Коньюктура инновационного развития регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании механизма формирования конъюнктуры инновационного развития региона и определении направлений его совершенствования. Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
- определить сущность, роль и значение конъюнктуры инновационного развития региона;
- рассмотреть принципы и методы государственной региональной поддержки инновационной деятельности;
- осуществить анализ состояния инновационного потенциала ЯНАО;
- исследовать основные составляющие инновационной системы региона;
- раскрыть основные проблемы и факторы повышения эффективности инновационной составляющей региона.

Оглавление

Ведение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЬЮКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 2
1.1 Основные составляющие инновационного развития региона 2
1.2 Оценка инновационных возможностей региона. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНЪЮНКТУРЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 33
2.1 Анализ и оценка инновационного потенциала Ямало-ненецкого автономного округа 33
Заключение
Список литературы 80

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.89 Кб (Скачать)

Инновация представляется одной  из форм проявления научно-технического прогресса, она  непосредственно  связана как с изобретением, созданием  новой идеи, так и рынком, где  происходит её реализация или продукта, созданного на основе данного изобретения. Однако сама новая идея или изобретение  без признания на рынке не становится инновационной, и не относится к  понятию инновация. В современных  условиях развития рынка малая доля научных идей и изобретений приобретают  признания в качестве инновационных.

Инновация – это «одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса. Когда  изменение происходит только на уровне технологии – это называется изобретением. И только тогда, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями»1.

Таким образом, следует рассмотреть  сущность инновационной деятельности с точки зрения основных ее участников: владельцев инвестируемой интеллектуальной собственности, предпринимателей, инвестирующих  реальные активы, и органов государственного управления, действующих в социально-экономических  интересах общества и оказывающих  содействие сторонам.

Среди инженеров и ученых, являющихся носителями интеллектуальной собственности, инновация обычно определяется как процесс создания и освоения в производстве и сбыте новых  видов продукции улучшенного  качества, новых технологических  процессов и видов оборудования (т.е. впервые созданный или усовершенствованный  продукт интеллектуальной деятельности).  Если придерживаться нормативного определения  интеллектуальной собственности, то к  ней относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы (объекты  промышленной собственности) и приравненные к ней средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных  работ или услуг, включая фирменное  наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.

Предпринимателями инновационная  деятельность воспринимается как процесс  преобразования знаний и идей в товары или услуги, имеющие потребительскую  ценность. Иными словами, это превращение  знаний и идей в деньги. Причем лидерами на рынке становятся фирмы, которые  вводят инновации быстрее конкурентов. «Иновации, являясь результатом  инновационной деятельности, в конечном счете, способствуют повышению конкурентоспособности  производства и эффективному развитию экономики».

По мнению М.Г. Светунькова  «инновации следует рассматривать  исключительно как неотъемлемую часть конкурентного рынка: есть конкуренция – будут и инновации; нет конкуренции – нет и  инноваций»2. Таким образом, инновационная деятельность – «это  такая хозяйственная деятельность субъекта, который в своём стремлении не проиграть в конкурентной борьбе, использует новые объекты экономической деятельности (метод, способ, процедуры, технологии, товар и т.п.)».

Однако, в большинстве  случаев, в глазах российских бизнесменов, инновации не представляются конкурентными  преимуществами. В своей массе  российские предприниматели не ориентированы  на нововведения, не связывают ценность своего бизнеса с инновациями, что  говорит о низком уровне инновационной  культуры делового сообщества и уровня осведомленности предпринимателей в инновационных технологиях. Как  следствие отсутствия конъюнктуры, отечественная экономика характеризуется  ограниченным спросом на инновации, ограниченной емкостью рынка инноваций.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в России отмечается низкий уровень культуры делового общества. В 90-е годы появилось много разрывов во взаимоотношениях научно-технической  интеллигенции, политики и бизнеса. В 90-х с инновациями в России были большие проблемы – тогда  речь шла о выживании страны.  В начале 2000-х, как мы убедились, ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненамного. При этом нельзя сказать, что государство  ничего не делает для стимулирования инновационного развития. Более того, необходимо признать, что российская власть, напротив, является одним из основных локомотивов инноваций.  И нежелание предпринимателей вкладывать деньги в НИОКР, в рационализацию – все это известные факты. А ведь именно бизнес должен быть главным  потребителем и главным генератором  инноваций. Правительство должно лишь помогать и направлять, а также подготавливать почву, кадры, совершенствовать систему образования для инновационного развития. Но делать это не вне бизнеса, а в тесном сотрудничестве с бизнесом. 

