Роль инноваций в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

М-41.Ведутенко.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться  в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты  по сравнению со странами с высокой  инновационной активностью

Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций  к инновациям в российских образовательных  учреждениях начата только в последние  годы.

В настоящее время также остается низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 процента общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 процента), Бельгии (53,6 процента), Эстонии (52,8 процента), Финляндии (52,5 процента) и Швеции (49,6 процента). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8 процента в общем количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9 процента (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4 процента, в Финляндии - 3,9 процента, в Германии - 3,4 процента).

Существуют  и значительные структурные  проблемы в организации управления инновациями на уровне организаций. По показателю "Способность компаний к заимствованию и адаптации  технологий", рассчитанному Всемирным  экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 - на уровне таких стран, как Кипр, Коста-Рика и Объединенные Арабские Эмираты.

Российские компании тратят на инновации  значительно меньше средств, чем  их зарубежные конкуренты в соответствующих  секторах. В рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия представлена только тремя компаниями - открытым акционерным обществом "Газпром" (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на исследования и разработки в выручке - 0,6 процента), открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" (758-е место, 0,8 процента) и открытым акционерным обществом "СИТРОНИКС" (868-е место, 2,6 процента).

Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации (в текущих ценах) неуклонно возрастали с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году (в 2,1 раза в ценах 1999 года). В итоге Россия входит в десятку ведущих стран мира по общему объему указанных затрат, хотя существенно отстает по такому показателю, как доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте - 1,25 процента (в Израиле - 4,27 процента, в Финляндии -3,96 процента, в Швеции - 3,62 процента, в Германии - 2,82 процента и в Соединенных Штатах Америки - 2,79 процента),  ( Компания Microsoft тратит на инновации 8,7 млрд долларов, это примерно  261 миллиард рублей).

Несмотря на выдающиеся успехи отдельных  российских ученых, в 2010 году на Россию приходилось всего 2,08 процента научных статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), тогда как на Францию - 4,67 процента, Германию - 6,47 процента и Китай - 15,08 процента.

Признание инноваций важным инструментом государственной политики пока в  недостаточной степени отражается в структуре бюджетных расходов. Прямые расходы на инновационное  развитие в 2009 году составили 1,5 процента валового внутреннего продукта, а к 2013 году они уменьшатся до 1 процента. При сложившейся динамике бюджетных расходов доля инновационных расходов (расходов бюджета, способствующих развитию (созданию, внедрению) новых продуктов, услуг и технологий, формированию компетенций в приоритетных сферах экономического развития, а также развитию экономики знаний, в том числе прямых расходов на поддержку инноваций и расходов, оказывающих косвенное влияние через частный спрос, усиление мотивации и другие факторы) с 2014 по 2020 год остается практически неизменной - около 1,3 процента валового внутреннего продукта.

В отличие от стран с развитой инновационной системой в России недостаточно развита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных  проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти  цели, составляет 0,8 процента (в Германии - 8,8 процента, в Бельгии - 12,7 процента). Также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса.

Отдельной проблемой является неприспособленность  системы государственной статистики к целям управления инновационным  развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития, становятся доступными с  существенным опозданием. Структура  статистических показателей не вполне соответствует задачам текущего дня.

На государственном уровне признано, что фундаментальная наука  – одна из стратегических составляющих развития общества, а результаты фундаментальных  исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой  устойчивого развития государства, являясь фактором, определяющим место  России в современном мире.

В каждой стране система  государственной поддержки науки  и управления ею складывались достаточно долго. В итоге внешне складываются весьма разнообразные национальные модели государственного управления наукой, соответствующие специфике государственного устройства и традициям той или иной страны и отличающиеся друг от друга степенью централизации (как внутри высших органов власти, так и в их взаимоотношениях с региональными властями), числом и порядком расположения управленческих звеньев, конкретными механизмами принятия решений и другими элементами.

Однако при всех различиях  в формировании национальных моделей  основополагающие принципы их построения и функционирования сходны. Суть их сводится к тому, что государство  и наука взаимодействуют как  две ответственные перед обществом  в целом и работающие на благо  этого общества составляющие. Каждая из них обладает «суверенитетом», и  отношения между ними строятся на юридически оформленной и отработанной основе, являющейся частью общей правовой среды, регулирующей в целом общественные отношения. Государство в условиях демократии и рыночного хозяйства  не обладает монополией ни на какие  виды ресурсов, не имеет административной власти над исследовательскими учреждениями, кроме тех, что являются государственными, но и для них условия взаимодействия определены уставами. У государства  есть достаточно мощных рычагов, позволяющих  ему регулировать национальный научно-технический  потенциал, ускорять его развитие, направлять это развитие в русло, отвечающее интересам страны, создавать благоприятные  условия для инновационной деятельности. В этом и состоят задачи и содержание государственной научно-технической  политики.

