Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:59, контрольная работа
Вся экономика Беларуси сегодня нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Беларуси сегодня определяется не только количественными показателями (такими, как уровень и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в с
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ : ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ………………………..3
2. УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ………………………6
2.1. Нормативно-правовое регулирования создания и деятельности СП……..6
2.2. Роль СП в экономике Республики Беларусь………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ И
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
2. УСЛОВИЯ И
ТЕНДЕНЦИИИ РАЗВИТИЯ
2.1. Нормативно-правовое регулирования создания и деятельности СП……..6
2.2. Роль СП
в экономике Республики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Вся экономика Беларуси сегодня нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Беларуси сегодня определяется не только количественными показателями (такими, как уровень и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в стране сохранено высокое качество рабочей силы, государством обеспечивается требуемая сегодня система подготовки и переподготовки кадров рабочих профессий и специалистов высшей квалификации. Принятая в стране стратегия трансформации создала предпосылки, позволяющие при взаимодействии со странами Европы в последующие 5 лет наращивать производительность, сохраняя этим самым свои позиции в области внешнеэкономической конкурентоспособности. Принятая в 2001 г. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. предусматривает дальнейшее совершенствование рамочных условий (финансовых, политических, организационных, управленческих, социальных), обеспечивающих максимальное привлечение иностранных инвестиций для технической и технологической модернизации экономики. Потенциальная ее потребность в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме инвестиций) [6, c.51].
Наиболее адекватной формой участия в международном сотрудничестве и привлечения иностранных инвестиций для государств с переходной экономикой является совместное с иностранным капиталом предпринимательство, основой которого выступает необходимость и возможность привлечения и использования прямых иностранных инвестиций.
Так, важность проведения анализа совместного предпринимательства обусловлена рядом причин.
Во-первых, в ходе открытия экономики Беларуси для иностранного капитала, принимая инвестиции какой-либо фирмы, в белорусских интересах использовать не только ее собственный потенциал, но и сеть партнерских отношений с фирмами других стран.
Во-вторых, подобные контрактные и уставные модели сотрудничества уже применяются иностранными фирмами на территории республики.
1.
СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ
АСПЕКТ
Совместное
предпринимательство
Формами реализации отношений, возникающих в рамках совместного предпринимательства, являются совместное производство и совместное предприятие (СП).
Совместное производство как форма совместного предпринимательства представляет собой разнообразные виды межфирменного взаимодействия или кооперационных соглашений в производственной сфере, предполагающие объединение всех производственных, предпроизводственных и послепроизводственых операций, осуществляемых партнерами, в единый процесс.
Совместное предприятие - такая форма совместного предпринимательства отечественных и иностранных партнеров, при которой создается общая производственная база; производится продукт, находящийся в общей собственности национального и иностранного партнеров; осуществляется общее управление, имеет место общее участие в прибылях и несение рисков [6, с.51].
В отечественной и зарубежной экономической и юридической литературе отсутствует единое мнение в отношении определения понятия «совместное предприятие»: можно встретить использование определений «смешанное общество», «смешанная компания», «смешанная фирма», «предприятие совместного владения» и др.
Чтобы отделить совместные предприятия (СП) от других форм и выявить специфику их деятельности в различных сферах экономической жизни, СП рассматриваются как экономико-организационная форма сотрудничества. Это позволяет не только раскрыть специфические черты СП как вида кооперационной деятельности, но и указать на границу, за которой они превращаются в другие экономические формы.
Существует подвижность границ между:
Поэтому в раскрытии содержания СП организационный подход является важнейшим.
Классифицированные по такому признаку формы СП, во-первых, предстают объектами контроля со стороны государства и других агентов производства, во-вторых — определяют контрагентов реализации собственности и меру ответственности СП и его партнеров.
Историко-экономический анализ совместного предпринимательства показывает определенную однотипность предпосылок создания как смешанных обществ и концессий 20-х годов, так и совместных предприятий 80—90-х годов. Это позволяет рассматривать СП и все исторически предшествовавшие им формы экономического сотрудничества бывшего СССР с зарубежными странами как явление не случайное, а закономерное, обусловленное процессами интернационализации хозяйственной жизни.
