Основными задачами Стратегии являются:
- развитие кадрового потенциала в сфере
науки, образования, технологий и инноваций;
- повышение инновационной активности
бизнеса и ускорение появления новых инновационных
компаний;
- максимально широкое внедрение в деятельность
органов государственного управления
современных инновационных технологий;
- формирование сбалансированного и устойчиво
развивающегося сектора исследований
и разработок;
- обеспечение открытости национальной
инновационной системы и экономики, а также
интеграции России в мировые процессы
создания и использования нововведений;
- активизация деятельности по реализации
инновационной политики, осуществляемой
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и муниципальными
образованиями.
- Решение задачи развития кадрового потенциала
в сфере науки, образования, технологий
и инноваций включает в себя осуществление
следующих мероприятий:
- создание эффективных материальных и
моральных стимулов для притока наиболее
квалифицированных специалистов, активных
предпринимателей, творческой молодежи
в сектора экономики, определяющие ее
инновационное развитие, а также в обеспечивающие
это развитие образование и науку;
- повышение восприимчивости населения
к инновациям - инновационным продуктам
и технологиям;
- увеличение численности инновационных
предпринимателей;
- создание в обществе атмосферы терпимости
к риску;
- пропаганда инновационного предпринимательства
и научно-технической деятельности;
адаптация системы
образования с целью формирования
у населения с детства необходимых
для инновационного общества и инновационной
экономики знаний, компетенций, навыков
и моделей поведения, а также
формирование системы непрерывного
образования.
2.2 Основные функции государственных
органов в инновационной сфере.
Под государственной
инновационной политикой понимается
комплекс целей, а также методов
воздействия государственных структур
на экономику и общество в целом,
связанных с инициированием и
повышением экономической и социальной
эффективности инновационных процессов.
Инновационная политика призвана обеспечить
увеличение валового внутреннего продукта
страны за счет освоения производства
принципиально новых видов продукции
и технологий на базе развития научно-технического
потенциала, создания системы коммерческих
форм взаимодействия науки и производства
[1].
Меры государственной
инновационной политики можно разделить
на создающие благоприятную для
инноваций социально-экономическую
среду и непосредственно инициирующие
и регулирующие инновационные процессы.
Наиболее важные
функции государственных органов
по регулированию инноваций:
1. Координация инновационной
деятельности.
2. Аккумулирование средств
на научные исследования и
инновации.
3. Стимулирование инноваций.
4. Создание правовой
базы инновационных процессов.
5. Кадровое обеспечение
инноваций.
6. Формирование научно-инновационной
инфраструктуры.
7. Развитие малого инновационного
предпринимательства.
8. Региональное регулирование
инновационных процессов.
9. Регулирование международных
аспектов инновационных процессов.
10. Реализация инвестиционной
политики в отраслях промышленности
и науки.
При выполнении
этих функций перед государством
встают задачи по созданию экономических,
правовых и организационных условий
для инновационной деятельности,
повышению конкурентоспособности
продукции отечественных товаропроизводителей,
расширение государственной поддержки
инновационной деятельности, осуществлению
мер по поддержке отечественной
инновационной продукции на международном
рынке и по развитию экспортного
потенциала РФ [2].
С 1 января 2010 г. Градостроительным
Кодексом РФ установлена новая форма
допуска организаций к деятельности
в сфере строительства: вместо лицензирования
- членство в саморегулируемых организациях
(СРО). Необходимость этой меры связана
не только с выполнением определенных
формальных требований к членству в СРО
в строительной сфере, но, прежде всего,
с серьезной озабоченностью качеством
и безопасностью строительных работ, особенно
со стороны широко распространенных в
строительной отрасли России небольших
строительных организаций.
Для выполнения
соответствующих функций при
внедрении СМК прежде всего необходимо
соблюдение требований стандарта ISO 9001:2008
к обеспечению компетентности персонала,
качества проведения проектных работ,
качества используемых в строительстве
технологических процессов, обеспечению
качества материалов и комплектующих,
используемых в строительстве.
К сожалению, часть
объективно существующих в России особенностей
работы строительных организаций препятствует
в ряде случаев созданию современных
СМК, которые отвечают международным,
минимально необходимым в настоящее
время требованиям к СМК организаций
различного профиля и сфер деятельности,
разработанным мировым сообществом
в рамках ISO.
