Инновационные предприятия РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать современное инавационное предприятия.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- описать инновационное предпринимательство;
- обозначить виды предпринимательства, а так же основу его существования;
- описать инновационные предприятия России

Оглавление

Введение………………………………………………………. 2
I Глава Современные инновационные предприятия
1.1Инновационных предприятие в России………………….3-6
1.2 Виды инновационных предприятий ………………….. 7
1.3 Проблемы инновационного предпринимательства …….8-11
1.4 Возможные пути решения проблем инновационного предпринимательства………………………………………….12-13
заключение …………………………………………………….14
список литературы ……………………………………………15

Файлы: 1 файл

экономичкская организация(Современные инновационные предприятия.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

 

                                                     Содержание

 

Введение………………………………………………………. 2

 I  Глава Современные инновационные предприятия

1.1Инновационных предприятие в России………………….3-6

1.2 Виды  инновационных предприятий …………………..  7

1.3 Проблемы инновационного предпринимательства …….8-11

1.4 Возможные пути решения проблем инновационного предпринимательства………………………………………….12-13

заключение …………………………………………………….14

список литературы ……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Актуальность  выбранной темы заключается в  важности развития инновационного предпринимательства, как важнейшей категории повышения  конкурентоспособности страны.

Цель  данной работы – исследовать современное инавационное предприятия.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

- описать инновационное предпринимательство;

- обозначить виды предпринимательства,  а так же основу его существования;

- описать инновационные предприятия  России

Объектом  исследования работы явилось инновационные  предприятия России, предметом исследования - проблемы инновационного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I  Глава  Современные инновационные предприятия

1.1Инновационных предприятие в России

Существует несколько инновационных  предприятий малое, среднее и  крупное.

Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие  конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов. К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

- оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

- низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным  контактам с ними;

- отсутствие бюрократических процедур  в организации в виду минимальной  управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий  связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными  возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных  подразделений, что связано с  незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия  не получают синергетический эффект.Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

- возможность реализации собственных  творческих проектов;

- высокая степень самостоятельности  и свободы в принятии решений;

- утверждение высокого имиджа  и творческое признание успеха  в инновационной сфере и др.

Повышенной  инновационной активности малого предпринимательства  способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация  новшеств и то, что инновационная  деятельность - это единственная возможность  для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства. Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

- деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного  предпринимательства и обеспечивающий  управление и услуги в юридической,  бухгалтерской, экономической и  другой деятельности малым предприятиям;

- внедренческая фирма, специализирующаяся  на внедрении, патентовании и  лицензировании, продвижении на  рынок научно-технических новшеств  и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого  использования и продаже лицензий.

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного  конечного инновационного продукта.Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:

- использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

- отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

- невысокой капиталоемкости производства  и продвижении на рынок;

- использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;

- возможности прямых контактов  с потребителями;

- возможности многовариантного использования  результатов выполненных НИОКР,  приложение их к различным  потребностям;

- относительной стабильности экономических  условий деятельности и устойчивость  цен на сырье, материалы, комплектующие,  энергию и др.

