концу года.
Аналитический метод показывает влияние различных факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.
Метод совмещённого расчёта
В данном методе стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчётного года определяется методом прямого счёта, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
2.3 Метод на основе бюджетирования
Методом на основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
Первый этап — организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно получить данные не о прогнозе спроса как такового, а исключительно о платежеспособном спросе. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин — объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей — выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.
Второй этап — производственное планирование. Цель этого этапа —
разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация.
Третий этап связан со вторым, он включает в себя планирование издержек производства {производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.
Четвертый этап — планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.
Пятый этап — проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности — наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.