Внешняя политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Краткое описание

Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.

Оглавление

Введение
Формирование и реализация внешней политики РФ
Международная безопасность
Экономическая дипломатия
Приоритеты и направления внешней политики РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

порт.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

       Россия  не понаслышке знакома  с этой проблемой. Опыт контртеррористической операции в Чечне показывает: чем активнее идет восстановление мирной экономики, чем больше рабочих мест готовы предложить бывшим боевикам власти — тем быстрее редеют ряды наемников, предлагающих свои услуги бандформированиям.

       Безусловно, концептуальные подходы  ООН к превентивной дипломатии и имеющийся  для этого инструментарий нуждаются в совершенствовании. Однако имеющиеся  в этой сфере деятельности Организации недостатки и слабости — не основание для  принижения миротворческих возможностей ООН и тем более для действий в обход Совета Безопасности. Напротив, укрепление роли ООН превращается в сугубо практический вопрос поддержания международной безопасности.

       Нигде потребность в  выработке солидарного  ответа человечества на вызовы глобализации не ощущается так остро, как в сфере борьбы с терроризмом.

       Террористическая  угроза была определена в качестве одной  из основных в Концепции  национальной безопасности, утвержденной президентом  России в 1997 году. Россия и ее партнеры по Содружеству развернули активную практическую борьбу с этим злом на основе Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, подписанного членами СНГ в 1999 году. Был создан Антитеррористический центр Содружества — первая специализированная региональная структура такого рода в Евразии. Государства – члены Договора о коллективной безопасности задолго до терактов в США привлекали внимание мирового сообщества к растущей угрозе, которая исходила от режима талибов.

       Россия  одной из первых начала бить тревогу по поводу резкого возрастания опасности международного терроризма и, в частности, его очага в Афганистане, который стал источником распространения террористической деятельности в масштабах всего региона, а затем и далеко за его пределами.

       Российская  дипломатия выступила за активизацию роли Совета Безопасности ООН в борьбе с терроризмом. Еще в 1999 году по инициативе России Совет впервые приступил к комплексному рассмотрению проблемы терроризма как угрозы международному миру и безопасности.

       Вместе  с тем борьба с  терроризмом, разумеется, не ограничивается одним Афганистаном. Россия выступает за создание глобальной, комплексной системы противодействия международному терроризму, которая могла бы стать своего рода моделью коллективного управления международными отношениями в эпоху глобализации. Прежде всего, такая система должна быть действительно глобальной по составу участников. Опыт деятельности антитеррористической коалиции ясно показал: столь сложную проблему международной безопасности, как борьба с глобальной террористической сетью, невозможно решить на односторонней или блоковой основе.

       Необходимым условием укрепления глобальной антитеррористической коалиции является создание прочной правовой базы широкого международного сотрудничества в  данной сфере.

       Осенью 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373, нацеленную на нейтрализацию террористической угрозы. Речь идет о конкретных действенных мерах: полном запрете финансирования и любой другой поддержки терроризма, незамедлительном прекращении деятельности по вербовке террористов, усилении мер пограничного контроля для пресечения проникновения террористов, об обмене информацией и сотрудничестве между всеми государствами по вопросам координации антитеррористической борьбы. Исключительно важно и то, что впервые в истории ООН создан специальный орган для содействия государствам в «финансовой войне» против терроризма — Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН.

       Россия  также предлагает изучить возможность  за крепления в  международном праве  принципа ответственности государств за непринятие мер по отношению к террористам, которые находятся на их территории и под их юрисдикцией.

       Россия  поддерживает срочные  и решительные  меры по борьбе с  терроризмом на коллективной основе, при строгом  соблюдении международного права и решений СБ ООН. В то же время возражает против попыток бездоказательного отнесения тех или иных стран к числу «пособников террористов». Составление «черны списков» государств может лишь подорвать единство членов антитеррористической коалиции, скомпрометировать ее цели и моральные основы в глазах международного сообщества.

       Центром глобальной системы  борьбы с терроризмом  призвана стать ООН, обладающая универсальностью, авторитетом, опытом и ресурсами для  организации коллективного  отпора терроризму на прочном фундаменте международного права. Под эгидой ООН Россия предлагает создать Центр по координации содействия государствам в решении кризисных ситуаций, вызванных актами терроризма. Деятельность такой структура была бы сосредоточена на оказании консультативной и материально-технической помощи в ликвидации последствий терактов.

       Но  вместе с тем, роль Объединенных наций  не должна замыкаться на этой «антикризисной»  функции. Речь должна идти о комплексном, долгосрочном использовании  потенциала ООН не только для борьбы с самим терроризмом, но и для устранения его политических и социально-экономических корней. Особая ответственность здесь ложится на Совет Безопасности.

       Для успешной борьбы с  терроризмом необходим  комплексный подход, предполагающий использование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Он прямо связан с неравномерностью социально-экономического развития, разрывом между богатством и бедностью как внутри государств, так и на международной арене. Именно нищета и безвластие в обширных регионах мира стимулируют зачастую появление анклавов международного терроризма. Поэтому проблему борьбы с терроризмом следует рассматривать в контексте решения более крупных политических и социально-экономических проблем, которые являются настоящей основой политического экстремизма и насилия.

