Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39
Кроме качества образования значительную
роль для будущего инновационного развития
играют и формируемые у человека
жизненные установки и модели
поведения. Ключевые для инновационного
предпринимательства личностные качества
- мобильность, желание обучаться
в течение всей жизни, склонность
к предпринимательству и
Целенаправленная работа по развитию
компетенций в сфере
В настоящее время также остается
низкой восприимчивость бизнес-
Существуют и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне организаций. По показателю "Способность компаний к заимствованию и адаптации технологий", рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 - на уровне таких стран, как Кипр, Коста-Рика и Объединенные Арабские Эмираты.
Российские компании тратят на инновации значительно меньше средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. В рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия представлена только тремя компаниями - открытым акционерным обществом "Газпром" (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на исследования и разработки в выручке - 0,6 процента), открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" (758-е место, 0,8 процента) и открытым акционерным обществом "СИТРОНИКС" (868-е место, 2,6 процента).
Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации (в текущих ценах) неуклонно возрастали с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году (в 2,1 раза в ценах 1999 года). В итоге Россия входит в десятку ведущих стран мира по общему объему указанных затрат, хотя существенно отстает по такому показателю, как доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте - 1,25 процента (в Израиле - 4,27 процента, в Финляндии -3,96 процента, в Швеции - 3,62 процента, в Германии - 2,82 процента и в Соединенных Штатах Америки - 2,79 процента), ( Компания Microsoft тратит на инновации 8,7 млрд долларов, это примерно 261 миллиард рублей).
Несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, в 2010 году на Россию приходилось всего 2,08 процента научных статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), тогда как на Францию - 4,67 процента, Германию - 6,47 процента и Китай - 15,08 процента.
Признание инноваций важным инструментом
государственной политики пока в
недостаточной степени
В отличие от стран с развитой
инновационной системой в России
недостаточно развита система
Отдельной проблемой является неприспособленность
системы государственной
На государственном уровне признано, что фундаментальная наука – одна из стратегических составляющих развития общества, а результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой устойчивого развития государства, являясь фактором, определяющим место России в современном мире.
В каждой стране система
государственной поддержки
Однако при всех различиях
в формировании национальных моделей
основополагающие принципы их построения
и функционирования сходны. Суть их
сводится к тому, что государство
и наука взаимодействуют как
две ответственные перед
Государство воздействует на науку:
- как законодатель, устанавливающий
правовые основы
- как один из основных
источников финансирования
- как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;
- как крупный субъект
научно-технической
- как координатор совместных
действий всех секторов науки
по развитию национального
- как организующее звено,
формирующее и определяющее
В конечном итоге государство
в различных формах поддерживает
наиболее важные научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Поэтому инновационная сфера деятельности в последние годы выдвигается в числе важнейших сфер государственных интересов.
В 2011 году были разработаны и утверждены 3 важнейших документа:
Это Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Основы политики в области развития науки и технологий до 2020 года и закон 254-ФЗ, вводящий важные поправки о принципах государственной поддержки инновационной деятельности в закон о науке.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы) являются документом стратегического планирования в Российской Федерации. Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению. Основы предусматривают устойчивое развитие науки, технологий и образования в рамках реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в части, касающейся отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий,
разрабатываемых и внедряемых в интересах реального сектора экономики, в военной организации государства и других сферах деятельности.
Одной из приоритетных
задач в данном документе
1) регулярное обновление
(корректировка) долгосрочных
2) усиление внимания новым вызовам
и угрозам, порождаемым развитием и распространением нанотехнологий, конвергенцией наук;
3) планомерное наращивание
бюджетных ассигнований на
4) передача части функций
отраслевой прикладной науки
вузовскому сектору научно-
5) усиление координирующей
роли органов государственного
управления в развитии
6) усиление роли независимого
экспертного научного
7) разработка на основе
программы фундаментальных
8) усиление роли бюджетных
фондов фундаментальных и
9) содействие междисциплинарной
кооперации российских
10) создание национальных
исследовательских центров по
приоритетным направлениям
11) законодательное
12) расширение участия
вузов в научных исследованиях
и разработках, содействие
13) разработка и реализация
государственной программы
Сейчас идет разработка очень тесно связанных между собой государственных программ («Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Развитие науки и технологий»), которые станут ключевыми инструментами реализации Стратегии инновационного развития и Основ политики в области науки и техники.
Реализация Стратегии
должна привести к повышению уровня
инновационной активности российских
предприятий, формированию у граждан
необходимых для инновационной
экономики компетенций, способствовать
росту эффективности научных
исследований, обеспечить переход на
качественно новый уровень
Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.