Совместное предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Вся экономика Беларуси сегодня нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Беларуси сегодня определяется не только количественными показателями (такими, как уровень и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в с

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ : ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ………………………..3
2. УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ………………………6
2.1. Нормативно-правовое регулирования создания и деятельности СП……..6
2.2. Роль СП в экономике Республики Беларусь………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….16

Файлы: 1 файл

СП.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

    Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капитала являются электроника, автомобилестроение, нефтехимический комплекс, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и др.

    Из 35711 зарегистрированных совместных и иностранных предприятий на 01.01.2008 г. действовало 3060, из них 43% в промышленности, в т.ч. в машиностроении — 12%, пищевой промышленности — 8%, деревообработке — 10%, химической и легкой промышленности — по 5%. [2]

    Вообще  в 2008 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 6 525,9 млн. долларов США (по сравнению с 2007 годом объем инвестиций увеличился в 1,2 раза), в том числе прямых инвестиций – 2 279,8 млн. долларов.

    Наглядными  показателями состояния предприятий  с иностранными инвестициями являются их географические источники возникновения и распределение по территории Республики Беларусь.

    В деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь наибольшую активность проявляют следующие страны:

    1. Германия (12,4 процента от общего объема объявленных уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями).

    2. Нидерланды (10,9 процента).

    3. Кипр (6,9 процента).

    4. США (6,6 процента).

    5. Россия (5,4 процента).

    6. Великобритания (4,2 процента).

    7. Польша (4,1 процента).

    8. Австрия (2,8 процента).

    9. Италия (2,2 процента).

    10. Швейцария (1,7 процента) [2].

    Можно отметить, что удельный вес Польши и США в общем объеме объявленных уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями скорее умеренный (4,1 и 6,6 процента соответственно), однако число предприятий, созданных с привлечением инвестиций из этих стран значительно выше (15 и 12,5 процента от общего количества предприятий с иностранными инвестициями). Прямо противоположная картина с Нидерландами, на которые приходится только 2,2 процента от общего количества предприятий, но 10,9 процента от общего объема уставных фондов. Это показывает, что инвестиции из Польши и США скорее многочисленные, чем большие, в то время как инвестиции из Нидерландов осуществляются в значительно больших размерах.

    Неоспоримым лидером является Германия (12,4 процента от общего объема уставных фондов и 15,5 процента от общего количества предприятий с иностранными инвестициями).

    Среди стран СНГ лидирующее положение занимает, конечно, Россия (2 167,0 млн. долларов; 33,2% от общего объема инвестиций).

    Наибольший  объем прямых инвестиций (участвующих в создании совместного бизнеса) в 2008 году поступил из следующих стран:

    - Швейцария (1215,7 млн. долларов; 53,3% от общего объема ПИИ);

    - Россия (328,5 млн. долларов; 14,4%);

    - Кипр (263,1 млн. долларов; 11,5%);

    - Германия (93,7 млн. долларов; 4,1%);

    - Великобритания (42,2 млн. долларов; 1,9%) [2].

    Что касается регионального распределения, то наиболее высокая концентрация предприятий с иностранными инвестициями приходится на Минск, в котором находится 57 процентов от общего объема. За ним следует Минская область — 20 процентов, затем Брестская — 7 процентов, Гродненская — 6 процентов, далее Витебская — 4 процента, и наконец Могилевская и Гомельская — по 3 процента от общего объема предприятий с иностранными инвестициями.

    Как и в других странах с  переходной экономикой, крупный коммерческий центр обычно привлекает значительный объем инвестиций, поскольку является местом более высокого уровня доходов, деловых контактов и инфраструктуры. Однако во всех регионах Беларуси созданы предприятия с иностранными инвестициями, и, возможно, влияние прямых инвестиций на занятость и товарооборот будет более ярко выражено именно в регионах.

    Что касается размеров предприятий, то опыт стран Восточной Европы и СНГ свидетельствует, что вначале создается большое количество относительно мелких предприятий, чтобы ущерб от потери вложенных в них средств был минимальным. Показатели по предприятиям с иностранными инвестициями в Беларуси подтверждают, что значительная часть прямых иностранных инвестиций приходится именно на малый бизнес. Практически большинство предприятий, работающих в республике, зарегистрировали уставный капитал в размере менее 1 миллиона долларов США.

    Есть  лишь несколько очень крупных  предприятий, зарегистрировавших уставный капитал в крупных размерах, например, уставный капитал СП “Кока-кола Аматил Белоруссия” составляет 59,9 миллиона долларов США.

    Таким образом, большинство предприятий с иностранными инвестициями имеют уставные фонды менее 1 миллиона долларов США, что соответствует практике стран Восточной Европы и СНГ.

