Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационо–ориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 года» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» .
Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций развития инновационных сфер в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………….6
1.1. Стратегия инновационного развития России…………………….. 6
1.2. Человеческий потенциал…………………………………….………13
1.3. Научная деятельность………………………………………………18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР………. 23
2.1 Инновационный характер образования…………………………..23
2.2 Обучение инновационному предпринимательству. Формирование культуры инноваций…………………………………………………………..34
2.3 Инновационная среда……………………………………………….37
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО………………..42
3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления…. 42
3.2. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере………………………………………………………………..45
3.3 Инновационная политика на региональном уровне……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Состояние инновационной сферы.docx

— 186.37 Кб (Скачать)

Во-первых, будет создана  система стимулирования сотрудников  органов государственного управления всех уровней к прохождению переподготовки и повышению квалификации. Будут созданы возможности для получения государственными служащими длительных (до двух лет) отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре, по программам второго высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, в зарубежных университетах.

Во-вторых, будет модернизирована  сама система повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений. Важнейшими направлениями повышения квалификации станут обеспечение освоения современных информационных и управленческих технологий, в т.ч. технологий электронного документооборота, управления знаниями и др.; осуществление механизмов государственной поддержки инноваций и закупки инновационной продукции. Основу системы составят центры повышения квалификации, управляемые частными операторами, Будут созданы условия для привлечения иностранных операторов в данный сектор. Будет создана система оценки квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений в части соответствующих навыков.

К системе государственной  власти, также как к науке, образованию  и бизнесу будут предъявляться требования к ее «открытию» для «внешнего мира», в том числе в плане обеспечения для иностранных пользователей необходимого объема актуальной информации о реализуемой политике. В этих целях все органы государственные власти, ответственные за выработку государственной политики создадут к 2012 году полноценные англоязычные версии своих сайтов в сети Интернет. На уровне Правительства будет введен порядок перевода на иностранный язык и публикации нормативно-правовых актов Правительства, а также основных официальных документов, принимаемых на уровне органов государственной власти. На английский язык будут переведены все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в России.

В квалификационные требования для занятия должностей государственной службы старшей и высшей группы будет включено знание иностранного языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами.

 

3.2 Инновации в общественном секторе, инфраструктурных

отраслях и  в социальной сфере

 

Внедрение инноваций в  общественном секторе и социальной сфере позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить «обратную связь» в отношении контроля своевременности и качества, повысить их доступность.

В этих целях будет осуществлена разработка концепций инновационного развития сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, а также обеспечено отражение приоритетов инновационного развития в составе стратегий и государственных программ развития соответствующих секторов (отраслей) экономики и социальной сферы.

В концепциях инновационного развития соответствующих секторов будут предложены необходимые меры по внедрению технологических и организационных инноваций, направленных, в том числе, на обеспечение ресурсо- и энергосбережения, повышение эффективности управленческих процессов, оперативности и качества предоставления услуг населению, формированию системы непрерывного образования и «управления знаниями», системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау).

Для реализации концепций  будут сформированы необходимые  управленческие механизмы, включая:

  • определение структурных подразделений в федеральных органах исполнительной власти, ответственных за инновационное развитие соответствующей сферы и создание при них экспертных советов, с участием заинтересованных научных, образовательных организаций, представителей бизнеса и общественности;
  • определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития соответствующей сферы, включая объем финансирования НИОКР, для всех управленческих уровней;
  • совершенствование механизмов планирования исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения новых технологий, повышение качественных характеристик предоставляемых услуг, с учетом лучшего мирового опыта, учета предложений профессиональных ассоциаций;
  • формирование (или конкурсный отбор) и обеспечение поддержки деятельности организационных структур (центров компетенции), отвечающих за содействие внедрению технологических и организационных инноваций на отраслевом уровне;
  • формирование баз данных технологических и организационных инноваций в соответствующей сфере, создание необходимых интернет-ресурсов для их публикации и обсуждения;
  • формирование технологических дорожных карт для планирования разработки конкретных технологий/продуктов, формирование перспективных «технологических платформ».

При этом будет обеспечено проведение экспертизы (в том числе  с привлечением иностранных экспертов) новизны и инновационности предлагаемых технологий относительно мирового уровня.

