Роль инноваций в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

М-41.Ведутенко.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

Поэтому, инновационный процесс  может быть рассмотрен с различных  позиций и с разной степенью детализации:

- как параллельно - последовательное  осуществление научно - исследовательской,  инновационной, производственной  деятельности и маркетинга;

- в виде временных этапов  жизненного цикла инновации от  возникновения идеи до ее разработки  и распространения; 

- как процесс финансирования  и инвестирования разработки  и распространения нового вида  продукта или услуги. При этом  он выступает в качестве инновационного  проекта как частного случая  широко распространенного в хозяйственной  практике инвестиционного проекта. 

Инновационный процесс осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе проводятся фундаментальные  исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной  основе. На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных  учреждениях и финансируются  как за счет бюджета (в ходе государственных  научных программ или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем  и сопряжен с большой долей  неопределенности, мы видим, что на этом этапе и далее велика вероятность  получения отрицательного (тупикового) результата. Именно со второго этапа  возникает возможность потери вложенных  средств, поэтому инвестиции в инновацию  носят рисковый характер и называются рискоинвестициями.

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные  разработки. Они проводятся как в  специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и  в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Отметим, что инновационный процесс  не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий - зарождение (осознание потребности и возможности  инноваций); освоение, внедрение в  производство, эксперимент; диффузия; рутинизация (реализация нововведений в стабильных условиях хозяйствования). Пример локально завершенного нововведения - его реализация в единичном (выставочном) экземпляре. Однако инновационный процесс  не является завершенным, если приобретенное  или разработанное новое оборудование (технология) не используется в постоянном режиме, например, по причине неподготовленности персонала и так далее, то есть если не достигнута заключительная стадия — рутинизация. Основным фактором, влияющим на скорость и масштаб распространения  нововведения, мы считаем потребность  в нем, выступающую в виде платежеспособного  спроса.

Итак, в настоящее время в  отечественной литературе инновационная  деятельность рассматривается с  позиций двух концептуальных подходов. Первый - реанимация прежней системы, второй - базируется на преобладании рыночных отношений в процессе создания и  продвижения товаров - ОИС (объектов интеллектуальной собственности) на рынок.

Содержание понятия «инновационная деятельность» в широком смысле при традиционном подходе завершается  созданием и оформлением новшеств. Об охраноспособности полученных результатов  и необходимости их коммерческой реализации речь по существу не ведется. Главным у сторонников этого  подхода считается разработка, внедрение  у заказчика, тиражирование и  распространение инноваций. Рыночный подход отличается от традиционного  тем, что: четко выделяются виды инновационного продукта по стадиям готовности к  использованию; прослеживается рыночный характер этих продуктов как ОИС, то есть способность приносить доход, возможность реализации в виде прав, охраноспособность; научно обосновывается понимание сущности ОИС как нового вида товара и нового вида коммерческой сделки. Таким образом, проведенные  исследования в отношении определения  и содержания инновационной деятельности приводят к следующим выводам:

- сложность и многоаспектность  инновационной деятельности предприятий  определяют ее достаточно широко, в теории инноватики пока не  сложился единый методологический  подход к определению инноваций  и их структурному построению;

- анализ различных определений  инноваций приводит к выводу, что их специфическое содержание  составляют изменения, выступающие  главной функцией инновационной  деятельности;

- динамичность, сложность и неопределенность  внешней среды предприятий приводят  к постоянному обновлению содержания  и структуры инновационного процесса;

- в структуре инновационного  цикла достаточно четко определяется  перечень этапов без соотнесения  их к конкретным инновациям.

В заключение данной главы курсовой работы отметим следующее.

Инновационная деятельность является одним из перспективных видов  предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем  инновационная деятельность - это  один из самых рисковых видов предпринимательства, поскольку она основывается на рисковых начинаниях. Данным обстоятельством  и предопределяется роль государственного регулирования в названной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов  предпринимательской деятельности в инновационных начинаниях, а  также по возможности снизить  фактор рисков. Отсюда вытекает, что  основными формами государственного регулирования инновационной деятельности должны быть экономические и правовые меры воздействия, а также государственная  поддержка и защита ее субъектов.

Инновационную деятельность не следует  обязательно связывать преимущественно  с малым предпринимательством, как  нередко делается сейчас, хотя зачастую именно малый бизнес в большей  мере ориентирован на оперативное использование  нововведений для получения высокого коммерческого результата, тем более  что инновационная деятельность - это такое использование нововведения, которое непосредственно к нему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества.

 

1.2 Инновации как основа  потребностей общества.

 

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т. д.

Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных видов  продукции, изменения условий труда  не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:

1) экстенсивного расширения освоенных видов продукции и технологий. Экстенсивное расширение освоенных видов продукции, превращая единичную потребность в массовую и вызывая новыепотребности, создает необходимые условия для полного удовлетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей.

Кроме того, такое  расширение производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление, большие потери;

2) быстрого и эффективного создания и реализации новшеств, их ассортиментной широты и масштабности нововведений (инноваций).

Второй источник – нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей.

Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации)– это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.

Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики. Об этом и о необходимости активизацииинновационной деятельности свидетельствуют следующие данные.

В промышленно  развитых странах 70–85 % валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет инноваций, новшеств. Отметим, что в начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55–65 %. В России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25–30 %. В настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых странах – 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6–9 % промышленных предприятий, а в промышленно развитых странах 35–40 %.

В России 60 % увеличения ВВП происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоящее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновационной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3–0,5 %, в то время как доля Германии – 17 %, США – 36, Японии – 32 %. При этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте России составляет 3–4 %, в Китае – 22, Южной Корее – 38, Венгрии – 25 %. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инновационный путь развития, – 1 млн долл.

 

 

1.3 Инновационная инфраструктура  и её характеристика.

 

Рассмотрим отдельные элементы инфраструктуры и иххарактеристики.

1. Производственно-технологическая  инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-технологические центры, технологические кластеры и др.

Технопарк (ТП) сдает свои площади инновационным  предприятиям на лучших условиях, чем  просто коммерческая аренда. Кроме  аренды, здесь на льготных условиях предоставляется также набор  общих услуг (факс, телефон, доступ в  Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические  услуги и пр.). Опыт работы ТП показывает правильность стратегии и ее высокую  эффективность. Кроме того, здесь  за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями  рождаются новые проекты, новые  решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в ТП отсутствуют  условия для ведения теневой  деятельности.

Организация этих структур реализуется через  обустройство территории, оснащенной необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия (МП) могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант – организация ТП на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

В последнее время стала модной организация кластеров – совокупности предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями.

Центры  коллективного пользования производственным оборудованием. Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве по этой причине оказывается отсеченным огромное количество малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

Организация центров коллективного  пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству предприятий доступ к  современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу российской экономики  на инновационный путь развития.

2. Консалтинговая инфраструктура – это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах, ведь именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

Информация о работе Роль инноваций в рыночной экономике