К числу этих
особенностей относятся:
-традиционное отсутствие
в строительных организациях
России развитого документооборота,
что мешает как внедрению в
СМК совершенно необходимых документированных
процедур, так и ведению необходимой
номенклатуры управляемых в СМК
записей;
-высокая текучесть и
квалификационная неоднородность
кадров, что, во-первых, препятствует
традиционному соблюдению в организации
недокументированных процедур, принципов
и требований, направленных на
обеспечение и повышение качества
продукции, качества и безопасности
строительных работ, и, во-вторых,
создает сложности обучения и
усвоения нестабильным коллективом
необходимых знаний, навыков, а
также методов при выполнении
строительных работ. В наибольшей
степени эти особенности проявляются
для небольших строительных организаций,
для которых внедрение современных
СМК наиболее важно и актуально.
Выводы:
1. Решение задачи соответствия
СМК строительных организаций
требованиям стандарта ISO 9001:2008 в
условиях самоорганизации, а также
с учетом специфических условий
работы строительных организаций
в России в значительной мере
зависит от построения корпоративных
СМК, включая СМК СРО и СМК членов СРО,
совместно решающих эту задачу.
2.
Разработка и внедрение корпоративных
СМК в строительстве позволит
существенно снизить совокупные
затраты на разработку, внедрение
и функционирование СМК для
организаций-членов СРО, а также
снизить совокупные затраты на
сертификацию СМК строительных
организаций-членов СРО на соответствие
требованиям стандарта ISO 9001:2008
Заключение.
Делая вывод, нужно заметить, что
роль инноваций в современной
экономике значительно возросла.
Без применения инноваций практически
невозможно создать конкурентноспособную
продукцию, имеющую высокую степень
наукоемкости и новизны. Таким образом,
в рыночной экономике инновации
представляют собой эффективное
средство конкурентной борьбы, так
как ведут к созданию новых
потребностей, к снижению себестоимости
продукции, к притоку инвестиций,
к повышению рейтинга производителя
новых продуктов, к открытию и
захвату новых рынков, в том
числе и внешних. Инновационная
деятельность является одним из перспективных
видов предпринимательской деятельности,
поскольку она связана с высокими
технологиями, способными давать значительный
экономический эффект. Вместе с тем
инновационная деятельность - это
один из самых рисковых видов предпринимательства,
поскольку она основывается на рисковых
начинаниях. Данным обстоятельством
и предопределяется роль государственного
регулирования в названной сфере,
главная цель которого должна состоять
в том, чтобы заинтересовать субъектов
предпринимательской деятельности
в инновационных начинаниях, а
также по возможности снизить
фактор рисков. Отсюда вытекает, что
основными формами государственного
регулирования инновационной деятельности
должны быть экономические и правовые
меры воздействия, а также государственная
поддержка и защита ее субъектов.
Инновационную деятельность не следует
обязательно связывать преимущественно
с малым предпринимательством, как
нередко делается сейчас, хотя зачастую
именно малый бизнес в большей
мере ориентирован на оперативное использование
нововведений для получения высокого
коммерческого результата, тем более
что инновационная деятельность
- это такое использование нововведения,
которое непосредственно к нему
примыкает и следует за выявлением
и получением (приобретением) новшества.
Список литературы.
1.
Ермасов С.В. Финансовое стимулирование
инновационной деятельности. – СПЭА, 1997;
2.
Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент.
– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009;
3.
Кокурин Д.И. Инновационная деятельность.
– М.: Экзамен, 2001;
4.
Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине
«Инновационный менеджмент» МГУИЭ. –
М.: 2001;
5.
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.-
М.:ИНФРА-М,2008;
6.
Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный
менеджмент: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,
2009;
7.Попов
В.Л. Управление инновационными проектами.-
М.:ИНФРА- М, 2009;
8.
Петров В.В. Инновационный менеджмент.-
М.: ИНФРА-М, 2008.
9.
Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство
в переходный период России к рынку. –
М.,1993;
10.
Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства//
Вопросы Экономики. – М., 1999 - №2;