Совместное предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Вся экономика Беларуси сегодня нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Беларуси сегодня определяется не только количественными показателями (такими, как уровень и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в с

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ : ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ………………………..3
2. УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ………………………6
2.1. Нормативно-правовое регулирования создания и деятельности СП……..6
2.2. Роль СП в экономике Республики Беларусь………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….16

Файлы: 1 файл

СП.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. СУЩНОСТЬ И  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ : ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ  АСПЕКТ………………………..3

2. УСЛОВИЯ И  ТЕНДЕНЦИИИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАСТОЯЩЕЕ  ВРЕМЯ………………………6

2.1. Нормативно-правовое регулирования создания и деятельности СП……..6

2.2. Роль СП  в экономике Республики Беларусь………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Вся экономика Беларуси сегодня нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.

    Инвестиционная  привлекательность Беларуси сегодня определяется не только количественными показателями (такими, как уровень и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в стране сохранено высокое качество рабочей силы, государством обеспечивается требуемая сегодня система подготовки и переподготовки кадров рабочих профессий и специалистов высшей квалификации. Принятая в стране стратегия трансформации создала предпосылки, позволяющие при взаимодействии со странами Европы в последующие 5 лет наращивать производительность, сохраняя этим самым свои позиции в области внешнеэкономической конкурентоспособности. Принятая в 2001 г. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. предусматривает дальнейшее совершенствование рамочных условий (финансовых, политических, организационных, управленческих, социальных), обеспечивающих максимальное привлечение иностранных инвестиций для технической и технологической модернизации экономики. Потенциальная ее потребность в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме инвестиций) [6, c.51].

    Наиболее  адекватной формой участия в международном сотрудничестве и привлечения иностранных инвестиций для государств с переходной экономикой является совместное с иностранным капиталом предпринимательство, основой которого выступает необходимость и возможность привлечения и использования прямых иностранных инвестиций.

    Так, важность проведения анализа совместного предпринимательства обусловлена рядом причин.

    Во-первых, в ходе открытия экономики Беларуси для иностранного капитала, принимая инвестиции какой-либо фирмы, в белорусских интересах использовать не только ее собственный потенциал, но и сеть партнерских отношений с фирмами других стран.

    Во-вторых, подобные контрактные и уставные модели сотрудничества уже применяются иностранными фирмами на территории республики.

    1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ : ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ 

    Совместное  предпринимательство представляет собой систему сотрудничества, при которой формируется самостоятельная область хозяйствования, соединяются ресурсы и усилия партнеров, развиваются отношения по совместному управлению хозяйственной деятельностью и участию в прибылях.

    Формами реализации отношений, возникающих  в рамках совместного предпринимательства, являются совместное производство и совместное предприятие (СП).

    Совместное  производство как форма совместного предпринимательства представляет собой разнообразные виды межфирменного взаимодействия или кооперационных соглашений в производственной сфере, предполагающие объединение всех производственных, предпроизводственных и послепроизводственых операций, осуществляемых партнерами, в единый процесс.

    Совместное  предприятие - такая форма совместного  предпринимательства отечественных и иностранных партнеров, при которой создается общая производственная база; производится продукт, находящийся в общей собственности национального и иностранного партнеров; осуществляется общее управление, имеет место общее участие в прибылях и несение рисков [6, с.51].

    В отечественной и зарубежной экономической  и юридической литературе отсутствует  единое мнение в отношении определения понятия «совместное предприятие»: можно встретить использование определений «смешанное общество», «смешанная компания», «смешанная фирма», «предприятие совместного владения» и др.

    Чтобы отделить совместные предприятия (СП) от других форм и выявить специфику их деятельности в различных сферах экономической жизни, СП рассматриваются как экономико-организационная форма сотрудничества. Это позволяет не только раскрыть специфические черты СП как вида кооперационной деятельности, но и указать на границу, за которой они превращаются в другие экономические формы.

    Существует  подвижность границ между:

  • СП и картелем (сохранение производственной и коммерческой самостоятельности, ограниченной соглашением, может быть и в случае организации СП, что, в частности, предусмотрено нормами антитрестового законодательства США для международных операций);
  • СП и консорциумом (чтобы рассматривать СП как консорциум, необходимо соблюсти специфику организации последнего — заключение заказчиком контрактов с каждой из фирм участниц);
  • СП и многонациональной корпорацией (предполагающих совмещение интересов партнеров в высших структурах предприятий) [5, c.23].

    Поэтому в раскрытии содержания СП организационный  подход является важнейшим.

    Классифицированные по такому признаку формы СП, во-первых, предстают объектами контроля со стороны государства и других агентов производства, во-вторых — определяют контрагентов реализации собственности и меру ответственности СП и его партнеров.

    Историко-экономический анализ совместного предпринимательства показывает определенную однотипность предпосылок создания как смешанных обществ и концессий 20-х годов, так и совместных предприятий 80—90-х годов. Это позволяет рассматривать СП и все исторически предшествовавшие им формы экономического сотрудничества бывшего СССР с зарубежными странами как явление не случайное, а закономерное, обусловленное процессами интернационализации хозяйственной жизни.

