Коньюктура инновационного развития регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании механизма формирования конъюнктуры инновационного развития региона и определении направлений его совершенствования. Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
- определить сущность, роль и значение конъюнктуры инновационного развития региона;
- рассмотреть принципы и методы государственной региональной поддержки инновационной деятельности;
- осуществить анализ состояния инновационного потенциала ЯНАО;
- исследовать основные составляющие инновационной системы региона;
- раскрыть основные проблемы и факторы повышения эффективности инновационной составляющей региона.

Оглавление

Ведение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЬЮКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 2
1.1 Основные составляющие инновационного развития региона 2
1.2 Оценка инновационных возможностей региона. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНЪЮНКТУРЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 33
2.1 Анализ и оценка инновационного потенциала Ямало-ненецкого автономного округа 33
Заключение
Список литературы 80

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.89 Кб (Скачать)

Уязвимые места этой методики - с одной стороны, не выделены продуктовые  и процессные виды инноваций в  группе результирующих показателей, а  с другой, невозможность осуществления  сравнительной оценки, сопоставления  с другими регионами из-за отсутствия единых пороговых значений для всех регионов РФ. Позитивной стороной методики является полноценность оценки и  возможность установления узких  мест и выявления основных препятствий  инновационного развития территории.

Таким образом, анализ реализуемых  в отечественной и мировой  практике методологических подходов оценки инновационного потенциала показал, что  нет какой-либо единой для всех стран  и регионов методики оценки. Вместе с тем обнаружилось их определенное сходство, поскольку все они для  оценки инновационного потенциала используют примерно один тот же набор первичных  показателей и метод индексов.

Подводя итог анализа сущности и методологических подходов в оценке инновационного потенциала регионов России, следует подчеркнуть, что подобное их разнообразие затрудняет мониторинг эффективности регионального развития и сопоставление результатов  оценки развития разных территорий страны, не позволяет получить развернутую, комплексную и детальную характеристику социально-экономического развития регионов в целях его прогнозирования  и разработки необходимых направлений  региональной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И  КОНЪЮНКТУРЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

2.1  Анализ  и оценка инновационного потенциала  Ямало-ненецкого автономного округа.

Актуальность исследования потенциала инновационного территориально-регионального  развития и направлений повышения  его эффективности  обусловлена тем, что на сегодняшний день ключевыми понятиями для социально-экономической политики Российской Федерации становятся

    • качество жизни населения конкретных территорий и регионов;
    • инновационно устойчивое развитие хозяйствующих субъектов (что означает, в частности, смену набора приоритетов и ресурсов, а также главенствующую ориентацию на сбережение и возобновление природных ресурсов);
    • как приоритетное направление, определение экономически-обоснованных перспектив регионального (территориального) развития, выбор региональной (территориальной) специализации, выявление возможных точек инновационного роста, формирование бизнес-среды, создающей стимулы к инновационной деятельности для всех хозяйствующих на данной территории экономических субъектов.

В виду того, что в настоящий  момент единая методика оценки потенциала развития регионов не отработана, многие исследователи предлагают свои методики оценки инновационного потенциала регионов РФ. Так, например, учеными Горячевская Е.С. и Цукерман В.А. была проведенная оценка уровня инновационного потенциала девяти регионов Севера по методике, основанной на кластеризации регионов. Для расчета были использованы показатели, которые можно рассчитать по данным официальной статистики. В результате чего была получена следующая  интегральная оценка уровня инновационного потенциала регионов Севера (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов Севера и Российской Федерации в 2011 году

 

Можно отметить, что все  северные регионы по интегральной оценке инновационного потенциала отстают  от Российской Федерации, поэтому в  первую группу, объединяющую субъекты Федерации по развитию инновационного потенциала, соответствующего среднему для страны уровню, входит один северный регион – Магаданская область. Регион имеет высокий финансовый потенциал  для инновационного развития, но однобокую  его результативность, обусловленную  моносырьевой специализацией.

Во вторую группу выделены регионы с инновационным потенциалом  ниже среднероссийского уровня: Республика Коми, Камчатский край, Мурманская область, Красноярский край, но располагающие  определенным природно-ресурсным потенциалом. При необходимых больших финансовых затратах активизация инновационного потенциала данных регионов потребует меньших ресурсов и времени, чем для регионов третьей группы, с очень низким инновационным потенциалом или его отсутствием. В эту группу входят 4 региона: республика Саха (Якутия), Архангельская область, Чукотский АО, и Ямало-Ненецкий АО, занимающий последнюю позицию в рейтинге.

