Совместные предприятия в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Первые Совместные Предприятия. История 6
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 9
ГЛАВА 2 12
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 25
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 30
Ликвидация совместного предприятия 31
Арбитраж 32
ГЛАВА 3 35
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 35
Порядок государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Новосибирской области 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 46

Файлы: 1 файл

Совместные предприятия в РФ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

1



 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 6

Первые Совместные Предприятия.   История 6

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ  КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ  УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 9

ГЛАВА 2 12

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 19

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ  С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 25

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВМЕСТНОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ. 30

Ликвидация совместного предприятия 31

Арбитраж 32

ГЛАВА 3 35

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 35

Порядок государственной регистрации  предприятий с иностранными инвестициями на территории  Новосибирской области 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 46

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся в России, характеризуется комплексным воздействием на нее совокупности следующих негативных факторов.

Во-первых, сохраняется  тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.

Во-вторых, анализ капитальных  операций Российской Федерации показывает, что Россия продолжает оставаться крупнейшим иностранным нетто-инвестором, причем в роли донора выступают как государство, так и частный сектор. Иными словами, при огромных инвестиционных потребностях российской экономики национальный частный капитал предпочитает инвестироваться в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы. При этом вывоз российского капитала, включая осуществляемый в противоправных формах, сопоставим с размерами западной финансовой помощи, оказываемой нашей стране, или даже превышает их.

В-третьих, отсутствует  стимул для трансформирования в  инвестиции огромных сбережений российского населения. Большая их часть вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику, что означает предоставление беспроцентного кредита стране происхождения валюты, т.е. инвестирование американской а не отечественной экономики.

В-четвертых, несмотря на прилагаемые усилия, государственной  власти не удалось добиться перераспределения  мировых инвестиционных потоков  в пользу нашей страны, объем прямых иностранных капиталовложений в  российскую экономику незначителен, в силу чего Россия продолжает оставаться на периферии интересов стратегических иностранных инвесторов. Таким образом, страна переживает тяжелейший инвестиционный кризис, являющийся важнейшей составляющей  национального общеэкономического кризиса.

Объектом исследования в данной работе являются совместные предприятия и их деятельность на территории Российской Федерации.

Значение иностранных  инвестиций как одного из непременных  условий экономического возрождения  страны состоит в том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. По этому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать оживлению экономики Российской Федерации и выводу ее из кризиса.

Целью данной работы является исследование правового регулирования  деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации, как одного из основных способов привлечения иностранных инвестиций в экономику.

В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. Создается много мелких совместных предприятий с незначительной долей иностранного капитала. К сожалению, на сегодняшний день, климат, в котором вынуждены работать такие компании нельзя назвать благоприятным. Существует множество проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, налогообложением, высокой степенью риска для тех, кто решил работать на российском рынке (многие крупные иностранные инвесторы вынуждены даже страховать себя от политических и иных рисков, вызванных нестабильной обстановкой в нашей политической и экономической системах).

"В свою очередь  участие иностранного капитала  в России обнаруживает ряд  отрицательных последствий долгосрочного  характера. В их числе приоритетное  внимание западных инвесторов  к добыче и экспорту топливно-энергетических ресурсов, что способствует исчерпанию невозобновляемой продукции и гипертрофированному развитию экономики страны и отдельных регионов. Слабость государственного регулирования иностранного капитала в РФ создает условия для развития в стране малоэффективного производства, сильно загрязняющего окружающую среду."1

Этим определяется актуальность темы дипломного исследования и его  предмета - правового регулирования  деятельности СП в России.

В данной работе были использованы материалы, собранные в ходе прохождения практики в одном из крупных СП, а также законодательные акты, применимые в этой ___________________

  1. Басс Л.А. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России.// Внешняя торговля. -1999 №6. с.12.

области, материалы, предоставленные комитетом по внешнеэкономическим и межрегиональным связям администрации Новосибирской области, а также публикации по этому вопросу. Методом данной работы будет служить обобщение и анализ этих иатериалов, а также собственного опыта автора, который работает в одном из крупных новосибирских СП.

 

 

ГЛАВА 1

Первые Совместные Предприятия.   История

 

Нормативное регулирование  совместного предпринимательства  национальных и иностранных хозяйствующих  субъектов в нашей стране осуществляется с начала  20-х гг. Возможность создания смешанных хозяйственных организаций была законодательно закреплена в РСФСР декретом "Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых  ее судами" от 22 мая 1922 г., согласно которому  иностранные компании могли создавать в России собственные юридические лица  и заниматься на ее территории определенными видами хозяйственной деятельности.

Совместное предпринимательство  в нашей стране прошло несколько  этапов.

Первый этап - как форма  международного экономического сотрудничества совместное предпринимательство использовалось уже в первые годы советской власти. Собственно, концессионные предприятия и создавались как смешанные хозяйственные общества с присутствием иностранного капитала.

Вторым этапом совместного предпринимательства в нашей стране стали 70-80-е гг. В это время в СССР началось освоение лицензионной торговли  с иностранными государствами. Начался этап инвестиционного сотрудничества, когда в качестве  объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность.

