Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:59, контрольная работа
Вся экономика Беларуси сегодня нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Беларуси сегодня определяется не только количественными показателями (такими, как уровень и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в с
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ : ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ………………………..3
2. УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ………………………6
2.1. Нормативно-правовое регулирования создания и деятельности СП……..6
2.2. Роль СП в экономике Республики Беларусь………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….16
Решение о создании совместного и иностранного предприятия принимается его участниками самостоятельно. В случае, когда белорусским участником является государственное предприятие или предприятие общественного объединения, решение о создании совместного предприятия принимается его участниками с согласия собственника имущества или уполномоченного им органа [5, c.24].
Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется при наличии согласия местного Совета народных депутатов в соответствии с его компетенцией и следующих документов:
Сроки
регистрации предприятия с
На
стадии начала хозяйственной деятельности
предприятий с иностранными инвестициями
его создатели обязаны в
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь и МИД.
Иностранные инвесторы вносят вклад в уставный фонд совместного предприятия в качестве иностранных инвестиций в денежной и не денежной форме.
Неденежные вклады оцениваются по взаимной договоренности участников как в иностранной валюте, так и в валюте, используемой на территории Республики Беларусь, с учетом цен, сложившихся на иностранном рынке.
Перерасчет вкладов участников в официальную валюту Республики Беларусь осуществляется соответственно установленному курсу обмена валюты, который действует на день подписания договора об образовании предприятия, согласно законодательным актам, определяющим валютное регулирование на территории Республики Беларусь.
Неденежный вклад должен быть завезен из иностранной страны или приобретен в Республике Беларусь за конвертируемую валюту или за валюту, которая используется на территории Республики Беларусь, если она получена в Республике Беларусь в виде прибыли от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности, а также путем обмена конвертируемой валюты в банках Республики Беларусь [1, c.6].
Иностранный инвестор должен сделать свой денежный взнос в уставный фонд совместного предприятия в конвертируемой валюте.
Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Предприятие с иностранными инвестициями вправе безлицензионно импортировать продукцию (работы, услуги) для собственной хозяйственной деятельности.
На
предприятиях с иностранными инвестициями
производственные и трудовые отношения,
включая вопросы найма и
Стоит отметить, что в соответствии с Инвестиционным кодексом РБ, само создание СП может осуществляться не только на основе соглашения между белорусским и иностранными партнерами, но и путем покупки иностранными инвесторами пакета акций белорусского акционерного общества. Однако величина пакета акций, купленного иностранцами, и их доля в общем капитале могут быть различны, что повлечет за собой неодинаковые экономические и юридические последствия для данного АО. Только в том случае, если доля иностранного инвестора превышает 30% в общем фонде предприятия, оно получает налоговые льготы, предусмотренные для СП. Если же доля иностранного инвестора менее 30%, то общество будет действовать в режиме обычного отечественного предприятия, а иностранцы — владельцы акций и облигаций — будут лишь получать доходы на эти ценные бумаги. Однако рост интереса иностранных инвесторов к акциям белорусских эмитентов вызван, в первую очередь, ростом прибыли предприятий при одновременном удешевлении стоимости акций за счет девальвации белорусского рубля.
Иностранные
инвесторы защищены от изменений
в республиканском
К основным мотивам зарубежных партнеров в создании СП на территории нашей страны в настоящее время относятся:
— возможность с помощью СП обосноваться на перспективном рынке сбыта;
— стремление более эффективно приспособиться к постоянно действующему процессу уменьшения «жизненного цикла продукта»;
— возможность с помощью СП понизить издержки производства, перемещая выпуск наиболее трудоемкой части продукции за рубли, концентрируя усилия на наиболее технологически сложных направлениях. С этой точки зрения наша страна привлекательна достаточно недорогой рабочей силой при относительно высокой квалификации и уровне образования;
— возможность с помощью СП получить доступ к научно-исследовательскому опыту на конструкторские работы (НИОКР), особенно в области фундаментальных исследований, учитывая очень медленное внедрение разработок производства;
— эксплуатация ископаемых и природных ресурсов, перенос на территорию нашей страны стареющих технологий [5, c.25].
