Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании механизма формирования конъюнктуры инновационного развития региона и определении направлений его совершенствования. Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
- определить сущность, роль и значение конъюнктуры инновационного развития региона;
- рассмотреть принципы и методы государственной региональной поддержки инновационной деятельности;
- осуществить анализ состояния инновационного потенциала ЯНАО;
- исследовать основные составляющие инновационной системы региона;
- раскрыть основные проблемы и факторы повышения эффективности инновационной составляющей региона.
Ведение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЬЮКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 2
1.1 Основные составляющие инновационного развития региона 2
1.2 Оценка инновационных возможностей региона. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНЪЮНКТУРЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 33
2.1 Анализ и оценка инновационного потенциала Ямало-ненецкого автономного округа 33
Заключение
Список литературы 80
Уязвимые места этой методики - с одной стороны, не выделены продуктовые и процессные виды инноваций в группе результирующих показателей, а с другой, невозможность осуществления сравнительной оценки, сопоставления с другими регионами из-за отсутствия единых пороговых значений для всех регионов РФ. Позитивной стороной методики является полноценность оценки и возможность установления узких мест и выявления основных препятствий инновационного развития территории.
Таким образом, анализ реализуемых в отечественной и мировой практике методологических подходов оценки инновационного потенциала показал, что нет какой-либо единой для всех стран и регионов методики оценки. Вместе с тем обнаружилось их определенное сходство, поскольку все они для оценки инновационного потенциала используют примерно один тот же набор первичных показателей и метод индексов.
Подводя итог анализа сущности
и методологических подходов в оценке
инновационного потенциала регионов России,
следует подчеркнуть, что подобное
их разнообразие затрудняет мониторинг
эффективности регионального
Актуальность исследования потенциала инновационного территориально-регионального развития и направлений повышения его эффективности обусловлена тем, что на сегодняшний день ключевыми понятиями для социально-экономической политики Российской Федерации становятся
В виду того, что в настоящий момент единая методика оценки потенциала развития регионов не отработана, многие исследователи предлагают свои методики оценки инновационного потенциала регионов РФ. Так, например, учеными Горячевская Е.С. и Цукерман В.А. была проведенная оценка уровня инновационного потенциала девяти регионов Севера по методике, основанной на кластеризации регионов. Для расчета были использованы показатели, которые можно рассчитать по данным официальной статистики. В результате чего была получена следующая интегральная оценка уровня инновационного потенциала регионов Севера (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов Севера и Российской Федерации в 2011 году
Можно отметить, что все северные регионы по интегральной оценке инновационного потенциала отстают от Российской Федерации, поэтому в первую группу, объединяющую субъекты Федерации по развитию инновационного потенциала, соответствующего среднему для страны уровню, входит один северный регион – Магаданская область. Регион имеет высокий финансовый потенциал для инновационного развития, но однобокую его результативность, обусловленную моносырьевой специализацией.
Во вторую группу выделены
регионы с инновационным
Таким образом, необходимым потенциалом для инновационного развития в ближайшей перспективе обладают северные регионы первой и второй групп. При этом, в большинстве северных регионов имеются необходимые ресурсы для инновационного развития, такие как мощный научно-технический потенциал, природные ресурсы. Однако принятая администрацией ЯНАО в 2011 году ведомственная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012-2020 гг.», направлена на создание и поддержку субъектов инновационной деятельности в округе, имеет свои положительные результаты.
C целью определения конъюнктуры инновационного развития региона, рассмотрим потенциал ЯНАО, с точки зрения его природной, экономической, демографической и производственной составляющих, используя преимущественно описательный метод, с рассмотрением количественных показателей и качественных характеристик.
Представим характеристику природно-ресурсного потенциала. Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) расположен в северной части Западно-Сибирской равнины в тундровой, лесотундровой и лесной зонах. Более 50% территории округа находится за Полярным кругом.
Округ занимает площадь 750,3 тыс. км², - это около 4,39 % территории Российской Федерации (для сравнения, это примерно территория Франции). В состав автономного округа входит 13 муниципальных образований.