Таким образом, необходимым  потенциалом для инновационного развития в ближайшей перспективе  обладают северные регионы первой и  второй групп. При этом, в большинстве  северных регионов имеются необходимые  ресурсы для инновационного развития, такие как мощный научно-технический  потенциал, природные ресурсы. Однако принятая администрацией ЯНАО в 2011 году ведомственная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012-2020 гг.», направлена на создание и поддержку субъектов инновационной деятельности в округе, имеет свои положительные результаты.

C целью определения конъюнктуры инновационного развития региона, рассмотрим потенциал ЯНАО, с точки зрения его природной, экономической, демографической и производственной составляющих, используя преимущественно описательный метод, с рассмотрением количественных показателей и качественных характеристик.

Представим характеристику природно-ресурсного  потенциала. Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) расположен в северной части Западно-Сибирской равнины в тундровой, лесотундровой и лесной зонах. Более 50% территории округа находится за Полярным кругом.

Округ занимает площадь 750,3 тыс. км², - это около 4,39 % территории Российской Федерации (для сравнения, это примерно территория Франции). В состав автономного округа входит 13  муниципальных образований.

Около половины территории ЯНАО - заполярье, зона арктических пустынь. Природно-климатические факторы предопределили особый, «морозоустойчивый», животный мир7.

Одним из приоритетных направлений в Уральском регионе является добыча полезных ископаемых. Ямало-Ненецкий автономный округ относится к числу крупнейших нефтегазодобывающих регионов страны. На его территории ведут работы практически все вертикально-интегрированные нефтегазовые компании России.

Извлекаемые начальные суммарные  ресурсы (НСР) углеводородного сырья  в Ямало-Ненецком автономном округе составляют: газа - 96,7 трлн. м3; нефти - 14271,3 млн. т.; конденсата – 5723 млн.т. Степень разведанности (НСР) составляет - по газу 46,6%, по нефти - 21,3%, по конденсату 21,4%, что свидетельствует о значительных перспективах этого региона на углеводородное сырье.

В автономном округе открыто 234 месторождения углеводородного сырья, из которых только 66 находится в промышленной разработке, 19 месторождений подготовлены к эксплуатации. На 149 месторождении ведутся геологоразведочные работы.

Начальные суммарные ресурсы  природного газа в округе оцениваются  в 125,3 трлн. м³, из которых на сегодняшний  день добыто около 15 трлн.м³. Величина сама по себе весьма значительная, но составляющая лишь немногим более 11% общей оценки ресурсной базы и около 30% запасов  газа промышленных категорий, которыми располагает округ.

В Ямало-Ненецком  автономном округе, наряду с добычей углеводородного  сырья, имеются серьезные предпосылки  для развития минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание на ее основе современной горнодобывающей  промышленности. В недрах региона  сконцентрированы значительные ресурсы  наиболее дефицитных и высоколиквидных для российской промышленности полезных ископаемых, таких как руды хрома, марганца, железа, благородных металлов. По данным Института Экономики УрО РАН минерально-сырьевые ресурсы севера ЯНАО оцениваются более чем в $200 млрд.

До недавнего времени  благородные металлы составляли незначительную долю минерально-сырьевой базы округа. Однако в результате резкого  увеличения объемов геологоразведочных работ получены новые данные, подтвердившие  наличие крупного объекта в районе месторождения Новогоднее-Монто  и позволяющие ожидать открытие новых объектов подобного типа в  регионе.

В 2007 году компанией «Покровский рудник» было начато и к концу 2008 года закончено строительство обогатительной фабрики производительностью 4 тонны золота, что положит начало развитию золотодобывающей промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе.

На севере округа имеются  многочисленные проявления железа, титана, цветных и редких металлов, бокситов, камне-самоцветного сырья. Из горно-химического сырья промышленный интерес представляют бариты и фосфориты. Создана крупная сырьевая база для стройиндустрии с практически неограниченными запасами строительного и облицовочного камня, песка, песчано-гравийных смесей, которые в перспективе могут быть использованы при освоении нефтегазовых месторождений полуострова Ямал8.

В Ямало-Ненецком автономном округе реализуется большая программа развития туризма, имеются хорошие предпосылки для развития спортивного, охотничьего и рыболовного, водного, историко-познавательного и экологического туризма. Более того спросом пользуются этнографические туры. На территории округа порядка 13 тыс. человек из числа малых коренных народов Севера живут традиционной жизнью, мало изменившейся за несколько последних столетий: кочуют вместе с оленьими стадами, охотятся, рыбачат.

