Роль инноваций в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

М-41.Ведутенко.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

Основными задачами Стратегии являются:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
  • максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
  • активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
  • Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
  • создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
  • повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
  • увеличение численности инновационных предпринимателей;
  • создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
  • пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

адаптация системы  образования с целью формирования у населения с детства необходимых  для инновационного общества и инновационной  экономики знаний, компетенций, навыков  и моделей поведения, а также  формирование системы непрерывного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные функции государственных  органов в инновационной сфере.

 

Под государственной  инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов  воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и  повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции  и технологий на базе развития научно-технического потенциала, создания системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства [1].

Меры государственной  инновационной политики можно разделить  на создающие благоприятную для  инноваций социально-экономическую  среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

Наиболее важные функции государственных органов  по регулированию инноваций:

1. Координация инновационной  деятельности.

2. Аккумулирование средств  на научные исследования и  инновации.

3. Стимулирование инноваций.

4. Создание правовой  базы инновационных процессов.

5. Кадровое обеспечение  инноваций.

6. Формирование научно-инновационной  инфраструктуры.

7. Развитие малого инновационного  предпринимательства.

8. Региональное регулирование  инновационных процессов.

9. Регулирование международных  аспектов инновационных процессов.

10. Реализация инвестиционной  политики в отраслях промышленности  и науки.

При выполнении этих функций перед государством встают задачи по созданию экономических, правовых и организационных условий  для инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей, расширение государственной поддержки  инновационной деятельности, осуществлению  мер по поддержке отечественной  инновационной продукции на международном  рынке и по развитию экспортного  потенциала РФ [2].

С 1 января 2010 г. Градостроительным  Кодексом РФ установлена новая форма  допуска организаций к деятельности в сфере строительства: вместо лицензирования - членство в саморегулируемых организациях (СРО). Необходимость этой меры связана не только с выполнением определенных формальных требований к членству в СРО в строительной сфере, но, прежде всего, с серьезной озабоченностью качеством и безопасностью строительных работ, особенно со стороны широко распространенных в строительной отрасли России небольших строительных организаций.

Для выполнения соответствующих функций при  внедрении СМК прежде всего необходимо соблюдение требований стандарта ISO 9001:2008 к обеспечению компетентности персонала, качества проведения проектных работ, качества используемых в строительстве  технологических процессов, обеспечению  качества материалов и комплектующих, используемых в строительстве.

К сожалению, часть  объективно существующих в России особенностей работы строительных организаций препятствует в ряде случаев созданию современных  СМК, которые отвечают международным, минимально необходимым в настоящее  время требованиям к СМК организаций  различного профиля и сфер деятельности, разработанным мировым сообществом  в рамках ISO.

К числу этих особенностей относятся:

-традиционное отсутствие  в строительных организациях  России развитого документооборота, что мешает как внедрению в  СМК совершенно необходимых документированных  процедур, так и ведению необходимой  номенклатуры управляемых в СМК  записей;

-высокая текучесть и  квалификационная неоднородность  кадров, что, во-первых, препятствует  традиционному соблюдению в организации  недокументированных процедур, принципов  и требований, направленных на  обеспечение и повышение качества  продукции, качества и безопасности  строительных работ, и, во-вторых, создает сложности обучения и  усвоения нестабильным коллективом  необходимых знаний, навыков, а  также методов при выполнении  строительных работ. В наибольшей  степени эти особенности проявляются  для небольших строительных организаций,  для которых внедрение современных  СМК наиболее важно и актуально.

Выводы:

1. Решение задачи соответствия  СМК строительных организаций  требованиям стандарта ISO 9001:2008 в  условиях самоорганизации, а также  с учетом специфических условий  работы строительных организаций  в России в значительной мере зависит от построения корпоративных СМК, включая СМК СРО и СМК членов СРО, совместно решающих эту задачу.

2. Разработка и внедрение корпоративных  СМК в строительстве позволит  существенно снизить совокупные  затраты на разработку, внедрение  и функционирование СМК для  организаций-членов СРО, а также  снизить совокупные затраты на  сертификацию СМК строительных  организаций-членов СРО на соответствие  требованиям стандарта ISO 9001:2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Делая вывод, нужно заметить, что  роль инноваций в современной  экономике значительно возросла. Без применения инноваций практически  невозможно создать конкурентноспособную продукцию, имеющую высокую степень  наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы, так  как ведут к созданию новых  потребностей, к снижению себестоимости  продукции, к притоку инвестиций, к повышению рейтинга производителя  новых продуктов, к открытию и  захвату новых рынков, в том  числе и внешних. Инновационная  деятельность является одним из перспективных  видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем  инновационная деятельность - это  один из самых рисковых видов предпринимательства, поскольку она основывается на рисковых начинаниях. Данным обстоятельством  и предопределяется роль государственного регулирования в названной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов  предпринимательской деятельности в инновационных начинаниях, а  также по возможности снизить  фактор рисков. Отсюда вытекает, что  основными формами государственного регулирования инновационной деятельности должны быть экономические и правовые меры воздействия, а также государственная  поддержка и защита ее субъектов.

Инновационную деятельность не следует  обязательно связывать преимущественно  с малым предпринимательством, как  нередко делается сейчас, хотя зачастую именно малый бизнес в большей  мере ориентирован на оперативное использование  нововведений для получения высокого коммерческого результата, тем более  что инновационная деятельность - это такое использование нововведения, которое непосредственно к нему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества.

 

Список литературы.

 

1. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности. – СПЭА, 1997;

2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009;

3. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001;

4. Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001;

5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.- М.:ИНФРА-М,2008;

6. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009;

7.Попов В.Л. Управление инновационными проектами.- М.:ИНФРА- М, 2009;

8. Петров В.В. Инновационный менеджмент.- М.: ИНФРА-М, 2008.

9. Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. – М.,1993;

10. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 1999 - №2;

 

 


Информация о работе Роль инноваций в рыночной экономике