Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.
Введение
Формирование и реализация внешней политики РФ
Международная безопасность
Экономическая дипломатия
Приоритеты и направления внешней политики РФ
Заключение
Список использованной литературы
Россия не понаслышке знакома с этой проблемой. Опыт контртеррористической операции в Чечне показывает: чем активнее идет восстановление мирной экономики, чем больше рабочих мест готовы предложить бывшим боевикам власти — тем быстрее редеют ряды наемников, предлагающих свои услуги бандформированиям.
Безусловно, концептуальные подходы ООН к превентивной дипломатии и имеющийся для этого инструментарий нуждаются в совершенствовании. Однако имеющиеся в этой сфере деятельности Организации недостатки и слабости — не основание для принижения миротворческих возможностей ООН и тем более для действий в обход Совета Безопасности. Напротив, укрепление роли ООН превращается в сугубо практический вопрос поддержания международной безопасности.
Нигде потребность в выработке солидарного ответа человечества на вызовы глобализации не ощущается так остро, как в сфере борьбы с терроризмом.
Террористическая угроза была определена в качестве одной из основных в Концепции национальной безопасности, утвержденной президентом России в 1997 году. Россия и ее партнеры по Содружеству развернули активную практическую борьбу с этим злом на основе Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, подписанного членами СНГ в 1999 году. Был создан Антитеррористический центр Содружества — первая специализированная региональная структура такого рода в Евразии. Государства – члены Договора о коллективной безопасности задолго до терактов в США привлекали внимание мирового сообщества к растущей угрозе, которая исходила от режима талибов.
Россия одной из первых начала бить тревогу по поводу резкого возрастания опасности международного терроризма и, в частности, его очага в Афганистане, который стал источником распространения террористической деятельности в масштабах всего региона, а затем и далеко за его пределами.
Российская дипломатия выступила за активизацию роли Совета Безопасности ООН в борьбе с терроризмом. Еще в 1999 году по инициативе России Совет впервые приступил к комплексному рассмотрению проблемы терроризма как угрозы международному миру и безопасности.
Вместе с тем борьба с терроризмом, разумеется, не ограничивается одним Афганистаном. Россия выступает за создание глобальной, комплексной системы противодействия международному терроризму, которая могла бы стать своего рода моделью коллективного управления международными отношениями в эпоху глобализации. Прежде всего, такая система должна быть действительно глобальной по составу участников. Опыт деятельности антитеррористической коалиции ясно показал: столь сложную проблему международной безопасности, как борьба с глобальной террористической сетью, невозможно решить на односторонней или блоковой основе.
Необходимым условием укрепления глобальной антитеррористической коалиции является создание прочной правовой базы широкого международного сотрудничества в данной сфере.
Осенью 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373, нацеленную на нейтрализацию террористической угрозы. Речь идет о конкретных действенных мерах: полном запрете финансирования и любой другой поддержки терроризма, незамедлительном прекращении деятельности по вербовке террористов, усилении мер пограничного контроля для пресечения проникновения террористов, об обмене информацией и сотрудничестве между всеми государствами по вопросам координации антитеррористической борьбы. Исключительно важно и то, что впервые в истории ООН создан специальный орган для содействия государствам в «финансовой войне» против терроризма — Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН.
Россия также предлагает изучить возможность за крепления в международном праве принципа ответственности государств за непринятие мер по отношению к террористам, которые находятся на их территории и под их юрисдикцией.
Россия поддерживает срочные и решительные меры по борьбе с терроризмом на коллективной основе, при строгом соблюдении международного права и решений СБ ООН. В то же время возражает против попыток бездоказательного отнесения тех или иных стран к числу «пособников террористов». Составление «черны списков» государств может лишь подорвать единство членов антитеррористической коалиции, скомпрометировать ее цели и моральные основы в глазах международного сообщества.
Центром глобальной системы борьбы с терроризмом призвана стать ООН, обладающая универсальностью, авторитетом, опытом и ресурсами для организации коллективного отпора терроризму на прочном фундаменте международного права. Под эгидой ООН Россия предлагает создать Центр по координации содействия государствам в решении кризисных ситуаций, вызванных актами терроризма. Деятельность такой структура была бы сосредоточена на оказании консультативной и материально-технической помощи в ликвидации последствий терактов.
Но вместе с тем, роль Объединенных наций не должна замыкаться на этой «антикризисной» функции. Речь должна идти о комплексном, долгосрочном использовании потенциала ООН не только для борьбы с самим терроризмом, но и для устранения его политических и социально-экономических корней. Особая ответственность здесь ложится на Совет Безопасности.
Для успешной борьбы с терроризмом необходим комплексный подход, предполагающий использование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Он прямо связан с неравномерностью социально-экономического развития, разрывом между богатством и бедностью как внутри государств, так и на международной арене. Именно нищета и безвластие в обширных регионах мира стимулируют зачастую появление анклавов международного терроризма. Поэтому проблему борьбы с терроризмом следует рассматривать в контексте решения более крупных политических и социально-экономических проблем, которые являются настоящей основой политического экстремизма и насилия.