Еще в годы НЭПа в рамках «смешанных обществ» (аналоги СП) складывалась долевая структура собственности при совместном управлении предприятием и экономическая ответственность за коммерческо-производственные операции. Как подчеркивается в изданной в 1925 году в СССР книге «Иностранный капитал в России», деятельность созданных в те годы смешанных обществ позволила устанавливать деловые контакты со многими зарубежными государствами и фирмами, способствовала снятию экономической блокады, увеличению доходов государства в бюджет.
И хотя политическая оценка использования иностранного капитала в то время сводилась лишь к «временной мере», следует отметить два характерных момента. Первый связан с той тщательностью, с которой было разработано постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 3 сентября 1927 года «Об утверждении положения об акционерных обществах». В результате, данные в нем рекомендации на различные случаи экономической практики были в 1990 году во многом использованы при разработке аналогичного нормативного документа.
Следующий момент связан с тем, что идея смешанных обществ, концессий стала частью новой экономической политики, общего плана развития производительных сил страны.
В последующем в нашей стране на тех или иных этапах ее исторического развития использовались самые различные формы сотрудничества с иностранными партнерами. Так, например, в 70-е годы широкое распространение получило применение компенсационных сделок и лишь в конце 80-х годов XX ст. — создание совместных с зарубежными партнерами предприятий [5, c.23].
Проследив
эволюцию правового и финансового
регулирования иностранных
Развитие
совместного
Во-первых, появление новых отраслей и видов производств требует больших инвестиций, которые иногда не под силу одной отдельно взятой стране.
Во-вторых,
необходимость научно-
В-третьих, различия в природных и трудовых ресурсах побуждают одни страны привлекать капитал для освоения природных богатств и создания дополнительных рабочих мест, а другие - вывозить капитал для использования еще не задействованных в полной мере
Этими
причинами определяются место и
роль совместного
2.
УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИИ
РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
2.1.
Нормативно-правовое
регулирования создания
и деятельности СП
Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является хозяйствующий субъект Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь. (Стоит отличать, что иностранным предприятием является созданное в качестве юридического лица согласно законодательству Республики Беларусь, предприятие или организация, в котором иностранные инвестиции составляют 100 процентов)
Совместные предприятия создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам Республики Беларусь. Совместное предприятие создается на основе договора, заключенного участниками этого предприятия.
Так, совместные предприятия могут создаваться как в форме договорных (полные товарищества), так и уставных (акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью). Характерным примером договорного СП может служить форма, определяемая в России как «толлинг», предусматривающая обеспечение производственных потребностей белорусских промышленных предприятий за счет давальческого импортного сырья. Механизм «толлинга» предполагает следующий порядок взаимодействия зарубежных партнеров: иностранный инвестор заключает с белорусским предприятием-производителем «толлинговый договор», согласно которому этот инвестор финансирует импорт сырья в Беларусь, оплачивает работу производственного предприятия по его переработке и является собственником продукции, изготовленной из импортного сырья. В то же время, следует отметить, что благодаря созданию «уставных СП» могут быть реализованы некоторые проекты, неосуществимые при других формах сотрудничества с иностранными инвесторами, по сравнению с которыми они имеют два основных преимущества: во-первых, при их создании привлекаются новые материальные и финансовые ресурсы (в том числе в виде импортного оборудования, лицензий и «ноу-хау»), которые входят в состав основных фондов СП и не требуют непосредственной оплаты; во-вторых, в процессе их функционирования объединяются интересы белорусского и иностранного контрагентов, что предполагает их взаимную заинтересованность в совершенствовании производственной деятельности, завоевании новых рынков сбыта. Особо отметим, что ни в континентальной, ни в англо-американской системах права ничего подобного нашему «совместному предприятию» нет.