Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.
Введение
Формирование и реализация внешней политики РФ
Международная безопасность
Экономическая дипломатия
Приоритеты и направления внешней политики РФ
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Кафедра
истории и методики преподавания истории
РЕФЕРАТ
«Внешняя
политика России в современных
условиях»
Выполнила: студентка 13 группы СПФ
направление «психолого-
педагогическое образование»
профиль «психология и педагогика
профессионального образования»
Т.Т. Маметгалиева
Проверил: доцент, кандидат исторических наук
В.В. Аксарин
Тобольск, 2011
Содержание
Введение
Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.
В соответствии с высшим приоритетом национальной главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:
Формирование и реализация внешней политики РФ
Президент осуществляет руководство внешней политикой страны и представляет РФ в международных отношениях.
Совет
Федерации Федерального
Собрания и Государственная
Дума Федерального Собрания
ведут работу по законодательному
обеспечению
Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики страны.
Совет Безопасности РФ ведет работу по оценке вызовов и угроз национальным интересам и безопасности, осуществляет подготовку предложений Президенту РФ для принятия решений вопросов в области обеспечения национальной безопасности.
МИД разрабатывает общую стратегию внешней политики, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации внешнеполитического курса России, а также осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Субъекты РФ развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией, ФЗ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др. ФЗ.
При подготовке внешнеполитических решений федеральные органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, политическими партиями, неправительственными организациями, академическим сообществом и объединениями деловых кругов России, содействуя их участию в международном сотрудничестве.
При финансировании внешнеполитических мероприятий должны шире использоваться возможности федерального бюджета, а также привлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе.
Международная безопасность
Весьма противоречиво современное положение дел в сфере международной безопасности. Окончание «холодной войны» позволило человечеству переключить значительную часть военных расходов на мирные нужды. В 1990—1998 годах общемировые военные расходы сократились примерно на 30 %.
Но наряду с этим появились и некоторые весьма тревожные тенденции. В декабре 2001 года администрация США приняла решение об одностороннем выходе из Договора по ПРО 1972 года. Сенат США отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Не был ратифицирован американской стороной и Договор СНВ-2.
Не может не вызвать беспокойства международного сообщества и пересмотр американской ядерной доктрины, которая фактически не исключает возможность применения ядерного оружия против неядерных государств.
Подобные односторонние шаги вызвали озабоченность в широких кругах мирового сообщества, включая ближайших союзников США. Они идут вразрез с основными тенденциями современного глобального развития, требующими коллективных подходов к обеспечению международной безопасности. В условиях глобализации ни одному государству, даже самому мощному в экономическом и военном отношении, не под силу в одиночку надежно обеспечить даже свою собственную безопасность. Скорее наоборот: ставка на одностороннее наращивание военного потенциала способна породить у других государств своего рода защитную реакцию, стимулировав создание ими собственных ядерных и обычных арсеналов.
Тем не менее, и в новых условиях российская сторона выступила за продолжение процесса сокращения стратегических потенциалов ядерного оружия путем выработки юридически обязывающих и проверяемых соглашений. При этом Россия руководствовалась не только интересами своей безопасности, но и широкими интересами всего мирового сообщества, ясно выраженными в решениях состоявшейся в 2000 г. обзорной конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия.
Российско-американские переговоры по проблеме дальнейшего сокращения СНВ увенчались подписанием в Москве в мае 2002 года исторического Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Российская дипломатия предложила обширный комплекс политико-дипломатических мер, направленных на то, чтобы снять имеющиеся у Соединенных Штатов и других стран озабоченности в отношении так называемых «новых ракетных угроз», не доводя дело до слома сложившегося стратегического баланса. В числе таких шагов — ввод в действие Московского центра обмена данными о пусках ракет, учрежденного Россией и США, создание Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
Весомым вкладом в укрепление стратегической стабильности было бы создание безъядерных зон в различных регионах мира и неразмещение ядерного оружия за пределами национальной территории.
Россия, для которой партнерство с европейскими государствами является стратегическим выбором, исходит из того, что характер угроз и вызовов эпохи глобализации требует придания нового качества ее отношениям с основными европейскими структурами, включая ЕС и НАТО.
Жизнь подтвердила правильность линии России на постепенное расширение взаимодействия с НАТО на основе неукоснительного соблюдения принципов Основополагающего акта и международного права. Результатом этой линии явилось учреждение 28 мая 2002 г. в Риме Совета Россия—НАТО — нового органа по развитию равноправного партнерства между входящими в этот Совет государствами.
