Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:00, реферат

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом. На пути к достижению цели необходимо решить следующие задачи: подробно изучить историю становления малого бизнеса в России; описать текущую ситуацию на рынке малого бизнеса (далее МБ) в России; выявить основные проблемы МБ в России; выявить возможные перспективы развития МБ в России. Решая поставленные задачи, предполагается использование следующих методов исследования: анализ исторических данных; анализ первичной информации, законодательных актов и новостей.

Файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы развития малого Бизнеса в России.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

Успехи RSBF в России в области  кредитования малых предприятий  послужили примером для программ микрофинансирования в Болгарии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Украине.                                             

2.4 Инновационная роль  малого бизнеса  

Иновационная роль малого бизнеса часто реализуется в коо с КП.

Помимо производственной кооперации, о ко говорилось выше, существует аналогичное разделе труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями - венчурными МП, которые занимаются поиском принципа новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя до и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.

Кооперация в сфере НИОКР  позволяет КП значительно сократить период разработки принципиально новых видах продукции (нередко с 10-15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на КП, а затраты на одного инженера или исследователя - вдвое ниже. Поэтому венчурное предпринимательство получает широкое распространение. Концерн «Дженерал электрике», например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирма, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные пред огромные средства: ежегодный объем капиталовло жжений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Велико, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд. ЭКЮ.

Однако определенная часть МП пытается вести само инвестиционную

деятельность, в чем ей ока поддержку  государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспектив в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правительств финансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действу программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления тех, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различными способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры - бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является «вы» технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших тех во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для МП не финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

Схема инновационной деятельности

2.5 Прогноз перспективного развития малого бизнеса 

Хотя задача прогнозирования  малого предпринимательства представляет значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она должного отражения не получила. Б программных документах Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и в периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния малого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом прежде всего потому, что отсутствует ссылка на использованный метод прогнозирования и его информационную базу. Так, в Основных направлений развития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРП в 1996 г., число МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000 г. - 1400 – 1600 тыс. Этот не самый оптимистический из существующих прогнозов к началу 2000 г. значительно разошелся с динами статистических данных.

 Собственный бизнес в России – большое дело.  Молодого предпринимателя поджидают сотни трудностей: большой риск, большие затраты, новые заботы и головная боль. Но,  при всем при этом,  есть и большие плюсы, главным из которых является – большие перспективы и надежды со стороны государства на малый бизнес.

     В последнее время  в экономической политике России  все больший акцент делается  на развитие    малого и  среднего бизнеса, молодежного  предпринимательства и инновационных  проектов. Инновации – двигатель экономики,  именно они позволят диверсифицировать экономику и  сделать ее рост более эффективной, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня жизни населения.

    Все чаще в прессе  стали появляться сообщения со  стороны структур отвечающих за поддержку и развитие предпринимательства в России, что для  успешного развития этого сектора экономики нужно создать максимально комфортные условия путем сокращения административных барьеров для вновь открывающихся объектов малого бизнеса, и оградить уже действующие предприятия от многочисленных проверок  и контролирующих органов.  Развитию малого предпринимательства  должно способствовать открытие бизнес-инкубаторов и технопарков,  увеличение объемов финансирования инвестиционных проектов через венчурные фонды и банковские структуры. Как заявил столичный мэр Ю. Лужков « в каждом новом московском районе должен строится технопарк».

В 2009 году Росстатом  планируется  проведение переписи малого бизнеса.   С чем связанно такое внимание к малому бизнесу?   Дело в том, что в большинстве стран малый бизнес - это основа среднего класса. Заинтересованность  государства в развитии малого бизнеса связана   с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

Итак, если Вы решили свою мечту сделать реальностью и открыть собственное дело, вы можете рассчитывать на финансовую, имущественную, материальную помощь ряда организаций:

- Департамент поддержки и развития  малого предпринимательства;

- Фонд содействия кредитования  малого бизнеса Москвы;

- Общественно-экспертный совет;

- Союзы предпринимателей.

Количество организаций входящих  в данную инфраструктуру достаточно велико, и с каждым годом их количество увеличивается.  Благодаря их  участию в усовершенствовании законодательной  базы для большинства собственный бизнес стал реальностью.

        

 

 

Заключение

В этой курсовой дана характеристика МБ в России в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

   Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, выясняется, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

   Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

   Что же касается сферы  деятельности, то малый бизнес  имеет свою нишу в экономике,  которая обеспечивает наиболее  эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами,  так и с отдельным человеком.  Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

   Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются  их размером. Отсюда вытекает  и особая роль руководителя, и  небольшой рынок сбыта, и исключительная  гибкость в предоставлении товаров  и услуг и высокая доля  оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

  Исходя из особенностей определяют  и функции: экономическая, характеризуется  очень высоким процентом в  общем количестве предприятий  и в ВВП, а также инновационной  деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

   Говоря о малом бизнесе  надо сказать, что он наиболее  эффективен лишь при взаимодействии  с крупными предприятиями и  наоборот. Это единое целое, из  которого нельзя исключать отдельные части.

  Выясняется, что на данном этапе развития МБ в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

   Говоря о  взаимоотношениях  малого бизнеса и государства,  можно заметить, что  здесь  происходит монолог со стороны  государства, которое не хочет  услышать малый бизнес и вывести  взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

   Подводя итог, можно сказать,  что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства  к этой сфере экономики зависит  и развитие всей России в целом.                                                                                      

 

 

  Список использованной литературы  

 

1.Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. – М., Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 – 864с

2.Сергеев И.В. Экономика предприятия, 2005г.

3.Анискин Ю.П. Организацияи управление в малом бизнесе, 2009г.

4.Пелих А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности, 2006г.

5. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2010.

6. Крутик А.Б., Горенбургов. Малое предпринимательство и бизнес-коммуикации. Учеб.пособие 1998 г

7. Горобцова Л.П.,Краюхин Г.А., Кускова Т.А.,Ли И.В, Осипов Д.Т. Экономика предприятия. Ч.2. Ресурсы предприятия: Учеб. Пособие, 2000г.

8. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. Пособие,1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса в России