Около половины территории ЯНАО - заполярье, зона арктических пустынь. Природно-климатические факторы предопределили особый, «морозоустойчивый», животный мир7.
Одним из приоритетных направлений в Уральском регионе является добыча полезных ископаемых. Ямало-Ненецкий автономный округ относится к числу крупнейших нефтегазодобывающих регионов страны. На его территории ведут работы практически все вертикально-интегрированные нефтегазовые компании России.
Извлекаемые начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородного сырья в Ямало-Ненецком автономном округе составляют: газа - 96,7 трлн. м3; нефти - 14271,3 млн. т.; конденсата – 5723 млн.т. Степень разведанности (НСР) составляет - по газу 46,6%, по нефти - 21,3%, по конденсату 21,4%, что свидетельствует о значительных перспективах этого региона на углеводородное сырье.
В автономном округе открыто 234 месторождения углеводородного сырья, из которых только 66 находится в промышленной разработке, 19 месторождений подготовлены к эксплуатации. На 149 месторождении ведутся геологоразведочные работы.
Начальные суммарные ресурсы природного газа в округе оцениваются в 125,3 трлн. м³, из которых на сегодняшний день добыто около 15 трлн.м³. Величина сама по себе весьма значительная, но составляющая лишь немногим более 11% общей оценки ресурсной базы и около 30% запасов газа промышленных категорий, которыми располагает округ.
В Ямало-Ненецком автономном округе, наряду с добычей углеводородного сырья, имеются серьезные предпосылки для развития минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание на ее основе современной горнодобывающей промышленности. В недрах региона сконцентрированы значительные ресурсы наиболее дефицитных и высоколиквидных для российской промышленности полезных ископаемых, таких как руды хрома, марганца, железа, благородных металлов. По данным Института Экономики УрО РАН минерально-сырьевые ресурсы севера ЯНАО оцениваются более чем в $200 млрд.
До недавнего времени
благородные металлы составляли
незначительную долю минерально-сырьевой
базы округа. Однако в результате резкого
увеличения объемов геологоразведочных
работ получены новые данные, подтвердившие
наличие крупного объекта в районе
месторождения Новогоднее-
В 2007 году компанией «Покровский рудник» было начато и к концу 2008 года закончено строительство обогатительной фабрики производительностью 4 тонны золота, что положит начало развитию золотодобывающей промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе.
На севере округа имеются многочисленные проявления железа, титана, цветных и редких металлов, бокситов, камне-самоцветного сырья. Из горно-химического сырья промышленный интерес представляют бариты и фосфориты. Создана крупная сырьевая база для стройиндустрии с практически неограниченными запасами строительного и облицовочного камня, песка, песчано-гравийных смесей, которые в перспективе могут быть использованы при освоении нефтегазовых месторождений полуострова Ямал8.
В Ямало-Ненецком автономном округе реализуется большая программа развития туризма, имеются хорошие предпосылки для развития спортивного, охотничьего и рыболовного, водного, историко-познавательного и экологического туризма. Более того спросом пользуются этнографические туры. На территории округа порядка 13 тыс. человек из числа малых коренных народов Севера живут традиционной жизнью, мало изменившейся за несколько последних столетий: кочуют вместе с оленьими стадами, охотятся, рыбачат.
В 2011 году на развитие туризма из регионального бюджета ЯНАО выделено 83 млн. руб. Помимо бюджетного финансирования, активно привлекаются сторонние инвесторы, в том числе, иностранные. Так в реализации ключевого для развития туризма на Ямале проекта создания Центра полярного туризма в Салехарде принимает участие финская компания.
В настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ имеет достаточный туристско-рекреационный потенциал, как для зимнего, так и летнего отдыха, туризма и существуют достаточно веские предпосылки для его развития. Основу которого составляют природные ландшафты северной тундры, лесотундры, горных образований Полярного Урала, богатая флора и фауна, северная экзотика, историко–этнографическое наследие коренных народов Ямала.
