Новая образовательная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:28, доклад

Краткое описание

Новая образовательная модель, включающая в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идей «образования через всю жизнь». Образование через всю жизнь (Lifelong Learning — в течение всей жизни) охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать из числа учебных сред, видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения (компетенцию) и использовать их оптимально.

Файлы: 1 файл

Болонский процесс.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

     Новая образовательная модель, включающая в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идей «образования через всю жизнь». Образование  через всю жизнь (Lifelong Learning — в течение всей жизни) охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать из числа учебных сред, видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения (компетенцию) и использовать их оптимально. Важное условие для исполнения LL — развитие совместимой (ступенчатой) системы кредитов, которая допускает опознание дипломов и удостоверений, полученных в школе, в университете и в сфере профессионального обучения. Непрерывное образование и приобретение соответствующих времени необходимых навыков рассматриваются в качестве ответов растущей конкуренции и использованию новых технологий. Идея «образования через всю жизнь» отвечает стратегической цели Европы стать наиболее конкурентоспособным обществом в мире, базирующемся на знаниях.

 

      Навчання  протягом усього життя

      Навчання  протягом усього життя є істотним елементом Зони європейської вищої  освіти. У майбутній Європі, що будується  як суспільство й економіка, засновані  на знаннях, стратегія навчання протягом усього життя повинна стати віч-на-віч  із проблемами конкурентоспроможності та використання нових технологій, поліпшення соціальної єдності, рівних можливостей і якості життя.

 

      Lifelong Learning – Обучение на протяжении  всей жизни 

        

      Lifelong Learning, обучение на протяжении  всей жизни – это непрекращающееся  получение и развитие знаний  и умений, которое длится всю  жизнь человека. Такое обучение  может достигаться как формальными  методами – получение образования,  тренинги, наставничество, учебные  курсы, повышение квалификации  – так и неформальными, то  есть путем извлечения нового  опыта из самой жизни.Стоит  прочесть

        Система обучения персонала - обзор темы

      Обучающаяся организация - обзор темы

      Непрерывное обучение - обзор темы

      Корпоративный университет - обзор темы

        Все статьи об обучении персонала  
 

      Lifelong Learning – это концепция непрестанного,  добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными,  так и личными причинами. Подобный  образ жизни способствует профессиональному  росту и конкурентоспособности  человека на рынке труда, и  при этом является важнейшей  частью личностного роста. При  этом в масштабах страны массовое  принятие этой концепции благотворно  сказывается на формировании  человеческого и интеллектуального  капитала и его качестве, а  тем самым помогает развитию  экономики. 

      Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей  независимо от их возраста и сферы  деятельности, и при этом предоставлять  им возможности для реализации и  развития абсолютно любых учебных  интересов и предпочтений.

      Стадии Lifelong Learning 

      Выделяют  основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся. 

      Первая  группа – обучающиеся возрастом  от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются  в специальных образовательных  учреждениях, от начальной школы  до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального  обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют  в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в  определенной культурной среде –  все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека. 

      Вторая  группа – это взрослые возрастом  от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения. 

      Третья  группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить  себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям  необходимо чувствовать осмысленность  своей жизни, именно поэтому так  важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся  развитию и обучению.

      Философия и содержание Lifelong Learning 

      Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно  можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с  другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные  сферы самосовершенствования –  физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность. 

      Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего  общества, с другой.

      Особенности Lifelong Learning 

      Хотя  традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют  такие виды обучения, как самостоятельное  и неформальное. 

      По  сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к  родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним  проблем, человек обучается. Он приобретает  новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками  зрения, открывает для себя новые  проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все  это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения. 

      Lifelong Learning непредставимо без личной  мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение  происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты. 

      Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны  с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм  или начать собственное дело, - но при этом ничуть не реже обучение нужно  им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться  с новыми людьми, войти в те или  иные сообщества, или просто чтобы  стать увереннее в себе и развить  в своем характере желаемые черты  и качества. 

      А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам  ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем  большинстве случаев за счет самих  обучающихся, при минимальной поддержке  государства.

      И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто  для всех, независимо от возраста обучающихся.

      Отличия Lifelong Learning от традиционного обучения

      Lifelong Learning 

      Традиционное  обучение 

      Учащимся  только указывают на источники знаний Источник знаний - учитель 

      Люди  учатся на практике Учащиеся получают знания от учителя 

      Люди  учатся в группах и друг у друга Учащиеся самостоятельно работают 

      Оценивание  нужно для того, чтобы определить нужную стратегию обучения и возможные  пути будущего обучения Для оценки прогресса в обучении предлагаются контрольные задания, и на основании результатов учащимся позволяется продвинуться дальше 

      Люди  учатся по индивидуальным планам Все учащиеся обязаны учиться по одной и той же программе 

      «Преподаватели» и сами учатся на протяжении всей жизни Учителя проходят повышение квалификации, в том числе целевое 

      Всю свою жизнь люди могут учиться Хороших учеников отличают; у них появляется возможность продолжить образование 

      Результаты  обучения переносятся в работу и  жизнь  
 

      Таким образом, непрерывное обучение представляет собой совершенно новую педагогическую модель. Учителя в ней играют роль фасилитаторов, а средой обучения считается  вся жизнь человека, вся культура, с которой он соприкасается. При  этом обучение большей частью происходит в процессе практики, а не пассивного «впитывания» знаний.

      Преимущества Lifelong Learning 

      Непрерывное обучение может быть фактором, который  очень позитивно влияет на социально-экономическую  среду. Но помимо этого, концепция несет  в себе мощный этический, гуманистический  заряд. В ее основе лежат такие  ценности, как познание, исследовательский  дух, служение человеку и обществу, единство развития разума, духа и тела. 

      Можно перечислить конкретные сильные  стороны непрерывного обучения: 

      •Оно  помогает развить способности и  потенциал, данный человеку от природы.

      •Оно  раскрепощает интеллект.

      •Оно  способствует пытливому, любознательному  взгляду на мир.

      •Оно  обогащает коллективную мудрость человечества.

      •С  его помощью можно сделать  мир лучше.

      •Оно  помогает людям легче переживать перемены.

      •При  таком образе жизни легче найти  для себя ее смысл.

      •Непрерывное  обучение – способ всегда оставаться активным членом общества.

      •С  его помощью можно найти новых  друзей и завязать важные отношения.

      •Оно  обогащает жизнь и делает ее насыщеннее. 

      Безусловно, реализация концепции Lifelong Learning требует, чтобы в обществе соблюдались  определенные условия. И прежде всего  необходимо, чтобы государством признавались все возможные формы, форматы  и методы обучения, а не только формальное образование. Важно, чтобы в стране сформировалась всеобщая культура обучения – чтобы обучение ценилось, поощрялось и было доступным всем желающим, чтобы обучение взрослых стало неотъемлемой частью трудовых отношений.

 

      Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне  в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в "эпоху  знаний" со всеми вытекающими  культурными, экономическими и социальными  последствиями. Быстро меняются привычные  модели образования, работы и самой  жизни. Выводы Лиссабонского саммита  подтверждают, что успешный переход  к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом  непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning). Следовательно, европейские системы образования должны не только заложить основу для наступающих перемен, но и сами они также должны измениться. 

      Европейская комиссия и страны-члены ЕС определили учение длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости  как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков  и профессиональной компетенции*. Это  рабочее определение использовано и в Меморандуме в качестве отправной точки для последующих  обсуждений и действий. 

Информация о работе Новая образовательная модель