Государство воздействует на науку:

- как законодатель, устанавливающий  правовые основы функционирования  научно-технической сферы;

- как один из основных  источников финансирования научных  исследований и разработок;

- как массовый потребитель  новой технической продукции,  военной и гражданской;

- как крупный субъект  научно-технической деятельности;

- как координатор совместных  действий всех секторов науки  по развитию национального научно-технического  потенциала в целом и повышению  его конкурентоспособности на  мировой арене;

- как организующее звено,  формирующее и определяющее отношение  всего общества к проблемам  развития науки и техники, обеспечивающее  поддержку науки обществом, создающее  систему подготовки и переподготовки  научных кадров и кадров в  области инновационного предпринимательства.

В конечном итоге государство  в различных формах поддерживает наиболее важные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, их доведение до производства, а  затем до конечного потребления. НТП превращается в одно из приоритетных направлений деятельности всех уровней органов управления страной. Первопричина в том, что на перспективу в определении стратегических направлений развития промышленного производства на первый план выходит повышение конкурентоспособности промышленной продукции. Бесспорно, положительное развитие экономики невозможно без внедрения инновационных разработок, которые являются  приоритетными в инвестировании. Их отсутствие не обеспечит достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Поэтому инновационная  сфера деятельности в последние  годы выдвигается в числе важнейших  сфер государственных интересов.

В 2011 году были разработаны  и утверждены 3 важнейших документа:

Это Стратегия  инновационного развития Российской Федерации  до 2020 года, Основы политики в области  развития науки и технологий до 2020 года и  закон 254-ФЗ, вводящий важные поправки о принципах государственной поддержки инновационной деятельности в закон о науке.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее  именуются - Основы) являются документом стратегического планирования в  Российской Федерации. Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области  развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению. Основы предусматривают устойчивое развитие науки, технологий и образования  в рамках реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в части, касающейся отечественной  фундаментальной и прикладной науки, а также технологий,

разрабатываемых и внедряемых в интересах реального сектора  экономики, в военной организации  государства и других сферах деятельности.

 Одной из приоритетных  задач в данном документе является  повышение эффективности государственного  участия в развитии науки и  технологий. Решение данной задачи  осуществляется по следующим  основным направлениям:

 

1) регулярное обновление (корректировка) долгосрочных стратегических  прогнозов и сценариев развития  науки, технологий и техники,  концептуальных и программных  документов стратегического планирования  в области развития науки и  технологий;

 

2) усиление внимания  новым вызовам

и угрозам, порождаемым  развитием и распространением  нанотехнологий, конвергенцией наук;

 

3) планомерное наращивание  бюджетных ассигнований на исследования  и разработки;

 

4) передача части функций  отраслевой прикладной науки  вузовскому сектору научно-технического  комплекса;

 

5) усиление координирующей  роли органов государственного  управления в развитии оборонных  и гражданских исследований и  разработок и использовании их  результатов;

 

6) усиление роли независимого  экспертного научного сообщества  в определении национальных научно-технологических  приоритетов и конкурсном отборе  научных проектов, финансируемых  из бюджетных средств;

 

7) разработка на основе  программы фундаментальных исследований  государственных академий наук  и реализация единой программы  фундаментальных научных исследований  в Российской Федерации, включающей  в том числе мероприятия по  капитальному строительству объектов  науки и обновлению научного  оборудования;

 

8) усиление роли бюджетных  фондов фундаментальных и поисковых  исследований и конкурсная поддержка  научных проектов и научных  мероприятий бюджетными грантами;

 

9) содействие междисциплинарной  кооперации российских фундаментальных  научных школ;

10) создание национальных  исследовательских центров по  приоритетным направлениям развития  науки, технологий и техники  в Российской Федерации;

 

11) законодательное совершенствование  правового статуса государственных  академий наук и государственных  научных центров, формирование  с их участием эффективных  институтов инновационного развития, располагающих новыми научными  знаниями;

 

12) расширение участия  вузов в научных исследованиях  и разработках, содействие коммерциализации  получаемых ими результатов научной  и научнотехнической деятельности;

 

13) разработка и реализация  государственной программы фундаментальных  и поисковых научных исследований  в области обеспечения обороны  и безопасности с финансированием  ее мероприятий, в том числе  посредством бюджетных грантов;

Сейчас идет разработка очень тесно связанных между  собой государственных программ («Экономическое развитие и инновационная  экономика» и «Развитие науки  и технологий»), которые станут ключевыми  инструментами реализации Стратегии  инновационного развития и Основ  политики в области науки и  техники.

Реализация Стратегии  должна привести к повышению уровня инновационной активности российских предприятий, формированию у граждан  необходимых для инновационной  экономики компетенций, способствовать росту эффективности научных  исследований, обеспечить переход на качественно новый уровень системы  госуправления в инновационной  сфере.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией  вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной  инновационной политики. Вместе с  тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной  деятельности, а также ориентиры  финансирования сектора фундаментальной  и прикладной науки и поддержки  коммерциализации разработок.

Информация о работе Роль инноваций в рыночной экономике