В решении проблемы повышения  уровня инновационной культуры нужно  ориентироваться на целевые группы, региональные зоны роста, базовые федеральные  программы. Часть необходимых мер  в той или иной степени уже  реализуются. Однако для роста инновационной  экономики нужно системное социально-экономическое  концентрированное воздействие  в первую очередь, на региональном уровне.

Основным «рычагом» подъема  инновационной экономики является формирование конъюнктурного спроса на инновационную деятельность. Рост конъюнктуры  инновационной деятельности – это  особая системная задача формирования инновационной экономики. Решению  данной задачи служат экономические  стимулы, институциональные стимулы, «культ инноваций», этика и моральные  стимулы, позиция элит и медиа. Развитие инновационной конъюнктуры в методологическом отношении является наиболее сложной задачей, поскольку конъюнктура складывается под влиянием множества факторов, образующих в совокупности благоприятную средудля инновационных стратегий.

Под инновационной средой понимается совокупность процессов  и явлений, которые образуют условия  для формирования и развития инновационной  деятельности.

Имея четкую ориентацию на конечный результат прикладного  характера, инновация всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект. Процесс реализации инноваций принято называть инновационным процессом – это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, распределения и потребления».

В состав непосредственных участников инновационного процесса входят:

Новаторы - генерируют идеи и  создают новое знание (все организации  и предприятия, проводящие фундаментальные  или прикладные исследования и разработки, а так же индивидуальные исследователи  и разработчики, владеющие интеллектуальной собственностью).

Предприниматели  - это  организаций и предприятий, чья  основная деятельность связана с  производством продукции или  услуг (в том числе находящихся  в собственности государств) в  целях их продажи. Обострение конкуренции  заставляет каждого производственного  предпринимателя быстро приспосабливаться  к спросу и формировать новые  предпринимательские предпочтения, продвигать новшества на рынок.

Инвесторы осуществляют вложения собственных, привлеченных или заемных  финансовых средств в создание и  распространение инноваций в  форме целевых реальных инвестиций. В качестве институциональных инвесторов выступают специализированные инвестиционные институты, среди которых следует  особо выделить инвестиционные банки  и компании, инвестиционные фонды, государственные  некоммерческие фонды, страховые компании.

Посредники содействуют  новаторам и предпринимателям в  организации инновационной деятельности, материально-технического обеспечения, оказания консультативных, маркетинговых, юридических и прочих услуг. К  посредникам относятся: бизнес-инкубаторы и инкубаторы технологий, технопарки, общественные объединения инновационных  предприятий, сервисные коммерческие организации, центры трансфера технологий.

Заказчики формируют заказ  на инновацию. В качестве основных заказчиков инноваций в настоящее время  выступают предприниматели и  государство, в отдельных случаях  эту функцию берет на себя инвестор.

Потребителями инновационной  продукции является практически  все население страны: предприниматели, приобретающие новшества для  их внедрения в производство; в  той или иной степени все организации  и предприятия, функционирующие  в рыночном секторе экономики (включая  инвесторов и посредников); государство, осуществляющее закупки инновационной  продукции для нерыночного сектора  экономики (здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения  и других секторов). В круг потребителей отечественной инновационной продукции  входят также и зарубежные физические и юридические лица.

В этот список следует включить еще одного самого инициативного  и активного участника инновационного процесса – государство. Оно вырабатывает и реализует стратегию инновационного прорыва, определяет правовое поле научно-технической  и предпринимательской деятельности, осуществляет прямую (путем вложения бюджетных средств) и косвенную (путем  предоставления преференций) поддержку  создания и распространения инноваций, способствует организации инновационной  инфраструктуры.