Речь идет о качественном изменении взаимодействия между Россией и НАТО. Если действовавшая до этого в рамках Совместного постоянного совета (СПС) формула «19 плюс 1» предусматривала лишь консультации по тем или иным проблемам и не предполагала ни совместного принятия решений, ни ответственности за их реализацию, то при новом формате Россия и члены НАТО вместе, в качестве равноправных партнеров, будут совместно вырабатывать такие решения, а затем совместно претворять их в жизнь.
Важной задачей в области укрепления международной безопасности в условиях глобализации является предотвращение применения информационных технологий в целях, несовместимых с поддержанием мира.
Массовое внедрение новейших информационных и телекоммуникационных технологий и средств обеспечивает беспрецедентные возможности доступа к информации и в то же время создает опасность использования информационных технологий и ресурсов во враждебных другим государствам целях. Универсальность, скрытность, широта воздействия, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие чрезвычайно опасным. При этом его применение практически не ограничено существующими нормами международного права.
Важным свидетельством актуальности данной проблемы и общности интересов большого числа государств стало принятие консенсусом уже на четырех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, начиная с 1998 года, резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности».
В своей деятельности ООН оправданно исходит из того, что главная ответственность за урегулирование конфликтов лежит на самих участниках конфликта. Задача международного сообщества под эгидой ООН заключается в оказании максимального миротворческого и посреднического содействия сторонам в преодолении разделившего их кризиса.
Россия неуклонно выступает за укрепление правовых основ современного миротворчества в строгом соответствии с Уставом ООН и решениями ее Совета Безопасности. Она принимает активное участие в проводимой в рамках ООН работе по совершенствованию миротворческой теории и практики. Стремясь укреплять антикризисные возможности ООН, Россия присоединилась к ооновской системе резервных соглашений. Этот шаг возлагает на Россию ответственность оперативно предоставлять заявленные персонал и технику в операции ООН с ее участием. Есть основания предполагать, что вклад России в миротворческую деятельность ООН будет и дальше возрастать, способствуя повышению международного авторитета страны, а также закреплению центральной роли ООН в мировых делах.
Также следует отметить, что рост числа и интенсивности локальных и региональных конфликтов в 90-е годы поставил перед международным сообществом проблему наращивания возможностей превентивной дипломатии и повышения ее эффективности.
На состоявшейся в декабре 1999 года в Берлине специальной встрече министров иностранных дел «восьмерки» было принято решение распространять в глобальном сообществе «культуру предотвращения конфликтов» и разработать инициативы «Группы восьми» в данной сфере. Такие инициативы были одобрены главами государств и правительств «восьмерки» на Окинавском саммите. Они подчеркнули необходимость всеобъемлющего подхода к предотвращению конфликтов на основе использования политических, экономических и социальных средств воздействия.
Российская дипломатия уже многие годы выступает за создание механизмов мониторинга конфликтных и предконфликтных ситуаций в «горячих точках». В немалой степени благодаря ее активным усилиям создавались и действуют, в частности, «группа друзей Грузии», Минская группа ОБСЕ, выполняющие в числе прочих функции коллективного отслеживания соответствующих конфликтных ситуаций (в зоне грузино-абхазского конфликта, в Нагорном Карабахе). Многое Россия сделала для успешного функционирования группы «шесть плюс два» по Афганистану, которая внесла серьезный вклад в решение афганской проблемы.
Однако мало затушить военный конфликт или предотвратить его возникновение, необходимо еще «выиграть мир». И здесь решающую роль играют социально-экономические аспекты стратегии предотвращения конфликтов. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К.Аннан, «каждый шаг к уменьшению бедности и обеспечению масштабного экономического роста — это шаг к предотвращению конфликтов» .
Растущее значение в плане предотвращения хронических военных вспышек во многих регионах «третьего мира» играет международное содействие в разоружении и реинтеграции в мирную жизнь бывших комбатантов. Ведь нередки случаи, когда вернувшиеся домой участники военных конфликтов не находят иного источника средств к существованию, кроме вооруженного бандитизма, наемничества или возвращения под знамена непримиримых экстремистов, продолжающих борьбу с властями.
Одна из главных причин такой ситуации — отсутствие у местных правительств и международных организаций ресурсов и программ строительства мирной жизни для тех, кто сложил оружие.
Информация о работе Внешняя политика России в современных условиях