    Еще в годы НЭПа в рамках «смешанных обществ» (аналоги СП) складывалась долевая структура собственности при совместном управлении предприятием и экономическая ответственность за коммерческо-производственные операции. Как подчеркивается в изданной в 1925 году в СССР книге «Иностранный капитал в России», деятельность созданных в те годы смешанных обществ позволила устанавливать деловые контакты со многими зарубежными государствами и фирмами, способствовала снятию экономической блокады, увеличению доходов государства в бюджет.

    И хотя политическая оценка использования  иностранного капитала в то время сводилась лишь к «временной мере», следует отметить два характерных момента. Первый связан с той тщательностью, с которой было разработано постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 3 сентября 1927 года «Об утверждении положения об акционерных обществах». В результате, данные в нем рекомендации на различные случаи экономической практики были в 1990 году во многом использованы при разработке аналогичного нормативного документа.

    Следующий момент связан с тем, что идея смешанных обществ, концессий стала частью новой экономической политики, общего плана развития производительных сил страны.

    В последующем в нашей стране на тех или иных этапах ее исторического  развития использовались самые различные  формы сотрудничества с иностранными партнерами. Так, например, в 70-е годы широкое распространение получило применение компенсационных сделок и лишь в конце 80-х годов XX ст. — создание совместных с зарубежными партнерами предприятий [5, c.23].

    Проследив эволюцию правового и финансового  регулирования иностранных инвестиций, можно прийти к следующим выводам. В 1987—1989 гг. сформировался преференциальный режим для предприятий с иностранными инвестициями, создававшихся тогда только в форме СП. И это вполне оправдано: правовой и финансовый режим для советских предприятий даже после предпринятых реформ не отвечал реалиям рыночной экономики. Затем, с началом перехода к рынку, происходит выравнивание двух режимов. Вместе с тем нельзя не видеть главного — с началом практического создания рыночной экономики происходит переход от разрешительной к регистрационной системе совершения иностранных инвестиций, а также законодательно оформляются отвечающие международным стандартам гарантии.

    Развитие  совместного предпринимательства  обусловлено рядом объективных причин.

    Во-первых, появление новых отраслей и видов производств требует больших инвестиций, которые иногда не под силу одной отдельно взятой стране.

    Во-вторых, необходимость научно-технического развития, обновления техники и технологии требует дополнительных внешних капитальных вложений.

    В-третьих, различия в природных и трудовых ресурсах побуждают одни страны привлекать капитал для освоения природных богатств и создания дополнительных рабочих мест, а другие - вывозить капитал для использования еще не задействованных в полной мере

    Этими причинами определяются место и  роль совместного предпринимательства  как наиболее прогрессивной и  комплексной формы долгосрочного экономического, научно-технического и производственного международного сотрудничества, основанного на объединении капиталов из различных стран и дополняющего традиционные торгово-экономические отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИИ  РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 

    2.1. Нормативно-правовое  регулирования создания  и деятельности СП 

    Совместным  предприятием на территории Республики Беларусь является хозяйствующий субъект  Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора  и доли физических и юридических  лиц Республики Беларусь. (Стоит  отличать, что иностранным предприятием является созданное в качестве юридического лица согласно законодательству Республики Беларусь, предприятие или организация, в котором иностранные инвестиции составляют 100 процентов)

    Совместные  предприятия создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам Республики Беларусь. Совместное предприятие создается на основе договора, заключенного участниками этого предприятия.

    Так, совместные предприятия могут создаваться  как в форме договорных (полные товарищества), так и уставных (акционерные  общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью). Характерным примером договорного  СП может служить форма, определяемая в России как «толлинг», предусматривающая обеспечение производственных потребностей белорусских промышленных предприятий за счет давальческого импортного сырья. Механизм «толлинга» предполагает следующий порядок взаимодействия зарубежных партнеров: иностранный инвестор заключает с белорусским предприятием-производителем «толлинговый договор», согласно которому этот инвестор финансирует импорт сырья в Беларусь, оплачивает работу производственного предприятия по его переработке и является собственником продукции, изготовленной из импортного сырья. В то же время, следует отметить, что благодаря созданию «уставных СП» могут быть реализованы некоторые проекты, неосуществимые при других формах сотрудничества с иностранными инвесторами, по сравнению с которыми они имеют два основных преимущества: во-первых, при их создании привлекаются новые материальные и финансовые ресурсы (в том числе в виде импортного оборудования, лицензий и «ноу-хау»), которые входят в состав основных фондов СП и не требуют непосредственной оплаты; во-вторых, в процессе их функционирования объединяются интересы белорусского и иностранного контрагентов, что предполагает их взаимную заинтересованность в совершенствовании производственной деятельности, завоевании новых рынков сбыта. Особо отметим, что ни в континентальной, ни в англо-американской системах права ничего подобного нашему «совместному предприятию» нет.

Информация о работе Совместное предприятие