Модель образовательной системы Жан-Жака Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Проектируя образовательную среду для своей системы воспитания, Руссо стремится прежде всего обеспечить свободу развития ученика. Слово «свобода» одно из самых часто употребляемых в произведениях Руссо.

Файлы: 1 файл

воспитание Руссо.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

                           Модель образовательной системы Жан-Жака Руссо 

Проектируя  образовательную среду для своей  системы воспитания, Руссо стремится  прежде всего обеспечить свободу  развития ученика. Слово «свобода»  одно из самых часто употребляемых  в произведениях Руссо.

    Индивидуальные ценности должны рассматриваться выше общественных.

«Вся  наша мудрость состоит  в рабских предрассудках; все наши обычаи ничто  иное как подчинение, стеснение, принуждение. Человек-гражданин  родится, живет и  умирает в рабстве: при рождении его затягивают в свивальник, по смерти заколачивают в гроб; а пока он сохраняет человеческий образ он скован нашими учреждениями».

    В отрицании общественных ценностей  Руссо последователен и радикален.  «Жить – вот то ремесло, которому я хочу учить ученика. Выходя из моих рук, он не будет – соглашаюсь с этим  - ни судьей, ни солдатом, ни священником – он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек. Эти два слова «отечество» и «гражданин» должны быть вычеркнуты из новейших языков». Неудивительно, что за такие идеи Руссо не раз подвергался преследованию, а тиражи его книг попадали  в костры прямо из типографии.

    Воспитатель должен подстраиваться к воспитаннику, не ограничивать его свободу, а только быть всегда рядом и «помогать им и восполнять для них недостаток разумения и силы». «Благоразумный наставник! Изучай дольше природу и хорошо наблюдай за своим воспитанником, прежде чем сказать ему первое слово; дай прежде всего на полной свободе обнаружиться зачаткам его характера; не принуждай его в чем бы то ни было». «Никогда не приказывайте ему – ничего на свете, решительно ничего! Не допускайте  у него даже представления, что вы претендуете на какую-либо власть над ним».

    Характерно, что в системе Руссо  личность педагога подбирается таким образом, чтобы максимально избежать давления на воспитанника. «Воспитатель, вопреки обычному мнению, должен быть молод, и даже так молод, как может быть молод человек умный. Я желал бы, чтобы он сам был ребенком, чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе доверие, разделяя с ним  забавы его. Между  детством и зрелым возрастом слишком мало общего для того, чтобы могла когда-нибудь при такой разнице в летах образоваться очень прочная привязанность».

    В педагогической системе Руссо воспитание носит индивидуальный характер. Руссо призывает воспитателя заниматься развитием «особых дарований каждого ребенка; нужно с ними хорошо ознакомиться, чтобы знать, какой нравственный режим пригоден для них. Каждый ум имеет свой собственный склад, сообразно с которым и следует управлять им».

    Идеальная образовательная среда  – это деревня, где на лоне  природы, в изоляции от общества  с его пороками, воспитатель и  воспитанник живут вдвоем до  достижения последним пятнадцатилетнего  возраста: «Строй с ранних пор ограду вокруг души твоего дитяти».

    «Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которых зовут коллежами… стремясь к  двум противоречивым целям, воспитание не достигает ни одной: оно способно производить лишь людей двуличных, показывающих всегда вид, что они все для других, а  на деле всегда думающих о себе».

    Представляется интересным рассуждение  Руссо о свободе и зависимости:  «есть два сорта зависимости:  зависимость от вещей, лежащей  в самой природе, и зависимость от людей, порождаемая обществом. Первая, не заключая в себе ничего морального, не вредит свободе и не порождает пороков; вторая… порождает все пороки».

    Педагогика Руссо в целом направлена  на развитие инициативности ребенка. «Подготавливайте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, представляя его телу привычки естественные, давая возможность всегда быть господином самого себя  и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».

   Для Руссо самостоятельность  и инициативность – важнейшие качества личности, позволяющие человеку стать независимым от других людей. «Только тот исполняет свою волю, кто для исполнения ее не нуждается в чужих руках вдобавок  к своим; отсюда следует, что первая из всех благ, не власть, а свобода».

   В педагогике Руссо  акцент делается скорее на практической стороне воспитания, чем на творческой. Наиболее полезными занятиями для ученика являются земледелие и столярное мастерство, а книги он считал величайшим злом для его развития: до двенадцати лет ребенка не следует учить чтению. «Из знаний, которые нам под силу, одни ложны, другие бесполезны, третьи служат пищей для высокомерия того, кто ими обладает. Надлежит знать не то, что есть, но только то, что полезно».