Малые инновационные предприятия в  России в настоящее время действуют  в сфере разработки программных  продуктов, лазерной техники, маркетинговых  исследований, в области «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей  хорошие рыночные перспективы. Именно поэтому они могли бы оказать  существенное влияние на улучшение  качества и повышение конкурентоспособности  производимой продукции. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских  институтов, крупных НПО и функционирующие  по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих  потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано  на оказание научно-инженерных услуг .Динамика развития малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста производства и наращивание производственного и научного потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль .Малые технологические фирмы занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов. В России созданы практически все необходимые базовые элементы поддержки инновационного предпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малым инновационным предприятиям в их становлении и деятельности. Вместе с тем значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций. Однако малый бизнес в России играет еще не достаточно активную роль. Российский малый бизнес отстает от своего европейского аналога как в части решения проблем занятости, так и в насыщении рынков товарами и услугами. Инвестиции российских компаний в исследования и разработки остаются на низком уровне. К тому же спрос на продукцию инновационных компаний в России также остается низким.Многие российские малые и средние предприятия по своей природе являются инновационными, поскольку были созданы на базе научно-исследовательских институтов и вполне могли бы производить инновационную продукцию на рынках в условиях XXI века. Однако нынешней уровень коммерциализации результатов научно - исследовательской деятельности предприятий учреждений пока остается низким, а у персонала инновационных компаний еще нет необходимых навыков и опыта управления бизнесом, проведения исследований рынка и пр. Большинство российских компаний не знают, как превратить свои инновации в конечную продукцию, которую можно продать на рынке. Предпринимателям не хватает знаний по менеджменту, маркетингу, они не могут свободно общаться с зарубежными партнерами и клиентами на английском языке. Часто инновационные компании не знают, где можно получить необходимую информацию, знания и опыт. Поскольку в одиночку предприятию трудно стать действительно инновационным, успех инноваций и инновационного бизнеса зависит от сотрудничества нескольких инновационных компаний. Но сложность состоит в том, что сами компании пока еще не осознали необходимость такого сотрудничества, и каждая компания продолжает работать в одиночку. Информацию, например, о средствах и способах защиты прав интеллектуальной собственности, а также информацию по законодательству, связанному с инновационным бизнесом, по-прежнему получить из внешних источников достаточно сложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды  инновационных предприятий

Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

Организационные — совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1.3 Проблемы инновационного предпринимательства

Если  посмотреть на типичный инновационный  процесс, то проблем здесь сегодня  много и главная, конечно, недостаток финансирования. Основные проблемы начинаются, если мы говорим о инновационном процессе, с началом производства. Банки иногда появляются на этой стадии, но далеко не всегда вкладывают деньги в развитие производства. Сегодня они могут делать деньги гораздо проще на каких-то других, не связанных с производством операциях. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий, как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Так, Правительством города Москва в последние годы реализуется ряд мер по поддержке и развитию малых и средних инновационных предприятий. Например, введена система государственных гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее время составляет от 50% до 70%. Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически без залога и получать кредит не под 25% годовых, а под 10% .Предприятиям дают не просто бюджетные деньги, а кредиты. Даже уже для работающего предприятия не по силам банковские кредиты, которые берут вроде бы под маленькие проценты и, которые они не успевают отслеживать расплачиваться за них. Поэтому проблема в очень высоких кредитных ставках, которые сегодня есть.Так же к проблемам инновационных предприятий можно отнести основные и оборотные фонды. Многие предприятия предпочитают не брать фонды, потому что пойдут налоги. Следовательно, предпочтение отдаётся арендованным фондам. А для иностранного инвестора становиться не понятным, как, например, у фирмы объем реализации полмиллиарда рублей в месяц, а фонды близки к нулю. Не могут понять этого и аудиторские компании. Как следствие, не идут инвестиции .Так же существуют другие проблемы предпринимательства в научно-технической сфере: не работает система госзаказа, не стабильны налоговые льготы.Отсутствие активного интереса со стороны отечественных и зарубежных компаний финансировать инновационный бизнес, он во многом объясняет тем фактом, что далеко не все инновационные проекты достойны финансирования. Поэтому необходимо усилить подготовку кадров, акцентировать внимание на создании технопарков.Главной проблемой развития инновационного предпринимательства остается отсутствие нормативных государственных документов, определяющих статус технопарков, их место как важного инструмента интеграции науки и производства, в том числе для создания высокотехнологических отраслей промышленности, федерального и регионального законов, гарантирующих благоприятный инвестиционный климат. Определённая законодательная база сегодня существует (Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» Гражданский кодекс РФ), однако требует серьёзной корректировки. Достаточно упомянуть тот факт, что в нашем законодательстве до сих пор не упоминаются даже такие ключевые понятия как «инновация» и «инновационная деятельность». К тому же, не дано определение таким важнейшим понятиям, относящиеся к инновационной инфраструктуре, как технопарк, инновационно-технологические центры, центры по передаче технологий .Неразбериха с основными понятиями и размытые критерии оценки не позволяют вести статистику, мониторинг и объективную оценку инновационного потенциала страны.Низкая активность предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив - способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций .Отсутствие согласованности, относится и к законодательной базе РФ: так, был принят Закон №217-ФЗ, который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, с целью получения дохода от создаваемых идей, что способствует активному развитию инновационных технологий (как показывает практика иностранных государств). В соответствии с Законом №217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в хозяйственных обществах и направлять их на указанные в законе цели. Но это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических преференций и налоговых льгот (как уже было отмечено ранее) у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. Обозначенный пробел в законодательстве не позволил принятому Закону №217-ФЗ обеспечить ожидаемые результаты: фактически создано 4 предприятия на базе ВУЗов и НИИ (планировалось около 200), которые на данный момент не функционируют. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо активное участие самих «инноваторов» в формировании национальной инновационной политики, для чего в рамках министерства идет работа по созданию механизмов общественного контроля за эффективностью реализации инновационных программ.Отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций - одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50% предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.Так же к проблемам предпринимательства, связанного с инновационной деятельностью можно отнести проблему организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана - все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.Таким образом, можно увидеть, что на данный момент у инновационного предпринимательства в России существует много проблем, связанных с осуществлением этой деятельности, которые требуют решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Возможные пути решения проблем инновационного            предпринимательства

