Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Первые Совместные Предприятия. История 6
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 9
ГЛАВА 2 12
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 25
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 30
Ликвидация совместного предприятия 31
Арбитраж 32
ГЛАВА 3 35
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 35
Порядок государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Новосибирской области 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 46
1
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Первые Совместные Предприятия. История 6
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 9
ГЛАВА 2 12
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 25
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 30
Ликвидация совместного
Арбитраж 32
ГЛАВА 3 35
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 35
Порядок государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Новосибирской области 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 46
ВВЕДЕНИЕ
Современная инвестиционная
ситуация, сложившаяся в России,
характеризуется комплексным
Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.
Во-вторых, анализ капитальных операций Российской Федерации показывает, что Россия продолжает оставаться крупнейшим иностранным нетто-инвестором, причем в роли донора выступают как государство, так и частный сектор. Иными словами, при огромных инвестиционных потребностях российской экономики национальный частный капитал предпочитает инвестироваться в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы. При этом вывоз российского капитала, включая осуществляемый в противоправных формах, сопоставим с размерами западной финансовой помощи, оказываемой нашей стране, или даже превышает их.
В-третьих, отсутствует стимул для трансформирования в инвестиции огромных сбережений российского населения. Большая их часть вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику, что означает предоставление беспроцентного кредита стране происхождения валюты, т.е. инвестирование американской а не отечественной экономики.
В-четвертых, несмотря на прилагаемые усилия, государственной власти не удалось добиться перераспределения мировых инвестиционных потоков в пользу нашей страны, объем прямых иностранных капиталовложений в российскую экономику незначителен, в силу чего Россия продолжает оставаться на периферии интересов стратегических иностранных инвесторов. Таким образом, страна переживает тяжелейший инвестиционный кризис, являющийся важнейшей составляющей национального общеэкономического кризиса.
Объектом исследования в данной работе являются совместные предприятия и их деятельность на территории Российской Федерации.
Значение иностранных инвестиций как одного из непременных условий экономического возрождения страны состоит в том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. По этому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать оживлению экономики Российской Федерации и выводу ее из кризиса.
Целью данной работы является исследование правового регулирования деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации, как одного из основных способов привлечения иностранных инвестиций в экономику.
В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. Создается много мелких совместных предприятий с незначительной долей иностранного капитала. К сожалению, на сегодняшний день, климат, в котором вынуждены работать такие компании нельзя назвать благоприятным. Существует множество проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, налогообложением, высокой степенью риска для тех, кто решил работать на российском рынке (многие крупные иностранные инвесторы вынуждены даже страховать себя от политических и иных рисков, вызванных нестабильной обстановкой в нашей политической и экономической системах).
"В свою очередь
участие иностранного капитала
в России обнаруживает ряд
отрицательных последствий
Этим определяется актуальность темы дипломного исследования и его предмета - правового регулирования деятельности СП в России.
В данной работе были использованы материалы, собранные в ходе прохождения практики в одном из крупных СП, а также законодательные акты, применимые в этой ___________________
области, материалы, предоставленные комитетом по внешнеэкономическим и межрегиональным связям администрации Новосибирской области, а также публикации по этому вопросу. Методом данной работы будет служить обобщение и анализ этих иатериалов, а также собственного опыта автора, который работает в одном из крупных новосибирских СП.
ГЛАВА 1
Первые Совместные Предприятия. История
Нормативное регулирование
совместного
Совместное
Первый этап - как форма международного экономического сотрудничества совместное предпринимательство использовалось уже в первые годы советской власти. Собственно, концессионные предприятия и создавались как смешанные хозяйственные общества с присутствием иностранного капитала.
Вторым этапом совместного предпринимательства в нашей стране стали 70-80-е гг. В это время в СССР началось освоение лицензионной торговли с иностранными государствами. Начался этап инвестиционного сотрудничества, когда в качестве объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность.
"Лицензионное сотрудничество и производственная кооперация позволили накопить определенный опыт решения сложных коммерческих вопросов, возникающих в практике советских внешнеторговых организаций, и подготовили базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества - совместному предпринимательству."1
Третий этап совместного предпринимательства ведет свой отсчет с 1986 г., когда постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. №991 наряду с дальнейшим использованием научно-технической и производственной кооперации предусмотрело создание на территории СССР СП с участием фирм капиталистических и развивающихся стран. Однако для данного этапа совместного предпринимательства в Советском Союзе были характерны два следующих момента. Во-первых, все СП ___________________
создавались не на территории страны, как предписывалось в вышеназванном постановлении, а исключительно за рубежом. Во-вторых, ограничивалась предметная сфера организации СП: они действовали только в торговле и рыболовстве.
Современный этап начался в 1987 г.
Ветераны совместного
предпринимательства
Это сенсационное заявление Горбачева было зафиксировано и подхвачено иностранными средствами массовой информации. В Министерство внешней торговли вызвали всех, кто имел хоть какие-то кооперационные соглашения с иностранными компаниями. Им объяснили, что такое совместные предприятия и предложили что-либо придумать. Отдельно проводились собеседования на ту же тему с иностранными партнерами советских организаций и учреждений. Государственный аппарат тоже не бездействовал, и 13 января 1987 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Совмина "О совместном предпринимательстве и совместных хозяйственных объединениях". Этот документ предполагал широкие льготы по налогообложению и таможенным сборам для СП, что немало поспособствовало совместному предпринимательству по обе стороны государственной границы СССР.
С точки зрения привлечения иностранных инвестиций в страну решение Президиума Верховного Совета и Совмина было очень сильным.
Первое СП было зарегистрировано в июле 1987 года , оно было прибалтийским и занималось картонной упаковкой.
Средний цикл согласования учредительных и иных документов СП в первые годы их существования составлял 9-10 месяцев. Требовались визы Минфина, Госкомтруда, Госплана, КГБ. Причем соискатель разрешения внутри каждого ведомства должен был пройти еще множество "подынстанций". В Госплане, например, требовали согласования в четырех разных отделах. Но известен случай, когда СП было создано и зарегистрировано за один день. Раджив Ганди приезжал с официальным визитом в Москву, и к его приезду решено было сделать сюрприз - советско-индийское СП. Так на Красной Пресне появился ресторан "Дели", который жив и до сих пор.
''23 февраля 1988 года собрались генеральные директора 23 СП, всех, которые были
к тому времени зарегистрированы в СССР. Они образовали совет директоров СП, который потом преобразовался в Ассоциацию совместных предприятий и международных объединений.''1 Некоторые госпредприятия специально учреждали при себе СП, чтобы
пользоваться облегченным режимом оформления виз. Все это по большей части шло на пользу.
В октябре 1990г. Президент СССР издал Указ " Об иностранных инвестициях в СССР", а в декабре того же года Верховный Совет СССР принял "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР", которые послужили правовой базой для принятия законов об иностранных инвестициях в целом ряде союзных республик, в том числе закона " Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., являющегося в настоящее время одним из главных документов в этой области.
Сегодня СП как юридическая форма предприятия не существует. Большинство СП перерегистрировались в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
________________
1 Бергер М. Первые
СП, или происхождение
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Анализ мирового опыта показывает, что учреждение на территории принимающего государства (страны-реципиента) коммерческих организаций с участием инвестиций, происходящих из зарубежных государств (стран-доноров или инвесторов), является наиболее распространенной и эффективной формой современной практики международного инвестиционного сотрудничества.
Создание фирм с участием иностранного и местного капиталов (в нашем понимании - совместных предприятий, СП) обычно используется для реализации консолидированными усилиями проектов, которые не под силу национальным компаниям.
"Понятие "совместное предприятие" (англ.- joint venture) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность. "1
Создание коммерческих
организаций совместного
"Закон об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., имея в виду хозяйствующих субъектов, в создании которых принимают участие иностранные инвесторы, употреблял в качестве синонимов два термина - "предприятие с долевым участием иностранных инвестиций" и "совместное предприятие". Специалисты считают, что ''правильнее было бы ограничиться только первым, поскольку второй не указывает на иностранное происхождение инвестиций, на базе которых учреждено предприятие, а говорит лишь о том, что в качестве учредителей предприятия выступают несколько (более одного) лиц, не делая при этом акцента на иностранном происхождении одного или нескольких соучредителей''.1