Все участники инновационного процесса, в свою очередь, являются организационной основой национальной инновационной системы (НИС) – взаимосвязанной совокупности институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Основными компонентами НИС  являются: воспроизводство знаний, в первую очередь проведение фундаментальных  исследований; промышленной производство, включая крупные научно-промышленные корпорации, инфраструктура НИС. В инфраструктуру НИС входят: центры трансфера технологий; инновационно-технологические центры; технопарки; инновационно-активные экономические зоны; фонды поддержки НИОКР; фонды стартового и венчурного финансирования; организации в составе государственной системы научно-технической информации; центры подготовки специализированных кадров по обеспечению инновационной деятельности и иные организации, содействующие развитию НИС.

Инновационная инфраструктура является базовым инструментарием  и механизмом инновационной экономики, это совокупность взаимодополняющих, взаимосвязанных, производственно-технических  систем, фирм, организаций и соответствующих  организационно-управляющих систем, которые необходимы для эффективной  реализации инновационной деятельности и реализации инноваций .

Отдельные элементы НИС –  такие как, ОЭЗ, новые университеты, госкорпорации, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов и т.д. – существуют (порой, правда, в эмбриональном состоянии), но являют собой пеструю картину «точечной застройки», не объединенной единым «архитектурным замыслом», к сожалению сегодня это не система, а множество3.

НИС как система призвана изменить неблагоприятную ситуацию в России во всех сферах жизнеобеспечения. Однако эта «система сегодня реально в стране не существует, более того не заметны позитивные тенденции ее становления. Образ НИС существует только в планах. Одна из причин заключается в том, что доминирует отраслевой, а не системный подход к НИС: получается набор элементов, а не система»4.

 Таким образом, эффективность  инновационного развития экономики  зависит не только от того, насколько эффективна деятельность  самостоятельных экономических  агентов (фирм, научных организаций,  вузов и др.) в отдельности,  но и от того, «как они взаимодействуют  друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими, как ценности, нормы, право).

Все национальные модели экономик инновационного типа предполагают стимулирование внутреннего спроса на инновации, формирование специфических рыночных ниш инновационной  экономики. Более того, в инновационных  странах действуют ограничения  на экспорт инновационных продуктов  и технологий. У отечественной  инновационной экономики в России рыночной ниши нет. Действующие государственные  программы ориентированы, скорее, на стимулирование разработок, а не спроса. В итоге наша инновационная экономика  оказывается ориентированной на зарубежные рынки, являясь по существу, придатком зарубежных рынков (такая  ориентация неизбежно ведет к  утечке технологий)

В настоящее время Россия, располагая очевидными конкурентными  преимуществами, состоящими не только в природных богатствах и многоотраслевой  промышленности, но и в имеющемся  научно-техническом потенциале и  квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа  ученых во всем мире), на мировом рынке  гражданской наукоемкой продукции  имеет долю лишь в 0,3%, в то время  как доля США составляет 36%.

По мнению ряда специалистов, в российских условиях активизация  инновационной деятельности в регионе  может быть обеспечена только при  поддержке на региональном и муниципальном  уровнях на основе разработки эффективной  программы региональной инновационной  политики.

Ключевые факторы формирования трансформации российской экономики  выделил Президент РФ Путин В.В. – это всем известные «пять И». К ним относятся: Инвестиции,  Инфраструктура, Интеллект, Институты,  Инновации.

Резюмируя вышесказанное, можно  утверждать, что конъюнктура  инновационного развития экономики базируется на инновационной  восприимчивости общества и на инновационной культуре. Инновационное развитие осуществимо в инновационной среде, создающей условия для инновационного процесса, проходящего в определенной инновационной инфраструктуре, действующей на основе взаимосвязей инновационного механизма. Инфраструктура и механизм инновационной деятельности являются основными компонентами инновационной системы.

В условиях глобализации важным фактором устойчивости и экономической  независимости становится способность, как отдельных регионов, так и  страны в целом быстро и чутко  реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию за счет огромного  арсенала средств инновационной  политики. Важную роль при этом имеет  ресурсный (инновационный) потенциал  региона, совокупная оценка которого способствует скорейшему формированию региональной инновационной системы, в рамках перехода экономики России на инновационный  путь.

Информация о работе Коньюктура инновационного развития регионов РФ