Для успешной реализации мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере, будет проведена работа по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций, включая:

    • принятие новых или пересмотр технических регламентов, стандартов, требований к качественным характеристикам закупаемой (финансируемой) продукции и услугам в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд и государственных заданий, увязка планов внедрения новых технологий государственными и муниципальными учреждениями с устанавливаемыми требованиями;
    • формирование правовых механизмов передачи в частное управление клиник, учреждений образования и культуры, иных объектов социальной инфраструктуры, при гарантированном обеспечении частными управляющими компаниями выполнения государственных заданий;
    • совершенствование и широкое распространение механизмов передачи в лизинг дорогостоящего оборудования для нужд медицины, образования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры;

Важным направлением станет разработка программ институционального развития Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, направленных на обеспечение использования потенциала фундаментальной и прикладной науки на цели модернизации системы образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства.

При этом будет обеспечена максимально тесная интеграция институтов государственных академий с соответствующими «отраслевыми» вузами, активизировано сотрудничество с зарубежными научными центрами и заинтересованными организациями, работающими в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

В настоящее время государственные  закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.

Приоритетными направлениями  использования инновационного потенциала государственных закупок будут являться:

    • расширение способов и процедур размещения, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры конкурентных переговоров, предквалификацию и т.д.). На первом этапе такое расширение будет происходить в отношении конкретных закупок по решению Правительства Российской Федерации. По мере накопления и анализа опыта проведения таких закупок, минимизации коррупционных рисков, наиболее эффективные процедуры будут институционализированы в законодательстве и распространены на более широкий круг закупок;
    • повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей и детализацию процедур проведения экспертной оценки качества представляемых заявок;
    • разработка пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент. В рамках реализации таких пилотных проектов с участием экспертов, ученых, участников рынка будут идентифицированы текущие и перспективные потребности органов власти и возможности их удовлетворения через закупку уже имеющейся на рынке инновационной продукции, либо через разработку новой.

При идентификации перспективных  потребностей будут широко использоваться результаты научно-технологического прогноза (в т.ч. по методологии Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического планирования (отраслевые стратегии, государственные программы, федеральные целевые программы и т.д.). Будут сформированы перечни современных инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использованы при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня технологий и продуктов (устаревших, энергорасточительных, неэкологичных и т.д.), запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при госзакупках.

Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок.

 

    1. Инновационная политика на региональном уровне

 

Важной предпосылкой повышения  инновационной активности экономики  станет активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и крупнейших городских округов. В целях повышения эффективности деятельности, регионам целесообразно адаптировать опыт успешных инновационно-активных субъектов, таких как Санкт-Петербург, Новосибирская область, Томская область, Республики Татарстан и Мордовия и др. для совершенствования институциональной среды и механизмов использования инновационной инфраструктуры, являющихся основой успешного развития.[8]

В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне будут реализовываться следующие меры:

    • регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;
    • предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на цели активизации инновационной деятельности, в т.ч. оплату прикладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции, выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса. Наращивание доли расходов таких программ, направляемых на поддержку инновационного малого бизнеса до 40-50% в течение следующих трех лет;
    • предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи ориентированные на молодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию;
    • стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
    • реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
    • предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;
    • поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
    • поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий; содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.

Реализация региональной инновационной стратегии будет  направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Формирование базовой  инновационной инфраструктуры (венчурные  фонды, бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации технологий, инжиниринговые центры и др.) будет происходить при поддержке, осуществляемой путем выделения субсидий на конкурсной основе из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. Формирование соответствующих компонентов позволит сократить пробелы в инновационной инфраструктуре, упростить реализацию инновационного «лифта» для создаваемых и растущих компаний, облегчить выход создаваемой инновационной продукции на региональные, российские и международные рынки. Принципиальным является вовлечение всех субъектов Российской Федерации, с учетом степени развития научно-образовательного комплекса и инновационного предпринимательства, в формирование базовой инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства.

Для передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами будут выделены, сформированы и реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста.

Дополнительным элементом  координации региональной деятельности в области поддержки и стимулирования инновационной активности должны стать стратегии социально-экономического развития федеральных округов. В них будет осуществляться горизонтальная и вертикальная увязка по срокам и финансам инициатив имеющих межрегиональное значение, но, в то же время, не попадающих в федеральные стратегии.

Информация о работе Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях