Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационо–ориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 года» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» .
Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций развития инновационных сфер в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………….6
1.1. Стратегия инновационного развития России…………………….. 6
1.2. Человеческий потенциал…………………………………….………13
1.3. Научная деятельность………………………………………………18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР………. 23
2.1 Инновационный характер образования…………………………..23
2.2 Обучение инновационному предпринимательству. Формирование культуры инноваций…………………………………………………………..34
2.3 Инновационная среда……………………………………………….37
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО………………..42
3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления…. 42
3.2. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере………………………………………………………………..45
3.3 Инновационная политика на региональном уровне……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Состояние инновационной сферы.docx

— 186.37 Кб (Скачать)

Помимо финансовой и организационной  поддержки регионов как на начальном этапе создания инфраструктуры, так и на этапе формирования центров инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона в числе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также будет обеспечена реализация комплекса мер финансовой, образовательной и информационно-консультационной поддержки субъектов Российской Федерации по стимулированию инновационного развития экономики, предполагающей:

    • оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров, участие в формировании региональных венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, технологических музеев и др.;
    • переориентацию использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на цели поддержки региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах – инновационных лидерах;
    • обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях развития инновационного сектора в регионах – инновационных лидерах, при формировании и корректировке федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП;
    • создание условий для обеспечения эффективной координации на региональном уровне проектов, реализуемых в рамках федеральным программ развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы, программ развития учреждений системы профессионального образования, включая национальные исследовательские университеты, региональных программ поддержки исследований РФФИ, программ содействия коммерциализации технологий Фонда содействий малым формам технологического предпринимательства в научно-технической сфере и ОАО «Российская венчурная компания», мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, поддержки высокотехнологического экспорта и активизации внешнеэкономической деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров в области технологического менеджмента;
    • создание условий для эффективного заимствования и адаптации лучших международных практик поддержки инновационной активности территорий, в том числе за счет содействия в привлечении дополнительного финансирования от международных финансовых организаций, таких как Европейский Банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация группы Всемирного банка, международные инвестиционные институты, созданные странами-членами СНГ;
    • обеспечение формирования эффективной системы выявления и распространения лучшей практики деятельности субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер инновационной политики, содействие их нормативно-правовому оформлению.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия ставит перед собой  амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения закреплении геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющи мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижении этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированну модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций.

Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие  существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).

Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Тем не менее, сложная экономическая  ситуация в краткосрочной перспективе  не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах..

Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются:

Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом переход экономик стран-лидеров на следующий (шестой) технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике, резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике.

Кризис 2009 года усилил важность этого вызова для России. Связано  это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие, в «инновационный рывок» рассматривается развитыми странами (США, Япония, «старые» члены ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры.

Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, были резко «приближены» - в рамках антикризисных пакетов развитых стран выделены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада.

Дополнительные сложности  с ответом на данный вызов у  России возникают в связи с тем, что перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. И авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль, и электронная промышленность серьезно обременены долгами. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связывалось в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. В 2009-2010 годах в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания ключевых предприятий. Ее недостаточно для резкого повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки.

Один из ключевых вызовов  для нашей страны это усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность  инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низко эффективности национальной инновационной системы в России это означает ускоренно «вымывание» из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала – кадров технологий, идей, капитала.

Вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество  целом – изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения продовольственная безопасность в глобальном масштабе. Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельны специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.) по многим из которых в России нет существенных заделов. Для того, чтобы ответить на эти вызовы, России необходимо радикально более глубоко интегрироваться в мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.

Неспособность России ответить на данные вызовы означает сужение  «окна возможностей» для перехода к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций, переход России в категории стран с инновационной системой имитационного типа, не способных к производств нового знания и достижению глобального лидерства по ключевым технологически направлениям, долговременное закрепление сырьевого характера российского экономики, низкие темпы экономического развития. Это означает невозможность достижения целей и задач долгосрочного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Асаул А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4. - С. 3-6.
    2. Воронцов В.А., Зарайская Е.С., Рождественский А.В. Инновации в России: «Технологический пат» // Инновации, 2008, №2.
    3. Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2008. - №5 - с 4-16
    4. Глазьев С.Ю. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. - №1 - с. 3-19
    5. Дежина И.Г. Большие проекты как стимул инновационного развития России//Инновации, 2010, №6.
    6. Исраилов, Хусеийн Лечиевич. Проблемы формирования и реализации инновационной политики региона в условиях восстановительного роста / Х. Л. Исраилов, К. Х. Ибрагимова // Экономические науки. - 2012. - № 12. - С. 111-117. - (Экономика и управление). - Библиография: с. 117 (8 назв.).
    7. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. - №1 - с. 9-28
    8. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. - №6 - с. 3-14
    9. Лапин В. и др. Нововведения в организациях. - М.: ВНИИСИ, 1989. - 287 с.
    10. Лужков Ю. Кризис транскапитализма и Россия // Экономист. 2009. - №5 - с. 12-24
    11. Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. - М.: экономика, 1999. - 279 с.
    12. Макконел К.Л., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т., т. 1: пер. с англ. - М.: Республика, 1993. - 399 с.
    13. Организация предпринимательской деятельности : учебник / [А. И. Базилевич и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля. - Москва : Проспект, 2012. - 544 с. - (1\327919 338 О-64).
    14. Попова Е.В. Актуальные вопросы инновационного развития России // Инновации,2009. №10.
    15. Примаков Е.М. Некоторые проблемы инновационного развития России//Инновации, 2009, №10.
    16. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 847 с
    17. Росстат, Россия и страны – члены Европейского Союза.
    18. Санта Б. Инновации как средство экономического развития // пер. с венг. - М.: Прогресс, 2008. - 249 с.
    19. Чекулина Т.А., Поволоцкая Л.Б. Инвестиционно-инновационное развитие как основа роста экономики России // Вестник Орел ГИЭТ, Вып.1. 2008. – 0,6 п.л. (авт.0,4 п.л.)
    20. Чекулина Т.А. Тенденции развития инновационно-инвестиционной деятельности  на современном этапе в России // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 6. 2010. – 0,8 п.л.
    21. Чекулина Т.А. Инструментарий активизации инновационной деятельности: особенности применения в России // Вестник Тамб.ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып.12. 2010. – 0,8 п.л.
    22. Чекулина Т.А. Функционирование механизма управления бизнес-процессами при развитии инновационной деятельности // Вестник Орел ГИЭТ, Вып.1. 2011. – 0,7 п.л.
    23. Чекулина Т.А., Болдырев В.В. Формирование интеллектуального потенциала общества как необходимое условие развития национальной инновационной системы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2. – 1,1 п.л. (авт. 0,6 п.л.)
    24. Чекулина Т.А., Тамахина Е.А. Инновационный потенциал региона: содержательные особенности и теоретические аспекты исследования // Вестник Тамб.ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып.2. 2011. – 0,75 п.л. (авт.0,5 п.л.)
    25. Чекулина Т.А. Практико-ориентированный подход к обеспечению инновационного развития России. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес – Наука - Общество», 2011. – 14,7 п.л.
    26. Чекулина Т.А. Специфика инвестиционной деятельности в России // Мат-лы III ежегод. НПК «Новые тенденции социально-экономического развития России на современном этапе». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,8 п.л.
    27. Черковец В.Г. Особенности нового этапа инновационного развития России//Инновации в экономике, 2010, №4.Яковец Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист. 2007. - №5 - с. 3-11
    28. Зернова Т.Н. Новые стандарты дают возможность внедрять инновационные технологии// Инновации, 2010, №1.
    29. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml
    30. http://www.apn.ru/publications/article19384.htm

 

 

 

 


Информация о работе Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях