Новая образовательная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:28, доклад

Краткое описание

Новая образовательная модель, включающая в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идей «образования через всю жизнь». Образование через всю жизнь (Lifelong Learning — в течение всей жизни) охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать из числа учебных сред, видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения (компетенцию) и использовать их оптимально.

Файлы: 1 файл

Болонский процесс.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

      Главная идея нового подхода состоит в  том, что непрерывное образование  перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно  становится основополагающим принципом  образовательной системы и участия  в ней человека на протяжении всего  непрерывного процесса его учебной  деятельности. В ближайшее десятилетие  этот принцип должен быть полностью  реализован в европейских странах. С помощью системы непрерывного образования все жители Европы должны получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических  перемен и активно участвовать  в формировании будущего Европы. 

      Непрерывное образование - время действовать 

      Почему  непрерывное образование принимает  столь огромное значение в странах  ЕС именно сейчас? Для этого есть две основные причины:

        Европа стала "обществом, основанном  на знании" (knowledge-based society). Это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки необходимые для этого становятся решающим фактором европейского развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.

        Европейцы живут в сложной  социально-политической среде, где  полноценное развитие личности  становится невозможным без умения  активно участвовать в общественных  процессах и адаптироваться к  культурному, этническому и языковому  разнообразию. И лишь образование  в самом широком понимании  этого процесса может помочь  успешно справиться с этой  задачей. 

      Эти два аспекта социально-экономических  перемен тесно взаимосвязаны. Они  определяют две главные цели непрерывного образования: активная гражданская  позиция и конкурентоспособность  на рынке труда. Участие в гражданском  обществе практически невозможно без  успешной профессиональной карьеры, поскольку  она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни. Таким образом, занятость становится важным параметром развития гражданского общества и благосостояния Европы в  целом. Однако и успех на рынке  труда, и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков и доступа  к современным знаниям. Именно на это должны быть нацелены сегодня  и усилия государств-членов ЕС, и  действия местных организаций - социальных партнеров, и стремления каждого  отдельного человека, который, в конечном счете, и является главным действующим  лицом в системе непрерывного образования. 

      Значение  непрерывного образования было подчеркнуто  на самом высоком уровне - главы  государств ЕС договорились, что в  ближайшем десятилетии Европейский  Союз должен показать пример всему  миру, успешно реализуя задачи экономического развития и достигая при этом социального  единства (social cohesion). Особо выделяя, что "человек является главным европейским достоянием и, следовательно, центральным элементом любой политической деятельности ЕС", документы европейских саммитов заключают, что образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям 21-го века, и "непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости". ** 

      Такой вывод стал естественным итогом предыдущих десяти лет, когда непрерывное образование  заняло прочное место в повестке дня ЕС. В начале 90-х Европа столкнулась  с серьезными экономическими проблемами, вызванными изменениями в производственных, торговых и инвестиционных моделях. Это привело к росту структурной  безработицы и большому разрыву  в профессиональных навыках и  умениях. Решить эти проблемы без  образования не представлялось возможным. 1996 год, объявленный Европейским  годом непрерывного образования, помог  привлечь внимание политиков к новым  требованиям времени. В середине 90-х стало также ясно, что непрерывное  образование может стать не только ключом к решению проблем занятости, но и серьезным фактором социального  единства. При этом личность и ее потребности должны стать центром  любой системы образования и  обучения. Это же было впервые признано на международном уровне на встрече "большой восьмерки".***  

      Таким образом, государства Европы пришли к единому пониманию необходимости  непрерывного образования, однако до сих  пор это не было выражено в конкретной программе действий. Настало время сделать это. 

      К гражданскому обществу через непрерывное  образование 

      Сегодня Европа переживает перемены сравнимые  разве что с промышленной революцией. Цифровые технологии, биотехнологии, развитие коммуникационных сетей, расширение торговли - все это дает больше возможностей для развития личности, но и содержит огромный риск. У людей появляется больше свободы в формировании своего образа жизни, однако, это налагает на них все большую ответственность  за свою собственную жизнь. Все сильнее  увеличивается разрыв между теми, кто преуспевают на рынке труда, постоянно поддерживая и обновляя свои навыки, и теми, кто безнадежно отстают, не поспевая за стремительно растущими профессиональными требованиями. Все эти перемены можно в сумме  описать как переход к "обществу, основанному на знании" или информационному  обществу, т.е. такому, где основу экономики  составляют нематериальные товары и  услуги и где знания и умения приобретают  первостепенное значение. В таком  обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами  своей судьбы и активными гражданами общества. И лучший способ сделать  это - образование длиною в жизнь. 

      Те  знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю  оставшуюся жизнь. И даже периодическое  повышение квалификации еще не является решением проблемы. Непрерывное образование  рассматривает процесс обучения как постоянный континуум "от колыбели до смерти". И его основой служат те базовые навыки, которые человек  получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно. 

      Однако, чтобы поддержать такое желание, человеку необходим позитивный учебный  опыт в молодом возрасте, а также  практические возможности продолжить свое обучение. Люди вряд ли захотят  учиться дальше, если они имели  негативный опыт в школе или вузе, если образовательные учреждения находятся  далеко от дома или работают в неудобные  часы, или если используемые методы не учитывают опыт взрослого учащегося  и его личностные и культурные особенности. Таким образом, личная мотивация к учению и наличие  разнообразных образовательных  ресурсов являются ключевыми факторами  непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, согбенно, среди тех, кто до сих  пор был неактивно вовлечен в  процесс обучения. 

      Существуют  три вида образовательной деятельности:

      формальное  образование, завершающееся выдачей  общепризнанного диплома или  аттестата;

      неформальное  образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в  образовательных учреждениях или  общественных организациях, клубах и  кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или  тренером;

      информальное  образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая  целенаправленный характер. 

      До  сих пор, при формировании политики в области образования учитывалось  лишь формальное образование, а остальным  двум категориям не уделялось практически  никакого внимания. Континуум непрерывного образования делает неформальное и  информальное образование равноправными  участниками процесса обучения. К  примеру, то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего  пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования  и доказывает его огромные резервы. Термин "образование длиною в  жизнь" выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно  появился термин "образование шириною  в жизнь" (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное. Он напоминает нам о том, что обучение может быть одновременно приятным и полезным и происходить как в образовательном учреждении, так и в семье, в компании друзей, на рабочем месте или в клубе по интересам. 
 

      Формируя  политику в области непрерывного образования, европейские страны все  более обращают внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося  рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. В настоящее время  пересматриваются традиционные представления  о разделе полномочий между общественностью  и органами власти. Система управления вынуждена передавать все больше полномочий в руки самих граждан, привлекая их к принятию решений. Однако, такой процесс увеличивает  разрыв между социально активными  гражданами и теми, кто исключен по разным причинам из общественной жизни. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного  успеха. Как сейчас образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так в  будущем оно будет решающим для  его "включенности" в общество (social inclusion). 

      Хотя  государства ЕС еще не выработали всеобъемлющей стратегии непрерывного образования, тем не менее, они осознают, что такая стратегия должна базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, так называемых "социальных партнеров", поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Последние программы ЕС в области образования и молодежной политики направлены на развитие социального партнерства, как на местном, так и на транснациональном уровне. Помимо этого, должна усиливаться связь между учреждениями формального и неформального образования. В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже активно идет в создании системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.п., и сами вузы должны активнее открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества. Такой постепенный осмос с одной стороны подчеркивает комплементарный характер трех систем образования, а с другой поднимает вопрос их равноправного признания. 

      Шесть ключевых принципов непрерывного образования 

      Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех 

      Цель - гарантировать всеобщий непрерывный  доступ к образованию с целью  получения и обновления навыков, необходимых для включенности в  информационное общество. 

      Социально-экономические  перемены требуют нового набора необходимых  базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в  профессиональной, семейной и общественной жизни. Итоговые документы Лиссабонского  саммита (параграф 26) относят к таким  навыкам компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую  культуру, предпринимательство и  социальные навыки. Это не означает, однако, что традиционные навыки чтения, счета и письма уже не столь  важны. Кроме этого, вышеперечисленные  навыки не следует рассматривать  как набор школьных дисциплин. Содержательно  и функционально они часто  переплетаются и перекрывают  друг друга. К примеру, изучая иностранный  язык, мы можем одновременно осваивать  компьютерные технологии и расширять  свой культурный, эстетический и коммуникативный  опыт. Некоторые из этих навыков (например, компьютерная грамотность) совершенно новые, в то время как другие (иностранный  язык) приобретают в настоящее  время новую значимость. Социальные навыки - такие как уверенность  в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать - также становятся все более важными в современном  мире. К этому списку можно добавить и умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться  в потоке информации. Приобретение этих умений чрезвычайно важно, но не мене важным является и их постоянное обновление. Именно отсутствие или недостаток квалификации являются главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах. Поэтому государство должно предоставить возможность получения или обновления этих навыков в любом возрасте. И здесь большую роль может сыграть и система неформального образования. 

      Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы 

      Цель - значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять  приоритет самого важного достояния  Европы - ее людей. 

      Во  всех последних документах ЕС не только отмечается то, что нынешний уровень  капиталовложений в человеческие ресурсы  крайне низок, но и поднимается вопрос, что вообще считать инвестицией. В каждой стране свои налоговые кодексы  и принципы бухгалтерской отчетности, поэтому единое решение выработать достаточно трудно. Невозможно заставить  все страны, например, приравнять инвестиции в человеческие ресурсы к капитальным  затратам. Здесь скорее следует действовать  на основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний или поощряя их европейскими призами. Однако, многое можно сделать на индивидуальном уровне. Так, с помощью  специальных банковских счетов на обучение, финансируемых не только личными  сбережениями, но и государственными и общественными фондами, можно  создать необходимые условия  и повысить мотивацию к учению. Проблему могут решить и специальные  учебные отпуска или субсидии, предоставляемые фирмами для  своих работников, особенно, для  тех, кто старше 35 лет, и для низкооплачиваемых  категорий. Социальные партнеры могут  также быть привлечены к софинансированию учебных программ и выработке  гибких схем, позволяющим каждому  работнику участвовать в непрерывном  образовании. 

Информация о работе Новая образовательная модель