В 2011 году на развитие туризма из регионального бюджета ЯНАО выделено 83 млн. руб. Помимо бюджетного финансирования, активно привлекаются сторонние инвесторы, в том числе, иностранные. Так в реализации ключевого для развития туризма на Ямале проекта создания Центра полярного туризма в Салехарде принимает участие финская компания.

В настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ имеет достаточный туристско-рекреационный потенциал, как для зимнего, так и летнего отдыха, туризма и существуют достаточно веские предпосылки для его развития. Основу которого составляют природные ландшафты северной тундры, лесотундры, горных образований Полярного Урала, богатая флора и фауна, северная экзотика, историко–этнографическое наследие коренных народов Ямала.  

Динамика внутреннего туризма за прошедший 2010-2011 годы впервые увеличилась на 30% по отношению к предыдущему году. Подобного Роста не наблюдалось с 2006 года.  Число туристов, посещающих Ямал, увеличилось с 3 тыс. человек в 2006 году до 17 тыс. в 2011 году. Проявленный интерес к округу показывает, что имеющийся туристский потенциал Ямало-Ненецкого округа долгое время недооценивали9.

Рациональное использование  природного и рекреационно-туристических  потенциалов региона является важным резервом социально-экономического развития.

Демографический потенциал. По предварительным итогам последней всероссийской переписи населения 2010 года общая численность населения округа на 1 января 2010 года составила 524,8,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующей датой предыдущего года численность населения округа увеличилась на 0,4%, из них 442 944 человека городское население и 79854 сельское, в том числе 32 тысячи представителей коренных национальностей: ненцы, ханты, селькупы, что в целом составляет около 7% от общего населения округа.

В формировании интеллектуального потенциала региона важнейшую роль играет образование. В настоящее время в 7 муниципалитетах ЯНАО работают: 1 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования в г.Надыме - Западно-Сибирский гуманитарный институт; 33 филиала ВУЗов России, из них: 27 филиалов государственных ВУЗов, 6 филиалов негосударственных ВУЗов; 10 учреждений среднего профессионального образования; 7 учреждений начального профессионального образования; 154 школы, лицеи, гимназии. Для сравнения, в 1995 году получить диплом о высшем образовании, не выезжая за пределы округа, можно было только в 18 филиалах учебных заведений10

Вузовский сектор системы  образования является плодотворной средой для создания и становления  инфраструктуры научно-технической  и инновационной деятельности. Однако в настоящее время основная доля инновационных исследований и разработок в округе ведетсяза счет  отраслевых научно-исследовательских центрови структурных подразделений крупных организаций.

Так, например, на базе цеха научно-исследовательских  и производственных работ ООО "Газпром  Добыча Уренгой"(ЦНИПР) и Новоуренгойского филиала «ТюменьНИИГипрогаз» был образован научно-технический центр (НТЦ). В настоящее время НТЦ занимается организацией исследований и выявлением наиболее эффективных путей решения важнейших научно-технических проблем, работой по развитию научного и технического творчества, сотрудничеством с научной и инженерно-технической общественностью России. За тридцать лет деятельности Общества было выпущено свыше 2 100 научно-технических статей, 50 книг и монографий, представляющих собой фундаментальные труды. Результаты инновационной деятельности защищены 92 патентами на изобретения. Высокий научный уровень специалистов позволяет успешно развивать инновационную деятельность предприятия в целом.

По данным таблицы 2.1.1. виден рост затрат на научные исследования и разработки. Так по состоянию на конец 2010 года общий объем средств на технологические инновации по различным видам инновационной деятельности составлял 1618,6 млн. рублей, что на 58,6% ниже уровня 2012 года (2764,3 млн. рублей). Наибольшую долю в объеме таких затрат (66,3%) занимали затраты на приобретение машин, оборудования, прочих основных фондов, затраты на исследования и разработки (21,4%).

Таблица 2.1.1

Внутренние  текущие затраты на научные исследования и разработки

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Фундаментальные исследования

7,0

64,1

-

0,5

Прикладные исследования

-

18,6

17,7

0,4

Разработки

19,6

0,7

-

85,6

Оплата труда

19,2

45,7

66,4

70,0

Отчисления ЕСН

4,7

7,2

15,3

13,1

Приобретение оборудования

0,6

4,8

-

-

Другие материальные затраты

0,6

5,6

-

-

Прочие текущие затраты

1,5

20,2

109,3

3,4

 

987,8

1618,6

777,4

3855,1

Информация о работе Коньюктура инновационного развития регионов РФ