Коньюктура инновационного развития регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании механизма формирования конъюнктуры инновационного развития региона и определении направлений его совершенствования. Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
- определить сущность, роль и значение конъюнктуры инновационного развития региона;
- рассмотреть принципы и методы государственной региональной поддержки инновационной деятельности;
- осуществить анализ состояния инновационного потенциала ЯНАО;
- исследовать основные составляющие инновационной системы региона;
- раскрыть основные проблемы и факторы повышения эффективности инновационной составляющей региона.

Оглавление

Ведение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЬЮКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 2
1.1 Основные составляющие инновационного развития региона 2
1.2 Оценка инновационных возможностей региона. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНЪЮНКТУРЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 33
2.1 Анализ и оценка инновационного потенциала Ямало-ненецкого автономного округа 33
Заключение
Список литературы 80

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.89 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  в Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

 

 

 

 

              

К У Р С О В А  Я       Р А Б О Т А

 

Тема: Коньюктура инновационного развития регионов РФ

 

Выполнил:

Студентка 5 курса ОЗО

Специальность «ФиК»

                                                                               Зазян Э.М.

 

                                                                                         Кандидат экономических                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           старший преподаватель:    

Кубекова Л.М

 

 

 

 

 

 

Новый Уренгой

2013 г.

 

Оглавление

 

Ведение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  КОНЬЮКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 2

1.1 Основные составляющие  инновационного развития региона 2

1.2 Оценка инновационных  возможностей региона. 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И  КОНЪЮНКТУРЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА 33

2.1  Анализ и оценка  инновационного потенциала Ямало-ненецкого  автономного округа 33

Заключение 

Список литературы 80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

В условиях  модернизации российской  экономики и перевода ее с сырьевого на инновационный путь развития, отсутствие целенаправленной государственной политики по поддержке инновационной деятельности и технологического обновления неизбежно ведет к таким негативным последствиям, как господству  краткосрочных интересов быстрого спекулятивного накопления в обществе,  падению интереса к долгосрочному развитию реального производства и востребованности новых научно-технических разработок.

За последнее десятилетие в  результате реализации государственной  политики в области науки, технологии и инноваций в стране сформированы инновационная инфраструктура и  институты развития, составляющие основу инновационной системы России. По инициативе Президента России Д.А.Медведева  начата реализация проекта «Сколково». На законодательном уровне обеспечено создание и развитие иннограда «Сколково» и его взаимодействие с инновационно – активными субъектами Российской Федерации. В развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020». На базе наиболее мощных инновационно-технологических центров создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа, развиваются технопарки, наукограды, центры коллективного пользования, бизнес – инкубаторы, формируются сети федеральных и исследовательских университетов, нацеленные на запросы рынка и т.д.

В «новой экономике» уровень конкурентоспособности  любой страны зависит от инновационной  активности в промышленности. В мировой  практике принято, что при размещении инвестиций в производство новых  продуктов и технологий иностранные  компании помимо финансово-экономического состояния отдельных субъектов  народного хозяйства, рейтингов, анализируют  и то, как много успешных инновационных  предприятий или предпринимателей выросло в той или иной стране. На сегодняшний день в России лишь 4-5% промышленных предприятий развивают  и внедряют в свою деятельность инновационные  разработки (в США этот показатель превышает 35%), в малом бизнесе  инновационные предприятия составляют менее 1% против 4-5% в США. Технопарки являются той платформой, которая  позволяет инициировать инновации, в ее рамках создаются условия  для мотивации предприятий и  людей к созданию новаций, для их превращения в успешные продукты и в дальнейшем - в успешные компании.

Цель работы заключается в исследовании механизма формирования конъюнктуры  инновационного развития региона и  определении направлений его  совершенствования. Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:

- определить сущность, роль и  значение конъюнктуры инновационного  развития региона;

- рассмотреть принципы и методы  государственной региональной поддержки  инновационной деятельности;

- осуществить анализ состояния  инновационного потенциала ЯНАО;

- исследовать основные составляющие  инновационной системы региона;

- раскрыть основные проблемы  и факторы повышения эффективности  инновационной составляющей региона.

Объектом исследования является инновационная  система ЯНАО. Предмет исследования -организационно-экономические аспекты  регионального механизма инновационного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  КОНЬЮКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

1.1 Основные составляющие инновационного развития региона

Высшие ценности нашего российского  общества закреплены Конституцией РФ. Она провозглашает основы социального государства. И все составляющие развития нашей страны, и в том числе на уровне ее региональных субъектов, должны быть подчинены основным целям, именно,  социального государства, к которым относятся:

1) Ярко выраженная социальная направленность расходов государственного бюджета. Доля социальных расходов должна составлять более 70%. Социальные расходы должны в себя обязательно включать пенсии, пособия, субсидия, услуги здравоохранения и образования.

На сегодня основная роль в финансировании этих задач принадлежит  региональным бюджетам. Ими финансируется  до 4/5 всех социально значимых задач  в регионе.

2) Предоставление по умеренным ценам или на льготной основе качественных и общедоступных общественных услуг, оказываемых, как правило, государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями (детские сады, уход за престарелыми и инвалидами на дому, учреждения дневного содержания школьников и т.д.).

