Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:00, реферат
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом. На пути к достижению цели необходимо решить следующие задачи: подробно изучить историю становления малого бизнеса в России; описать текущую ситуацию на рынке малого бизнеса (далее МБ) в России; выявить основные проблемы МБ в России; выявить возможные перспективы развития МБ в России. Решая поставленные задачи, предполагается использование следующих методов исследования: анализ исторических данных; анализ первичной информации, законодательных актов и новостей.
Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех
выше названных является проблема,
главным образом представляющая
отношения малого бизнеса и государства.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного
содействия малым предприятиям в
большинстве промышленно
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
Рассматривая законодательные документы, необходимо отметить, что регламентирование деятельности малых предприятий осуществляется в хронологическом порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении.
К более поздним нормативным документам относятся:
Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
Эти нормативные документы
составили правовое поле государственного
регулирования
Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление Правительства РФ «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления их государственной поддержки.
Особую роль в развитии
малых предприятий сыграл закон
РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база, хотя и слабая существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики.
Представителей банков смущает
отсутствие залогового обеспечения,
незначительный масштаб бизнеса, который
затрудняет оценку его состояния, низкое
качество проработки бизнес-планов и низкий
уровень грамотности заемщика для надлежащего
оформления необходимых документов.
Представители малого бизнеса зачастую
не могут воспользоваться "заманчивыми"
предложениями банков из-за высоких процентных
ставок, коротких сроков погашения, отсутствия
стартового капитала, сложности и длительности
процедуры получения кредита. Кроме того,
малый бизнес неохотно отражает реальные
финансовые результаты в отчетности, что
снижает вероятность получения кредита
на пополнение оборотных средств и инвестиционные
цели.
Такова сегодняшняя ситуация в сфере банковского
кредитования малого бизнеса. Впрочем,
за последние несколько лет на российском
рынке стали появляться кредиторы (в частности
ОАО «УралСиб»), готовые идти навстречу
предпринимателям.
Помимо небольших региональных банков, уже укрепившихся на этом рынке и целенаправленно работающие с предпринимательством, крупные банки стали активно выходить на этот рынок. По данным Ассоциации российских банков, не менее 80 крупных банков уже имеют программы кредитования малого бизнеса. Причина очевидна - крупный российский бизнес поделен, а высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования. В то же время кредитование малого бизнеса имеет достаточно высокие показатели доходности.
Кто станет лидером по кредитованию малого бизнеса - федеральные или местные банки - сказать сложно. Заметной тенденцией в последнее время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны "дочек" иностранных банков. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они выглядят слабее более гибких российских банков. Тем не менее, через некоторое время и зарубежные игроки смогут составить достойную конкуренцию отечественным. Помочь им в этом могут заниженные процентные ставки.
Эксперты уверяют, что через 4-5 лет ситуация с банковским кредитованием малого бизнеса в России изменится. Дальнейшее развитие финансирования малого бизнеса приведет к тому, что кредитные продукты станут более доступными - сроки кредитования вырастут, процентные ставки снизятся, требования к потенциальным заемщикам станут более мягкими.
Проектное финансирование
Осуществляется посредством финансового лизинга дорогостоящих и сложных проектов, связанных с приобретением оборудования. Риск проектного финансирования состоит в том, что можно потратить до полугода на рассмотрение банком документов и получить отказ. Из-за потери времени на поиск финансирования может быть сорвано выполнение проекта. Дело в том, что бизнес-план является главным документом при рассмотрении проектного финансирования. Он должен позволять оценить все риски, для этого требуется его максимальная детализация.
Коммерческая ипотека
Ипотечный кредит выдается предпринимателям на покупку нежилых помещений: склада, офиса и т.д. Смысл коммерческой ипотеки заключается в том, чтобы кредитовать покупку коммерческой недвижимости под ее же залог. В отличие от жилищного кредитования, коммерческая ипотека имеет короткие сроки погашения кредита.
Кредит на открытие бизнеса
Найти банк, который с радостью будет выдавать кредиты на открытие бизнеса, очень сложно. Тем не менее, ОАО «Уралсиб» все же предлагают такую форму кредита.
Кредит на развитие бизнеса
Или "кредит на пополнение оборотных средств" в форме кредитов, возобновляемых и не возобновляемых кредитных линий. Такие кредитные линии достаточно распространены среди предпринимателей. Кредит на развитие бизнеса является наиболее простым видом финансирования.
Кредит на покупку основных средств
Кредит на покупку основных средств, автотранспорта, спецтехники, недвижимости - другая форма кредитования предпринимателей. Погашение происходит обычно равными долями по графику, согласованному с заёмщиком. Залогом выступают товары в обороте, оборудование, автотранспорт, спецтехника, недвижимость, в том числе приобретаемое на кредитные средства. Важное требование к заемщику - наличие доходов от предпринимательской деятельности (выручки от реализации товаров, работ, услуг) в течение последнего года.
Инвестиционное кредитование
В последнее время небольшие производственные компании все чаще интересуются инвестиционным кредитованием. Инвестиционный кредит - это кредит под конкретную инвестиционную программу. Инвестиционный кредит привлекается на срок от 3 до 10 лет для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Заемщик должен предоставить в банк бизнес-план инвестиционного проекта и финансовую отчетность за последние годы. Залогом по кредиту являются имеющиеся активы. Основные направления использования инвестиционного кредита: приобретение основных средств; модернизации или реконструкции производства; создание новых производственных мощностей.
Как видно из этого далеко не полного перечня, предпринимателю действительно есть, из чего выбрать. ОАО «УралСиб» готов предложить небольшой компании несколько видов кредитных продуктов: все они отличаются характерными суммами кредитов, сроками рассмотрения, залоговым обеспечением (оно может быть необязательным) и способами оценки банковских рисков (скоринговая система или индивидуальный подход). При выборе главное - внимательнейшее изучение условий кредитования.
Фонд поддержки малого бизнеса в России (RSBF) был создан Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 1994 году для оказания финансовой поддержки сектору малого бизнеса России. При содействии стран Большой Семерки и Швейцарии был организован фонд в размере 300 млн. долларов США, половину из которых предоставил ЕБРР, а вторая половина поступила от стран Большой Семерки. В июле 2001 года размер фонда был увеличен на 150 млн. долларов США с целью дальнейшего расширения операций ФПМБ.
Цели RSBF: предоставление финансирования микро- и малым предприятиям, которые, как правило, не имеют возможности получить кредит из других источников; - расширение возможностей российских банков по кредитованию микро- и малых предприятий с целью создания для последних устойчивого долговременного доступа к финансированию. Для осуществления поставленных задач ЕБРР напрямую выделяет кредитные ресурсы российским банкам-партнерам, которые затем выдают кредиты конечным заемщикам - предприятиям малого бизнеса. В настоящее время кредиты выдаются в больших и малых городах предпринимателям, работающим в самых разных отраслях экономики – от мелких торговых точек до производства высокотехнологичного медицинского оборудования, и география операций охватывает практически все административные регионы России. К середине 2006 года Фонд поддержки малого бизнеса выдал более 300.000 кредитов на сумму свыше 2,5 миллиардов долл. США. Эффективность кредитной технологии, применяемой в рамках Программы, подтверждается устойчиво низким уровнем просрочек по кредитам (около 1% сальдо кредитной задолженности) и большим числом выдаваемых кредитов.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса в России