Главным
мотивом и экономическим
Возможности эффективной реализации преимуществ международного совместного предпринимательства и связанных с ними целей партнеров зачастую ограничиваются проблемами, обусловленными спецификой политико-правовой и экономической среды, в которой создаются и функционируют СП (табл. 1) [1, c.7].
Таблица 1
Проблемы, связанные с формированием и функционированием СП в странах с переходной экономикой
Проблемы | Создание СП | Функционирование СП |
Политико-правовые: | ||
Политическая нестабильность | + | + |
Нестабильность законодательной и нормативной базы совместного предприятия | + | + |
Организационно-структурные: | ||
Слабая развитость инфраструктуры | + | + |
Инертность организационных структур | + | + |
Консервативность методов оценки и многоступенчатость принятия решений | + | |
Экономические: | ||
Неконвертируемость валюты | + | + |
Деформированное ценообразование | + | + |
Отсутствие реальных стимулов | + | |
Сложность оценки целесообразности и эффективности создаваемого СП | + | |
Расхождения между партнерами по стратегии развития СП | + | |
Социально-психологические: | ||
Инертность хозяйственного мышления и отсутствие опыта управления | + | |
Невосприятие населением отдельных форм иностранного участия | + | + |
Языково-культурные аспекты | + | + |
Поэтому при выборе СП немаловажным является вопрос и о зарубежных партнерах. Государственные компании более надежны, стабильны, пользуются поддержкой со стороны соответствующих государственных структур власти, финансовых институтов. Частные предприятия более гибки и управляемы, в меньшей степени зависят от бюрократических процедур при принятии важных решений, менее коррумпированы. Предприятия, входящие в состав крупных семей, имеют больше возможностей в привлечении значительных капиталов, имеют тесные контакты с органами власти, а также обширные связи в местной деловой сфере. Транснациональные корпорации (ТНК) широко открыты для участия во внешнеэкономической деятельности, обладают значительным капиталом, имеют опыт работы на мировом рынке, обладают технологией производства.
Выбор белорусского партнера при этом в большей степени должен опираться на конкретный проект деятельности. Если проект предусматривает деятельность в сырьевых отраслях, отраслях тяжелого машиностроения, высокотехнологических отраслях, наиболее подходящим представляется партнер, который более надежен, стабилен, имеет доступ к природным ресурсам (т.е. в этих условиях предпочтительны предприятия с государственным участием). В отраслях, связанных с производством товаров широкого потребления, пищевой промышленности, сельского хозяйства, более привлекательными являются частные предприятия.
Наличие
указанных сходных моментов в
организации СП обуславливается
общими закономерностями интернационализации
деловой активности и широким развитием
экономических взаимоотношений между
предприятиями и организациями, представляющими
страны с различными социально-экономическими
системами. В то же время, как показывает
практический опыт, наблюдается большое
число специфических особенностей при
образовании и функционировании СП как
в странах с достаточно развитой рыночной
экономикой, так и с переходной экономикой.
Эти отличия и обуславливают возможность
выбора иностранными инвесторами самых
различных форм хозяйствования в стране,
импортирующей их капитал.
2.2.
Роль СП в экономике
Республики Беларусь
Критерием эффективности функционирования СП является доля действующих или так сказать работающих совместных предприятий. Большое значение при оценке эффективности деятельности СП имеет объем производства в действующих ценах и его доля в ВВП страны.
Совместные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, экспортируя свыше 15% национального экспорта и импортируя около 20% республиканского импорта.
Исходя из этого, очевидна необходимость анализа постепенно увеличивающего влияния предприятий с иностранными инвестициями на экономику Республики Беларусь и итоги ее внешнеэкономической деятельности.
Прослеживая тенденции развития СП, стоит отметить, что еще в 2000 году в Беларуси было зарегистрировано 1816 СП, на 01.01.2005 г. - 3457 предприятий (1841 совместное и 1616 иностранных) с иностранными инвестициями, а на 01.01.2008 г. число СП возросло до 1876. Они созданы с участием более 80 стран мира, преимущественно России, Швейцарии, Австрии, Германии [2].
За последние годы на белорусский рынок вышли такие крупные ком-пании, как «Кока-кола», «Легрант», «Ман», «МакДональдс», «Байер», «Сименс», «Мулинекс» и др. Можно выделить следующие наиболее успешные инвестиционные проекты:
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
|