Новая образовательная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:28, доклад

Краткое описание

Новая образовательная модель, включающая в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идей «образования через всю жизнь». Образование через всю жизнь (Lifelong Learning — в течение всей жизни) охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать из числа учебных сред, видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения (компетенцию) и использовать их оптимально.

Файлы: 1 файл

Болонский процесс.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

      Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения 

      Цель - разработать новые методологии  обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в  жизнь. 

      По  мере нашего продвижения к информационному  обществу - обществу, основанном на знании - меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным  реципиентом информации. Это естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области  методологии. Так, например, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты  все еще считают, что они должны непременно сопровождаться личными встречами преподавателя и студента. В целом, можно сказать, что то, как происходит процесс преподавания и учения, не меняется уже, по меньшей мере, полвека, несмотря на все перемены в обществе. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям. Это особенно важно для решения гендерных проблем и проблем "третьего возраста". У нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и так далее. Для решения этих проблем необходимо не только повысить квалификацию работников сферы образования, но и привлечь тех, кто эффективно решает подобные вопросы в общественных организациях или в профессиональной среде. Профессия учителя, в целом, меняет свое изначальное содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения - как в формальной, так и в неформальной системе образования - должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться. 

      Принцип 4: Новая система оценки полученного  образования 

      Цель - коренным образом изменить подходы  к пониманию и признанию учебной  деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального  образования. 

      В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование  человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности  и успеха. Соответственно, как для  работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты  и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую  роль в интегрированной Европе с  единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах  уже действует система признания  дипломов о высшем образовании, тем  не менее, в сфере неформального  и информального образования  требуются значительные улучшения. Признание этих видов образования  помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению. Необходимо разработать высококачественную систему "Аккредитации предыдущего  и неформального образования" (Accreditation of Prior and Experiential Learning - APEL), которая отражала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была бы общепризнанна в европейском контексте. Такая система могла бы полностью раскрыть весь потенциал человека, о котором даже он сам может не подозревать. К разработке этой системы должны быть привлечены профессиональные педагоги и методисты, представители органов власти и работодателей, а также социальные партнеры и общественные организации. Естественно, такая система оценки знаний подразумевает активное участие самого человека. 

      Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования 

      Цель - на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в  Европе и к необходимым консультациям  и рекомендациям. 

      Если  в прошлом нам приходилось  принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего лишь один раз, теперь подобный совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального  и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности  активного пользователя. Сама эта  служба также должна активно выходить к своим клиентам, поддерживая  их мотивацию к учению, помогая  найти свой путь в море образовательных  услуг и предупреждая возможные  неудачи. Это должно быть чем-то вроде "брокерской конторы", где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей брокера является оптимальный  подбор информации для выработки  наилучшего плана действий на будущее. Информационные технологии и Интернет открывают новые горизонты для  подобного консультирования, хотя вовсе  не подменяют непосредственный совет  консультанта и качественную помощь человеку сориентироваться в этом потоке информации. Такие консультационные пункты должны быть в непосредственной близости от нашего дома и доступны каждому человеку, а консультанты должны лично знать своих клиентов, их потребности и квалификацию. В  последнее время возникает много  частных консультаций, а также  консультационных пунктов при различных  фирмах и организациях. Это, тем не менее, не снимает ответственности  с государства за предоставление равноправного доступа к подобным услугам. 

      Принцип 6: Приближение образования к дому 

      Цель - приблизить образовательные возможности  к дому с помощью сети учебных  и консультационных пунктов, а также  используя информационные технологии. 

      Для большинства из нас как формальное, так и неформальное образование - от детского сада до клуба пожилого человека - происходит непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, - задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Это особенно важно в отношении инвалидов и других слабозащищенных групп населения. Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционное обучение, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования. С помощью международных проектов, программ сотрудничества и побратимских связей эта система уже сейчас приобретает транснациональный характер. Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах. 

      Мобилизация ресурсов для воплощения программы  непрерывного образования 

      Настоящий Меморандум должен инициировать общеевропейскую  дискуссию по проблемам непрерывного образования, которая поможет определить приоритетные направления и выработать необходимые программы в рамках ЕС. Задачей европейского сообщества также станет выработка единых критериев  и требований по реализации этих программ. Многое делается уже и сейчас:

      Совет министров образования совместно  с Европейской комиссией готовит  доклад по общим проблемам и приоритетам  европейских образовательных систем, который будет представлен на Европейском саммите весной 2001 г.

        Новая программа eLearning, как часть инициативы eEurope (по аналогии с e-mail), призвана обеспечить все школы необходимыми условиями для обучения компьютерным технологиям, а также предоставить широкий доступ к ним людям всех возрастов.

        Разрабатывается программа "Ворота  в европейское образование" (Gateway to the European Learning Area), которая вместе с базой данных EURES должна предоставить всем гражданам Европы широкий доступ к информации о рабочих местах и образовательных услугах.

        Для поддержки мобильности населения  и повышения признания образовательного  и профессионального опыта человека  Европейская комиссия готовит  предложение по разработке Европейского  CV (резюме).

        Многие программы ЕС, такие как  SOCRATES II, LEONARDO DA VINCI II, YOUTH, также направлены на создание партнерских сетей в области образования и профессиональной подготовки, обмен опытом и совместные действия в этой сфере. 

      Европейская комиссия приглашает все страны-члены  ЕС обсудить данный Меморандум на всех уровнях и к осени 2001 г. планирует  проанализировать все комментарии  и замечания и выработать конкретные предложения по разработке и реализации стратегии непрерывного образования  в Европе.

Информация о работе Новая образовательная модель