Внешняя политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Краткое описание

Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.

Оглавление

Введение
Формирование и реализация внешней политики РФ
Международная безопасность
Экономическая дипломатия
Приоритеты и направления внешней политики РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

порт.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

       Это в первую очередь  относится к такой  жизненно важной сфере  экономики, как энергетика. Здесь особенно ясно виден взаимодополняющий характер интересов России – одного из ведущих мировых экспортеров энергоносителей, и стран Европейского союза — крупнейшего в мире рынка энергии.

       Важное  значение имеет объединение  усилий России и стран  ЕС в проведении научных  исследований и разработок. В условиях глобализации именно наукоемкость производственной сферы становится одним из главных факторов, определяющих положение государств в мировой экономике, их привлекательность как партнеров по торговле и инвестиционному сотрудничеству.

       Подъем  российской экономики  в сочетании с  динамичным развитием  отношений с ведущими странами Азии, прежде всего с Китаем, Индией, членами АСЕАН, Ираном и Японией, создает серьезные  предпосылки и  для качественного  наращивания участия  России в интеграционных процессах на этом континенте. Россия своей практической линией в политической и экономической сфере способствует укреплению существующих в АТР интеграционных механизмов, прежде всего форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и Регионального форума АСЕАН. Предлагаемые ею масштабные двух- и многосторонние экономические проекты могут серьезно укрепить устойчивость и динамику развития Азиатского региона именно с учетом новых, дестабилизирующих вызовов и рисков глобализации, которые с особой силой проявились здесь в период финансово-экономического кризиса 1997—1998 годов. В свою очередь, дальнейшая интеграция России в систему регионального сотрудничества станет фактором ускорения развития страны, в том числе Сибири и Дальнего Востока.

       Речь  идет, в частности, об особом месте нашей  страны в формировании новой энергетической инфраструктуры АТР.

       По  прогнозам, доля Азиатско-тихоокеанского региона в мировом  энергопотреблении  будет в обозримой  перспективе неуклонно  расти. Это приведет к увеличению разрыва между собственными запасами энергоресурсов и потребностями экономик этой обширной зоны. Россия готова в долгосрочном плане содействовать стабильности рынка энергоресурсов АТР с помощью строительства крупных нефте- и газопроводов из Сибири в Китай и Корею, масштабных поставок нефти и сжиженного газа с месторождений Сахалина в страны Восточной Азии, АСЕАН и в США.

       Другой  областью деятельности, в которой Россия как евроазиатская  держава могла  бы играть особую роль в Азии, является создание единой транспортной инфраструктуры, в том числе за счет объединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог, формирования транспортных коридоров, соединяющих Европу с Южной Азией через Каспий, Западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока.

       Для того чтобы плюсы, которые несет  с собой глобализация для нашей страны, перевесили возникающие  в связи с ее развитием риски, нужно, говоря словами  Президента Российской Федерации В. В. Путина, «работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова». Экономическая дипломатия государства — важное слагаемое такой работы.

 

Приоритеты и направления внешней политики РФ

       Развитие  процессов глобализации ставит перед внешней  политикой России новые сложные  проблемы и в то же время открывает новые возможности.

       На  протяжении всей истории  Россия ни при каких  обстоятельствах  не могла позволить  себе проводить пассивную  или изоляционистскую внешнюю политику. Напротив, национальные интересы России постоянно  заставляли ее играть активную, а на определенных этапах — системообразующую роль в международных делах.

       Тем более это актуально  в современную  эпоху, когда страна, как подчеркивал  В.В. Путин, активно интегрируется в мировое сообщество. Россия в состоянии вносить существенный конструктивный вклад в дело формирования новой системы международных отношений. При этом необходимо и впредь проводить прагматичную политику, исходя из конкретных возможностей и национальных интересов. Залогом такой международной роли России являются начавшееся возрождение экономики страны, дальнейшая стабилизация демократических процессов, растущее согласие в обществе в отношении базовых принципов и приоритетов внешней политики.

       В предстоящий период в российской внешней  политике будет неуклонно  увеличиваться удельный  вес экономической дипломатии. Здесь на передний план выходят такие задачи, как содействие укреплению экономики России и обновлению внешнеэкономической специализации, обеспечение полноправного участия в международных экономических организациях, помощь российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, привлечение иностранных инвестиций, решение проблем внешней задолженности. Россия относится к государствам, для которых глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики – помочь минимизировать эти опасности, в частности содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого, бескризисного развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.