    Первоначально инвестиции осуществляются в основном в малых объемах, поскольку они рассматриваются инвесторами в качестве эксперимента, проводимого в рамках малых проектов. Если инвесторы смогут убедиться в жизнеспособности рынка, они, скорее всего, увеличат объемы инвестиций. И в этом смысле малые предприятия могут использоваться инвесторами для определения возможности осуществления в будущем более крупных инвестиций. Кроме того, малые компании играют не менее важную роль в создании новых рабочих мест, чем крупные корпорации, и прежде всего для регионов.

    Вместе  с тем результаты функционировании СП не позволяют однозначно утверждать, что они выполнили стоящую перед ними задачу повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает статистика, число фактически работающих СП возрастает (их удельный вес в общем числе зарегистрированных составляет среднем 70 % за 2000-2008 гг.), создаются дополнительные рабочие места. Вместе с тем сохраняется тенденция превышения импортных поступлений СП над их экспортными операциями, в результате чего наблюдается отрицательное торговое сальдо (Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило минус 6,6 млрд. долларов и ухудшилось на 2,2 млрд. долларов (в 2007 году было отрицательное в размере минус 4,4 млрд. долларов). Удельный вес СП во внешнеторговом обороте составляет 4,5 - 6,8% за (2000 – 2008 гг) [2].

Такая ситуация объясняется тем, что действующая система приема капитала делает экономически выгодным импорт готовых товаров, но не стимулирует экспорт продукции СП. Между тем в условиях глобального финансового кризиса в трансформационный период важнейшим направлением привлечения иностранного капитала и повышения эффективности функционирования СП является стимулирование производства ими экспортной продукции, что подтверждает мировой опыт. Например, в Китае в особых экономических зонах, которым государство стремилось придать экспортную ориентацию, установлен безлицензионный ввоз материалов, сырья и оборудования, необходимых для производства по новейшим технологиям продукции на экспорт; от таможенных пошлин освобождается ввозимое из других государств оборудование с высоким уровнем технологии для производства продукции на экспорт. В Республике Беларусь возможность освобождения от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость распространяется только на иностранную долю уставного фонда, ввозимую из-за границы, и не касается всех иных возможных поступлений, необходимых совместному предприятию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, создание предприятий с иностранными инвестициями является активной формой производственно-инвестиционного сотрудничества при укреплении внешнеэкономических связей Республики Беларусь и ее субъектов хозяйствования. Вместе с тем состояние финансов предприятий с иностранными инвестициями демонстрирует необходимость изыскания других механизмов по усилению производственно-инвестиционного сотрудничества предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран.

    Перспективы развития совместных предприятий во многом определяются способностью действующих СП видоизменять, а также коренным образом преобразовывать организационную основу их деятельности. По нашему мнению, наиболее целесообразным будет переход от товариществ к акционерной форме собственности. В настоящее время преобладающей формой организации СП являются общества с ограниченной ответственностью.

Нет сомнения в том, что процесс создания совместных предприятий в РБ будет наращивать темпы. Очень важно в этой связи, чтобы своевременно и активно совершенствовалось наше законодательство и нормативные акты, регламентирующие деятельность этих предприятий, чтобы стимулировались иностранные инвестиции в наиболее приоритетные отрасли и регионы. Действующая система побудительных механизмов для прямых  иностранных        инвестиций и, в первую очередь, предоставление «налоговых  каникул»,   не столько создает условия для притока зарубежного капитала, сколько        стимулирует национальных  инвесторов   (преимущественно средний и        мелкий бизнес), «маскироваться» под нерезидентов.  В  связи  с  этим        разумным  является  пересмотр   налоговой   политики   в   отношении        предприятий    с    иностранными    инвестициями,    в     частности        дифференцированное предоставление льгот.  Преференции целесообразно        предоставлять преимущественно тем предприятиям,  где   привлечены        крупные иностранные инвестиции и в которых за  счет  иностранного        инвестора реализуется внедрение новых производств. При этом выбор организационных форм СП должен зависеть от конкретных целей, условий и интересов учредителей.

    Такой направленный процесс создания СП сможет оказать реальное содействие дальнейшему укреплению и развитию экономического потенциала нашей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    
  1. Недбайлов C. Становление совместного предприятия и опыт его работы // Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь -2003. - №20 – С.5-7
  2. Об итогах работы народного хозяйства и состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2008 год / Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2008 – Режим доступа: // http: // ncpi.gov.by/Minfin/Budget. – Дата доступа: 02.04.2009.
  3. Петриченко Е. Совместные предприятия спасут белорусскую экономику // Финансовый директор. - 2003. - N4.-С.8-12.
  4. Петриченко Е.В. Совместные предприятия Республики Беларусь: эффективность функционирования // Белорусский экономический журнал. - 2002. - N1.-С.60-68.
  5. Региональное сотрудничество: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 25-26 мая 2000 г., Гродно. В 2 ч. Ч. 2. / Под общ. ред.Ю.Э.Белых. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 150 с.
  6. Соколов Д.В. Совместные предприятия как инструмент привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2003. - N3.-С.51-55.
  7. Статистика Беларуси. – Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2009. – 122 с.

Информация о работе Совместное предприятие