Одним словом, глобальная угроза международного терроризма поставила перед сообществом государств жесткую дилемму. Либо мы солидарно объединим усилия в строительстве действительно справедливого и демократического миропорядка, обеспечивающего равную безопасность и устойчивое развитие всех народов мира, либо практика односторонних действий расколет антитеррористическую коалицию, лишит мир способности сплоченно противостоять угрозам мировой стабильности и безопасности.
Экономическая дипломатия
Стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной жизни. Количественно это находит выражение в опережающих динамику производства темпах роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации - усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.
Стремительный рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающийся усилением экономической взаимозависимости стран мира - суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.
Повышение роли экономической дипломатии объясняется в первую очередь многократным ростом значения внешних факторов для развития хозяйства России в период реформ. Страна буквально в одночасье, по историческим меркам, оказалась вовлеченной в водоворот экономической глобализации. При этом российская экономика была вынуждена всего за несколько лет пройти такой этап в эволюции внешнеэкономических связей, который у развитых государств занял десятилетия. С 1991 по 1994 год доля экспорта в ВВП России увеличилась с 5 процентов до 20,5 процента. Заметно возросла роль иностранных инвестиций в экономическом развитии страны. Все это говорит о том, что внешнеэкономические факторы имеют сегодня более важное значение для экономики России, чем когда-либо в прошлом. В полной мере это относится и к условиям ее участия в мировой экономической системе.
Новым фактором, требующим от нашей экономической дипломатии серьезного осмысления и решительных действий, стало глубокое изменение самой сути понятия экономической безопасности России в условиях глобализации. События августа 1998 года показали: от стабильности мировой финансово-экономической системы все больше зависит и экономическое благополучие России. Соответственно, важной задачей российской дипломатии становится постепенное подключение к процессам разработки новой международной торговой системы и финансовой архитектуры, реформирования ключевых многосторонних институтов, действующих в этой сфере.
Наиболее убедительными аргументами российской дипломатии в диалоге с зарубежными партнерами по всем экономическим вопросам — от перестройки международной торговой системы до привлечения инвестиций в страну — являются хозяйственный подъем России, укрепление валютно-финансового положения государства, реальные шаги по совершенствованию правовой базы рыночной экономики.
Основной задачей экономической дипломатии в настоящее время является обеспечение интеграции России в мировую торговую и финансовую систему на равноправных условиях, устранение дискриминационных ограничений против российского бизнеса на мировых рынках. На повестке дня — вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это в очередной раз подчеркнул Президент Российской Федерации В. Путин в своем обращении к экономической элите Германии, на прошедшей в начале апреля 2005 года в Ганновере встрече с германским канцлером Г. Шредером. Здесь необходимо выдержать оптимальный баланс между необходимостью защиты внутреннего рынка товаров и услуг и продвижением интересов наших экспортеров на рынке международном. Поэтому в вопросе о членстве в ВТО главное — не сроки вступления, а приемлемость для нашей экономики условий участия России в мировой торговой системе.
Российская Федерация уже осуществила ряд важных шагов по пути присоединения к ВТО. В Государственную думу внесен пакет законопроектов, призванных привести российское законодательство в соответствие с нормами и принципами международной торговой практики. Среди них проект нового Таможенного кодекса, нормативные акты, регулирующие основы лицензирования экспортных и импортных операций, применение антидемпинговых и компенсационных мер, сертификации и стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности.
В качестве присоединяющейся страны Россия сможет принять участие в выработке правил мировой торговли в ходе идущего сейчас «раунда развития» ВТО. Таким образом. Российская Федерация на деле втягивается в многостороннюю систему регулирования мировых экономических отношений.
Все более значимым направлением экономической дипломатии России становится обеспечение участия страны в процессах региональной интеграции. В перспективе региональная интеграция может стать одним из наиболее действенных средств придания ходу глобализации управляемого характера.
Разумеется, фундаментальное значение для России имеют интеграционные процессы в рамках СНГ. По мере подъема экономики нашей страны и ее партнеров по Содружеству это региональное объединение может в перспективе сыграть роль одного из стабилизирующих факторов в глобальной экономике.
Крупным шагом в продвижении интеграционных процессов на пространстве СНГ — и одновременно вкладом в создание региональных механизмов регулирования процессов глобализации — стало образование Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Россия, Белоруссия. Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Разработанный при самом активном участии России Договор об образовании ЕврАзЭС является основой для перевода сотрудничества между партнерами на качественно новый уровень. Он не только призван повысить эффективность взаимодействия государств-участников, но и создать необходимые предпосылки для постепенной передачи органам Сообщества определенных наднациональных полномочий.
Особо следует отметить то, что в основу ЕврАзЭС положены демократические принципы построения нового миропорядка в условиях глобализации. Система принятия решений выстроена таким образом, что исключает доминирование какого-либо одного государства, нацеливает партнеров на поиск взаимоприемлемых компромиссов. ЕврАзЭС открыто для всех государств, которые примут на себя обязательства по Договору и другим действующим в рамках Сообщества соглашениям.
Есть веские основания полагать, что при заинтересованном подходе со стороны всех участников ЕврАзЭС станет крупным полюсом сотрудничества в рамках СНГ.
Важный вклад в придание более стабильного, управляемого характера процессам глобализации может внести долгосрочное экономическое сотрудничество России и Евросоюза.
Информация о работе Внешняя политика России в современных условиях