       Одним словом, глобальная угроза международного терроризма поставила  перед сообществом  государств жесткую  дилемму. Либо мы солидарно  объединим усилия в строительстве  действительно справедливого и демократического миропорядка, обеспечивающего равную безопасность и устойчивое развитие всех народов мира, либо практика односторонних действий расколет антитеррористическую коалицию, лишит мир способности сплоченно противостоять угрозам мировой стабильности и безопасности.

 

        Экономическая дипломатия

       Стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной жизни. Количественно это находит выражение в опережающих динамику производства темпах роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации - усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.

       Стремительный рост объемов и  разнообразия мирохозяйственных  связей, сопровождающийся усилением экономической  взаимозависимости стран мира - суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате  формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.

       Повышение роли экономической  дипломатии объясняется  в первую очередь  многократным ростом значения внешних  факторов для развития хозяйства России в период реформ. Страна буквально  в одночасье, по историческим меркам, оказалась вовлеченной в водоворот экономической глобализации. При этом российская экономика была вынуждена всего за несколько лет пройти такой этап в эволюции внешнеэкономических связей, который у развитых государств занял десятилетия. С 1991 по 1994 год доля экспорта в ВВП России увеличилась с 5 процентов до 20,5 процента. Заметно возросла роль иностранных инвестиций в экономическом развитии страны. Все это говорит о том, что внешнеэкономические факторы имеют сегодня более важное значение для экономики России, чем когда-либо в прошлом. В полной мере это относится и к условиям ее участия в мировой экономической системе.

       Новым фактором, требующим  от нашей экономической  дипломатии серьезного осмысления и решительных  действий, стало глубокое изменение самой  сути понятия экономической безопасности России в условиях глобализации. События августа 1998 года показали: от стабильности мировой финансово-экономической системы все больше зависит и экономическое благополучие России. Соответственно, важной задачей российской дипломатии становится постепенное подключение к процессам разработки новой международной торговой системы и финансовой архитектуры, реформирования ключевых многосторонних институтов, действующих в этой сфере.

       Наиболее  убедительными аргументами  российской дипломатии в диалоге с зарубежными партнерами по всем экономическим вопросам — от перестройки международной торговой системы до привлечения инвестиций в страну — являются хозяйственный подъем России, укрепление валютно-финансового положения государства, реальные шаги по совершенствованию правовой базы рыночной экономики.

       Основной  задачей экономической  дипломатии в настоящее  время является обеспечение  интеграции России в  мировую торговую и финансовую систему  на равноправных условиях, устранение дискриминационных  ограничений против российского бизнеса на мировых рынках. На повестке дня — вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это в очередной раз подчеркнул Президент Российской Федерации В. Путин в своем обращении к экономической элите Германии, на прошедшей в начале апреля 2005 года в Ганновере встрече с германским канцлером Г. Шредером. Здесь необходимо выдержать оптимальный баланс между необходимостью защиты внутреннего рынка товаров и услуг и продвижением интересов наших экспортеров на рынке международном. Поэтому в вопросе о членстве в ВТО главное — не сроки вступления, а приемлемость для нашей экономики условий участия России в мировой торговой системе.

       Российская  Федерация уже  осуществила ряд  важных шагов по пути присоединения к  ВТО. В Государственную думу внесен пакет законопроектов, призванных привести российское законодательство в соответствие с нормами и принципами международной торговой практики. Среди них проект нового Таможенного кодекса, нормативные акты, регулирующие основы лицензирования экспортных и импортных операций, применение антидемпинговых и компенсационных мер, сертификации и стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности.

       В качестве присоединяющейся страны Россия сможет принять участие  в выработке правил мировой торговли в ходе идущего сейчас «раунда развития» ВТО. Таким образом. Российская Федерация на деле втягивается в многостороннюю систему регулирования мировых экономических отношений.

       Все более значимым направлением экономической дипломатии России становится обеспечение участия страны в процессах региональной интеграции. В перспективе региональная интеграция может стать одним из наиболее действенных средств придания ходу глобализации управляемого характера.

       Разумеется, фундаментальное  значение для России имеют интеграционные процессы в рамках СНГ. По мере подъема экономики нашей страны и ее партнеров по Содружеству это региональное объединение может в перспективе сыграть роль одного из стабилизирующих факторов в глобальной экономике.

       Крупным шагом в продвижении интеграционных процессов на пространстве СНГ — и одновременно вкладом в создание региональных механизмов регулирования процессов глобализации — стало образование Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Россия, Белоруссия. Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Разработанный при самом активном участии России Договор об образовании ЕврАзЭС является основой для перевода сотрудничества между партнерами на качественно новый уровень. Он не только призван повысить эффективность взаимодействия государств-участников, но и создать необходимые предпосылки для постепенной передачи органам Сообщества определенных наднациональных полномочий.

       Особо следует отметить то, что в основу ЕврАзЭС положены демократические  принципы построения нового миропорядка в условиях глобализации. Система принятия решений выстроена таким образом, что исключает доминирование какого-либо одного государства, нацеливает партнеров на поиск взаимоприемлемых компромиссов. ЕврАзЭС открыто для всех государств, которые примут на себя обязательства по Договору и другим действующим в рамках Сообщества соглашениям.

       Есть  веские основания  полагать, что при  заинтересованном подходе  со стороны всех участников ЕврАзЭС станет крупным  полюсом сотрудничества в рамках СНГ.

       Важный  вклад в придание более стабильного, управляемого характера процессам глобализации может внести долгосрочное экономическое сотрудничество России и Евросоюза.

Информация о работе Внешняя политика России в современных условиях