"Лицензионное сотрудничество и производственная кооперация  позволили накопить определенный опыт решения сложных коммерческих  вопросов, возникающих в практике советских внешнеторговых организаций, и подготовили базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества - совместному предпринимательству."1

Третий этап совместного  предпринимательства ведет свой отсчет  с 1986 г., когда постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР   от 19 августа 1986 г. №991 наряду с дальнейшим использованием научно-технической и производственной кооперации предусмотрело создание на территории СССР СП  с участием фирм капиталистических и развивающихся стран. Однако для данного этапа совместного предпринимательства в Советском Союзе были характерны два следующих момента. Во-первых, все СП ___________________

  1. Бублик В.А. СП в России: Организационно-правовые аспекты: Метод. пособие. М., 1993. С 24.

создавались не на территории страны, как предписывалось в вышеназванном постановлении, а исключительно за рубежом. Во-вторых, ограничивалась предметная сфера организации СП: они действовали только в торговле и рыболовстве.

Современный этап начался  в 1987 г. 

Ветераны совместного  предпринимательства утверждают, что  появление СП в СССР  стало результатом оговорки генерального секретаря  М.С. Горбачева. Еще в первой половине 1986 года  в одном из своих интервью  на Западе  Горбачев сказал  о готовности Союза развивать совместное предпринимательство.

Это сенсационное заявление Горбачева было зафиксировано и подхвачено иностранными средствами массовой информации. В Министерство внешней торговли вызвали всех, кто имел  хоть какие-то кооперационные соглашения с иностранными компаниями. Им объяснили, что такое  совместные предприятия  и предложили  что-либо придумать. Отдельно проводились собеседования на ту же тему с иностранными партнерами советских организаций и учреждений. Государственный аппарат тоже не бездействовал, и 13 января 1987 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Совмина "О совместном предпринимательстве и совместных хозяйственных объединениях". Этот документ  предполагал широкие льготы  по налогообложению и таможенным сборам для СП, что немало поспособствовало совместному предпринимательству по обе стороны государственной границы СССР.

С точки зрения  привлечения  иностранных инвестиций в страну решение Президиума Верховного Совета и Совмина было очень сильным.

Первое СП было зарегистрировано в июле 1987 года , оно было прибалтийским  и занималось картонной упаковкой.

Средний цикл согласования учредительных и иных документов СП в первые годы их существования  составлял 9-10 месяцев. Требовались  визы Минфина, Госкомтруда, Госплана, КГБ. Причем соискатель разрешения  внутри каждого ведомства должен был пройти еще множество "подынстанций". В Госплане, например, требовали согласования в четырех разных отделах. Но известен случай, когда СП  было создано и зарегистрировано за один день. Раджив Ганди приезжал с официальным визитом в Москву, и к его приезду решено было сделать сюрприз - советско-индийское СП. Так на Красной Пресне появился ресторан "Дели", который жив и до сих пор.

''23 февраля 1988 года собрались генеральные директора 23 СП, всех, которые были

к тому времени зарегистрированы в СССР. Они образовали совет директоров СП, который потом преобразовался в Ассоциацию совместных предприятий и международных объединений.''1 Некоторые госпредприятия специально учреждали при себе СП, чтобы 

пользоваться облегченным  режимом оформления виз. Все это по большей части шло на пользу.

В октябре 1990г. Президент  СССР издал Указ " Об иностранных инвестициях в СССР", а в декабре того же года Верховный Совет СССР принял "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР", которые послужили правовой базой для принятия законов об иностранных инвестициях в целом ряде союзных республик, в том числе закона " Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., являющегося в настоящее время одним из главных документов в этой области.

Сегодня СП как юридическая форма предприятия не существует. Большинство СП перерегистрировались в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

1 Бергер М. Первые  СП, или происхождение иностранного  капитала. //Известия. - 1995. - 18 апреля - с.14.

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С  ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

 

Анализ мирового опыта  показывает, что учреждение на территории принимающего государства (страны-реципиента) коммерческих организаций с участием инвестиций, происходящих из зарубежных государств (стран-доноров или инвесторов), является наиболее распространенной и эффективной формой современной практики международного инвестиционного сотрудничества.

Создание фирм с участием иностранного и местного капиталов (в нашем понимании - совместных предприятий, СП) обычно используется для реализации консолидированными усилиями проектов, которые не под силу национальным компаниям.

"Понятие "совместное предприятие" (англ.- joint venture) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества   и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность. "1

Создание коммерческих организаций совместного ведения  осуществляется путем: совместного  учреждения местной и иностранной  фирмами нового предприятия, приобретения иностранной фирмой пая (доли) в предприятии местной компании, покупки местной фирмой пая в предприятии, полностью принадлежащем иностранному субъекту.

"Закон об иностранных  инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., имея в виду хозяйствующих  субъектов, в создании которых принимают участие иностранные инвесторы, употреблял в качестве синонимов два термина - "предприятие с долевым участием иностранных инвестиций" и "совместное предприятие". Специалисты считают, что ''правильнее было бы ограничиться только первым, поскольку второй не указывает на иностранное происхождение инвестиций, на базе которых учреждено предприятие, а говорит лишь о том, что в качестве учредителей предприятия выступают  несколько (более одного) лиц, не делая при этом акцента на иностранном происхождении одного или нескольких соучредителей''.1

Информация о работе Совместные предприятия в РФ