Динамика внутреннего туризма за прошедший 2010-2011 годы впервые увеличилась на 30% по отношению к предыдущему году. Подобного Роста не наблюдалось с 2006 года. Число туристов, посещающих Ямал, увеличилось с 3 тыс. человек в 2006 году до 17 тыс. в 2011 году. Проявленный интерес к округу показывает, что имеющийся туристский потенциал Ямало-Ненецкого округа долгое время недооценивали9.
Рациональное использование природного и рекреационно-туристических потенциалов региона является важным резервом социально-экономического развития.
Демографический потенциал. По предварительным итогам последней всероссийской переписи населения 2010 года общая численность населения округа на 1 января 2010 года составила 524,8,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующей датой предыдущего года численность населения округа увеличилась на 0,4%, из них 442 944 человека городское население и 79854 сельское, в том числе 32 тысячи представителей коренных национальностей: ненцы, ханты, селькупы, что в целом составляет около 7% от общего населения округа.
В формировании интеллектуального потенциала региона важнейшую роль играет образование. В настоящее время в 7 муниципалитетах ЯНАО работают: 1 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования в г.Надыме - Западно-Сибирский гуманитарный институт; 33 филиала ВУЗов России, из них: 27 филиалов государственных ВУЗов, 6 филиалов негосударственных ВУЗов; 10 учреждений среднего профессионального образования; 7 учреждений начального профессионального образования; 154 школы, лицеи, гимназии. Для сравнения, в 1995 году получить диплом о высшем образовании, не выезжая за пределы округа, можно было только в 18 филиалах учебных заведений10.
Вузовский сектор системы образования является плодотворной средой для создания и становления инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Однако в настоящее время основная доля инновационных исследований и разработок в округе ведетсяза счет отраслевых научно-исследовательских центрови структурных подразделений крупных организаций.
Так, например, на базе цеха научно-исследовательских и производственных работ ООО "Газпром Добыча Уренгой"(ЦНИПР) и Новоуренгойского филиала «ТюменьНИИГипрогаз» был образован научно-технический центр (НТЦ). В настоящее время НТЦ занимается организацией исследований и выявлением наиболее эффективных путей решения важнейших научно-технических проблем, работой по развитию научного и технического творчества, сотрудничеством с научной и инженерно-технической общественностью России. За тридцать лет деятельности Общества было выпущено свыше 2 100 научно-технических статей, 50 книг и монографий, представляющих собой фундаментальные труды. Результаты инновационной деятельности защищены 92 патентами на изобретения. Высокий научный уровень специалистов позволяет успешно развивать инновационную деятельность предприятия в целом.
По данным таблицы 2.1.1. виден рост затрат на научные исследования и разработки. Так по состоянию на конец 2010 года общий объем средств на технологические инновации по различным видам инновационной деятельности составлял 1618,6 млн. рублей, что на 58,6% ниже уровня 2012 года (2764,3 млн. рублей). Наибольшую долю в объеме таких затрат (66,3%) занимали затраты на приобретение машин, оборудования, прочих основных фондов, затраты на исследования и разработки (21,4%).
Таблица 2.1.1
Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Фундаментальные исследования |
7,0 |
64,1 |
- |
0,5 |
Прикладные исследования |
- |
18,6 |
17,7 |
0,4 |
Разработки |
19,6 |
0,7 |
- |
85,6 |
Оплата труда |
19,2 |
45,7 |
66,4 |
70,0 |
Отчисления ЕСН |
4,7 |
7,2 |
15,3 |
13,1 |
Приобретение оборудования |
0,6 |
4,8 |
- |
- |
Другие материальные затраты |
0,6 |
5,6 |
- |
- |
Прочие текущие затраты |
1,5 |
20,2 |
109,3 |
3,4 |
987,8 |
1618,6 |
777,4 |
3855,1 |
Информация о работе Коньюктура инновационного развития регионов РФ