       Несколько слов о региональных приоритетах. Россия – государство, занимающее огромное пространство на двух континентах. Само ее геополитическое положение уже предполагает многовекторную политику, сбалансированную в географическом отношении.

       Центральным направлением было и  остается сотрудничество с государствами  СНГ. Причем и здесь  Россия будет действовать  с позиций реализма, принимая во внимание встречную открытость и готовность партнеров по СНГ учитывать российские интересы. Интеграция для России не самоцель, но и не пустой лозунг.

       Традиционным  для России приоритетом  во внешней политике является Европа. На этом направлении  реализуется основной массив ее внешних интересов. Пожалуй, из всех внешних факторов именно процессы, разворачивающиеся в Европе, оказывают наиболее значимое воздействие на происходящее в России. Здесь можно выделить две основные задачи. Первая – продолжение линии на создание стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. Вторая – придание дополнительного импульса разностороннему сотрудничеству между Россией и Европейским союзом. Уже сейчас ЕС – один из главных российских партнеров в мировой политике и экономике. Главная цель в этом направлении – устойчивое, долгосрочное и равноправное партнерство с ЕС, свободное от конъюнктурных колебаний.

       Критерий  реализма и прагматизма  будет определять и подход России к  отношениям с НАТО. Объективно оценивая роль альянса, российская сторона исходит из того, что сотрудничество Россия – НАТО способно стать существенным фактором обеспечения безопасности и стабильности на континенте. Но степень эффективности сотрудничества и его уровень будут зависеть от готовности сторон в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, прежде всего по Основополагающему акту. Процесс расширения НАТО объективно ведет к закреплению в Европе зон с различной степенью безопасности и не может восприниматься Россией иначе, как направленный против интересов России.

       Во  внешней политике России будет неуклонно  возрастать значение Азии. Будучи неотъемлемой частью азиатского пространства, Россия имеет здесь  самые широкие  интересы, которые  наполняются дополнительным содержанием благодаря  динамичным процессам развития региона. Российская дипломатия будет делать упор на активизацию участия в основных интеграционных структурах АТР и стремиться к углублению отношений со своими ведущими азиатскими партнерами, прежде всего Китаем, Индией, а также Японией.

       Россия  не будет пренебрегать развитием отношений  с государствами  Африки, их интеграционными  объединениями. Здесь  есть серьезный обоюдный интерес к расширению экономического сотрудничества и политического  диалога. Имеется  большое количество потенциальных возможностей, которые можно использовать во взаимных интересах.

Всеобъемлющий подход к искоренению  международного терроризма предполагает необходимость использования всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Россия согласна внести свой посильный вклад в дело искоренения террористической угрозы. 

Заключение

       Россия  — один из ключевых участников международных  отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт  особую ответственность  за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

       Россия  вместе с Белоруссией  составляют Союзное  государство России и Белоруссии.

       Россия  поддерживает дипломатические  отношения со 191 государством, имеет дипломатические  представительства  в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном и Соломоновыми Островами, а также Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении.

       Международное сообщество признало Россию государством-продолжателем  СССР. Это означает, что, с международно-правовой точки зрения, Россия и СССР — одно и то же государство (в отличие от понятия «правопреемник», подразумевающего смену одного государства другим). Благодаря этому Россия продолжила осуществление всех международных прав и выполнение международных обязательств СССР. Среди них особенно важны статус постоянного члена Совета безопасности ООН, членство в других международных организациях, права и обязательства по международным договорам, имуществу и долгам перед другими государствами.

       Вместе с тем, Россия признается «сверхдержавой» в значительной степени по инерции, поскольку она лишилась многих внешнеполитических позиций, которыми в свое время обладал СССР, и в целом влияние современной России на мировую политику гораздо меньше советского. 
                                                         Список литературы

  1. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997.
  2. Максимычев И. Ф. Российско-германские отношения // И.Ф. Максимычев. – М. : Международная жизнь. – 1996.
  3. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. В.Е.Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта, 2000.
  5. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). – М. – 1995.
  6. Раджабова З.К. Мировая экономика. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  7. Ратцель Ф. Политическая география / Ф. Ратцель. – Munchen-Lpz, 1897.
  8. Сорокин К.Э, Геополитика современного мира и Россия.// Политические исследования. – 1995. №1.
  9. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред.В.В.Вольского.-М.: Дрофа, 2003.

Информация о работе Внешняя политика России в современных условиях