   Единственной книгой, достойной внимания и тщательного изучения Руссо считал «Робинзон Крузо» Дефо. «Робинзон Крузо на своем острове – один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, однако обеспечивающий себе пропитание и самосохранение и достигающий даже некоторого благосостояния – вот предмет, интересный для всякого возраста… Самый верный способ возвыситься над предрассудками и сообразоваться в своих  суждениях с истинными отношениями вещей – это поставить себя на место человека изолированного и судить обо всем так, как должен судить этот человек сам о своей собственной пользе». 

Ответьте  на вопросы:

1.Что  положительного вы находите в педагогической системе Ж.Ж. Руссо? (обоснуйте свою точку зрения).

2.Что  вам не нравится в образовательной  среде Ж.Ж. Руссо? (обоснуйте свою  точку зрения)

3.С чем  ассоциируются у вас образовательная  среда (цвет, запах, помещение,  ученики)

4.Постройте векторную модель образовательной среды Ж.Ж. Руссо, ориентируясь на модальности активность-пассивность; свобода – зависимость.

5. Какое  из приведенных определений   понятия «воспитание» соответствует  данной педагогической системе? 

Диагностические вопросы и интерпретация ответов

Для оси «Свобода –  Зависимость»

  1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде?

  А) личности                                                         б) Общества (группы)

Констатация приоритета личностных интересов и ценностей над общественными интерпретируются как возможность свободного развития личности – соответственно присваивается балл по шкале «свобода», в случае констатации приоритета общественных интересов присваивается балл по шкале «зависимость».

2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия?

А) воспитатель к  воспитаннику                             б) воспитанник к  воспитателю

Если  отмечается, что в данной образовательной  среде доминируют ситуации, когда  воспитатель подстраивается к воспитаннику (или по крайней мере существует стремление воспитателей к такому положению), то это также интерпретируется как возможность свободного развития личности воспитанника. Если же констатируется, что воспитанник вынужден приспосабливаться к своим воспитателям, то присваивается балл по шкале «зависимость».

3.Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде?

А) индивидуальная;                              б) коллективная

Ориентация  образовательной среды на индивидуальную форму воспитания интерпретируется как наличие в среде дополнительной возможности для свободного развития самостоятельности  - присваивается балл по шкале «свобода»; в случае приоритета в образовательной среде коллективного воспитания присваивается балл по шкале «зависимость».

Для оси «активность-пассивность».

  1. практикуется ли в данной образовательной среде наказания воспитанника

а) да;                                                           б) нет

Отсутствие  наказаний рассматривается  в  качестве условия, способствующего развитию активности воспитанника; при наличии в данной образовательной среде системы наказаний присваивается балл по шкале – «пассивность».

2. Стимулируется ли  в данной образовательной  среде проявление  воспитанником какой-либо  инициативы

а) да;                                                           б) нет

Если  есть положительное подкрепление инициативы (как сознательное, так и бессознательное), то это интерпретируется как дополнительная возможность развития его активности, присваивается балл по шкале «активность»; если же проявленная воспитанником инициатива, как правило, может обернуться  для него различного рода неприятностями, то присваивается балл по шкале «пассивность»

  1. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления воспитанника?

А) да,                                                         б) нет

Если творчество стимулируются, среда способствует активности – балл по шкале «активность», если творческие проявления игнорируются, остаются незамеченными и неоцененными -  бал по шкале «пассивность».

  1. Положительной стороной в педагогической системе Руссо в связи с гуманизацией образования можно считать индивидуальный подход к обучающемуся, попытка раскрыть и активизировать индивидуальные способности ученика.
  2. Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя.

    Воспитатель, говорил он,  наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. То есть воспитатель должен совмещать в себе несколько ролей: воспитателя, наставника, друга,… это очень сложная задача, он должен иметь хорошую подготовку. 

  1. Цвет – светло-зеленый, запах – свежесть, помещение – сад, ученики – склоны к рассуждению, творчески развиты.
 
 

    Воспитание – средство внутренней поддержки личности, целенаправленного приобщения к культуре социальной жизнедеятельности путем создания условий для её самовоспитания. Эффективное воспитание должно активно стимулировать потребности субъекта в саморазвитии и самоопределении (Л.И. Шумская). 

Информация о работе Модель образовательной системы Жан-Жака Руссо