Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:00, реферат
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом. На пути к достижению цели необходимо решить следующие задачи: подробно изучить историю становления малого бизнеса в России; описать текущую ситуацию на рынке малого бизнеса (далее МБ) в России; выявить основные проблемы МБ в России; выявить возможные перспективы развития МБ в России. Решая поставленные задачи, предполагается использование следующих методов исследования: анализ исторических данных; анализ первичной информации, законодательных актов и новостей.
Успехи RSBF в России в области
кредитования малых предприятий
послужили примером для программ
микрофинансирования в Болгарии, Казахстане,
Кыргызстане, Молдове и Украине.
Иновационная роль малого бизнеса часто реализуется в коо с КП.
Помимо производственной кооперации, о ко говорилось выше, существует аналогичное разделе труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями - венчурными МП, которые занимаются поиском принципа новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя до и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.
Кооперация в сфере НИОКР позволяет КП значительно сократить период разработки принципиально новых видах продукции (нередко с 10-15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на КП, а затраты на одного инженера или исследователя - вдвое ниже. Поэтому венчурное предпринимательство получает широкое распространение. Концерн «Дженерал электрике», например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирма, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные пред огромные средства: ежегодный объем капиталовло жжений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Велико, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд. ЭКЮ.
Однако определенная часть МП пытается вести само инвестиционную
деятельность, в чем ей ока поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспектив в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правительств финансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действу программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления тех, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различными способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры - бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является «вы» технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших тех во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для МП не финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.
Схема инновационной деятельности
Хотя задача прогнозирования малого предпринимательства представляет значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она должного отражения не получила. Б программных документах Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и в периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния малого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом прежде всего потому, что отсутствует ссылка на использованный метод прогнозирования и его информационную базу. Так, в Основных направлений развития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРП в 1996 г., число МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000 г. - 1400 – 1600 тыс. Этот не самый оптимистический из существующих прогнозов к началу 2000 г. значительно разошелся с динами статистических данных.
Собственный бизнес в России – большое дело. Молодого предпринимателя поджидают сотни трудностей: большой риск, большие затраты, новые заботы и головная боль. Но, при всем при этом, есть и большие плюсы, главным из которых является – большие перспективы и надежды со стороны государства на малый бизнес.
В последнее время
в экономической политике
Все чаще в прессе стали появляться сообщения со стороны структур отвечающих за поддержку и развитие предпринимательства в России, что для успешного развития этого сектора экономики нужно создать максимально комфортные условия путем сокращения административных барьеров для вновь открывающихся объектов малого бизнеса, и оградить уже действующие предприятия от многочисленных проверок и контролирующих органов. Развитию малого предпринимательства должно способствовать открытие бизнес-инкубаторов и технопарков, увеличение объемов финансирования инвестиционных проектов через венчурные фонды и банковские структуры. Как заявил столичный мэр Ю. Лужков « в каждом новом московском районе должен строится технопарк».
В 2009 году Росстатом планируется проведение переписи малого бизнеса. С чем связанно такое внимание к малому бизнесу? Дело в том, что в большинстве стран малый бизнес - это основа среднего класса. Заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.
Итак, если Вы решили свою мечту сделать реальностью и открыть собственное дело, вы можете рассчитывать на финансовую, имущественную, материальную помощь ряда организаций:
- Департамент поддержки и
- Фонд содействия кредитования малого бизнеса Москвы;
- Общественно-экспертный совет;
- Союзы предпринимателей.
Количество организаций
Заключение
В этой курсовой дана характеристика МБ в России в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.
Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, выясняется, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы
деятельности, то малый бизнес
имеет свою нишу в экономике,
которая обеспечивает наиболее
эффективную отдачу от работы,
как с целыми предприятиями-
Особенности малых фирм,
в первую очередь,
Исходя из особенностей
Говоря о малом бизнесе
надо сказать, что он наиболее
эффективен лишь при
Выясняется, что на данном этапе развития МБ в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях
малого бизнеса и государства,
можно заметить, что здесь
происходит монолог со стороны
государства, которое не хочет
услышать малый бизнес и
Подводя итог, можно сказать,
что малый бизнес в России -
уже реальность, от его развития,
от отношения общества и
1.Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. – М., Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 – 864с
2.Сергеев И.В. Экономика предприятия, 2005г.
3.Анискин Ю.П. Организацияи управление в малом бизнесе, 2009г.
4.Пелих А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности, 2006г.
5. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2010.
6. Крутик А.Б., Горенбургов. Малое предпринимательство и бизнес-коммуикации. Учеб.пособие 1998 г
7. Горобцова Л.П.,Краюхин Г.А., Кускова Т.А.,Ли И.В, Осипов Д.Т. Экономика предприятия. Ч.2. Ресурсы предприятия: Учеб. Пособие, 2000г.
8. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. Пособие,1999г.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса в России