3) Увеличение экономического  потенциала всех регионов и  всей страны в целом. Увеличение  экономического потенциала должно  повышать качество жизни населения

4) Охраны важнейших социальных государственных ценностей. Таких как труд и здоровье граждан.

5) Помощь социальным группам и слоям общества, которые нуждаются в особой заботе (дети, инвалиды, пожилые граждане, семьи и другие)

6) Обеспечение гражданам источника и определенного уровня дохода (минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и т.п.).

Реализации поставленных социальным государством задач невозможна без использования инновационных  путей. Ведь только инновации являются новым качественным скачком в  любом развитии.

Россия – федеративное государство. Задача каждого субъекта Российской Федерации создать необходимые  условия социально-ориентированного инновационного развития региона. При этом с наиболее полным и рациональным использованием имеющихся в нем его экономического и социально-культурного потенциала.

Чтобы в регионе сложились  условия для его инновационного развития, в нем должна возникнуть соответствующая социальным целям  регионального развития региона  конъюнктура.

Слово «конъюнктура» в  экономическом контексте, происходя  от латинского «conjuncturai», и означает совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент времени. В связи с этим, конъюнктура инновационного развития любого региона, должна предполагать формирование в нем условий, которые способствуют инновационному развитию региона для решения социально значимых задач, как в масштабе региона, так и в масштабах всей страны. Социально значимые задачи в каждом регионе задаются в рамках его социальной политики. Она закрепляется на законодательном региональном уровне и имеет наивысший приоритет при региональном развитии.

Так касательно ЯНАО, его инновационное развитие должно, прежде всего, быть направлено на реализацию социальных задач, поставленных перед регионом в рамках следующих законов:

    • Закон ЯНАО от 25.09.2009 N 70-ЗАО (ред. от 23.12.2010) "О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.09.2009)
    • Закон ЯНАО от 25.09.2009 N 75-ЗАО "О реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной научно-технической политики" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.09.2009)
    • Закон ЯНАО от 29.11.2006 N 79-ЗАО (ред. от 23.12.2010) "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 15.11.2006)
    • Закон ЯНАО от 01.07.2010 N 76-ЗАО "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа, при освещении их деятельности окружными телеканалом и радиоканалом" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.06.2010)
    • Закон ЯНАО от 03.12.2007 N 114-ЗАО (ред. от 23.12.2010) "О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 14.11.2007)
    • Закон ЯНАО от 01.07.2011 N 76-ЗАО "О торговой деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 22.06.2011)
    • Закон ЯНАО от 27.04.2011 N 49-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 20.04.2011)
    • Закон ЯНАО от 27.04.2011 N 34-ЗАО "О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 20.04.2011)

В достижении социально значимых целей приоритетную роль стали играть инновации, и это связано со следующим. По мере всё более углублённого вхождения мировой экономики в постиндустриальную (информационную) фазу становится очевидным, что эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии, новые разработки и скорость их внедрения. Источниками конкурентного преимущества национальных экономических систем стали отнюдь не традиционные факторы, такие как природные ресурсы или дешевая рабочая сила, а знания и способность на их основе генерировать и воплощать идеи. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых - построение экономики, основанной на инновациях. Такие экономические системы всё чаще называют инновационными обществами, отличительной особенностью которых является определяющая роль человеческих ресурсов, их опережающее развитие.

Анализ теоретических  основ инноваций показал, что  инновации рассматриваются с  разных точек зрения: в связи с  технологиями, коммерцией, социальными  системами, экономическим развитием  и формулированием политики. Однако единого понимания в их толковании нет, само понятие инноваций на уровне определений постоянно трансформируется, поскольку вместе с изменениями  в экономической сфере претерпевают изменения и представления, как  о сущности, так и особенностях инноваций.

Родоначальником теории инновационного развития в ее современном виде считается  Й. Шумпетер, который рассматривал инновации  как изменения в технологии и управлении, как новые направления в использовании ресурсов. По Й. Шумпетеру, «производить» означает не комбинировать имеющиеся ресурсы, а создавать нечто новое, а это касается не только самого производства, но и рынка.

Помимо Й. Шумпетера, сходная  трактовка понятия «инновация»  присуща и другим западным исследователям: Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, М.Е. Портер, Р. Солоу и др.

Саудер У.Е. и Нашар А.С., следуя международным стандартам, определяют инновацию как результат деятельности, воплощенный в новые или усовершенствованные  продукты, востребуемые рынком, новые  или усовершенствованные технологические  процессы, используемые в практической деятельности, новые услуги и новые  подходы к удовлетворению социальных потребностей.

В отечественной литературе своими исследованиями в вопросах инноваций  широко известны ученые: Ю.В. Яковец, С.Ю. Глазьев, А.Н. Фоломьев, В.И. Кушлин, В.А. Москвин, А.Н. Цветков, В.Д. Андрианов, П.Н. Завлин, А.В. Васильев, В.В. Горшков, Е.А. Кретова, Э.А. Уткин, Г.И. Морозова, Н.И. Морозова, А.И. Пригожин, Г.И. Жиц и др.

Информация о работе Коньюктура инновационного развития регионов РФ