Глобализация  мировой экономики, постоянный рост цен на все виды сырьевых ресурсов, в особенности на энергоносители, и возрастающая конкуренция на мировых  рынках обусловили выбор инновационного пути развития всеми развитыми странами мира .Основными стимулами для внедрения инноваций являются повышение конкурентоспособности продукции, рост прибыли, расширение доли рынка, сокращение издержек производства. Поэтому в центре инновационных процессов находятся производители товаров и услуг, а основным фактором, влияющим на инновационность экономики, является способность субъектов хозяйствования воспринимать и внедрять инновации.Таким образом, для того чтобы решить проблемы инновационного предпринимательства необходимо следущее.Разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Более кратко сформулировать эту задачу можно так - узаконить терминологию, а так же внести значительные изменения в нормативно правовую базу.Необходимо создать конкуренцию, которая возможна лишь при хороших финансовых стимулах. Создать схему мотивации предприятий. В качестве желательных мер: снижение пошлин на оборудование; решение таможенных проблем; введение льгот по налогу на прибыль. Предоставлять инновационным предприятиям энергетику и арендуемые помещения на льготных условиях. Также, для развития инновационного бизнеса в России необходимо вводить льготы: таможенные, налоговые и др. Так, например в Китае, НДС для всех организаций - 18%, а для инновационного бизнеса - 6%. Такие меры позволят развиться этому виду деятельности, который в конечном итоге не только удвоит, но и утроит ВВП, и поставит Россию в мире на почётное место.Также необходимо подготовить квалифицированный персонал, а для этого действенным будет открытие инновационно-технологических центров при ВУЗах, а также проблемы нехватки знаний могут решить бизнес инкубаторы. Они облегчат начальные стадии развития новых предприятий, обучат их владельцев, создадут условия и предоставят ресурсы для ускоренного развития компаний, сокращая статистику неудач в бизнесе. Создание центра трансфера технологий (инновационные центры), где проводят анализ, экспертизу, мониторинг, а также технопарки, где на базе университета или научного центра собраны малые инновационные предприятия, и которые являлись бы экспериментальной площадкой для подготовки кадров в инновационной деятельности. Одним из элементов инновационной системы должны стать научно-учебные интеграционные комплексы, которые позволили бы интегрировать научную и учебную деятельность вузов, сформировать при них бизнес-структуры для коммерциализации разработок.

Информация о работе Инновационные предприятия РФ